«АВТОСТРАХОВЫЙ» СПРУТ

Выстроенная в масштабах страны коррупционная схема заметна  всем, кроме тех, кто должен с ней  бороться

DETAIL_PICTURE_568682Реклама сверхбыстрого прохождения техосмотра (как с прохождением, так и без!) открыто звучит на радиоканалах Камчатки. Оказывается, всё можно решить за 10 минут, даже не показывая никому свою машину. Платишь деньги миловидной девчушке, сидящей за компьютером в закутке дома быта «Чайка» или одного из многих торговых центров, через день у неё же получаешь готовую диагностическую карту, пришедшую из Москвы иль самого Санкт-Петербурга, и дело в шляпе. Можно смело направляться в страховую компанию за полисом автострахования… Чудеса да и только! До чего дошёл прогресс!

«ВКЛЮЧЕНИЕ ДУРАКА»

Звучит анекдотично, но, увы, не шутка, а реальный факт. Профанация техосмотра стала обыденным явлением. Ещё недавно такими «осмотрами» занимались в сараях, без всякого оборудования, подразделения ЗАО «Техосмотр» – коррупционной структуры, созданной известной страховой компанией. Сейчас этот трагикомичный фарс значительно упростился…
Беседую с  предпринимателем в сфере техобслуживания автотранспорта  Александром Владимировичем Ивановым.
– Это даже не профанация это сговор в  масштабах всей России, –считает Александр Иванов. – Человек проходит у нас техосмотр, получает диагностическую карту, идёт в страховую компанию, но там не хотят заключать с ним договор автосторахования. Это, мол, недействительно, пойдите вот туда, там скажут. Он заходит в сарай, ему говорят, что техосмотр можно пройти в Санкт-Петербурге или под Москвой. Вводятся данные, он платит деньги, и они вроде бы через день привозят ему с материка диагностическую карту… Либо попросту клиенту называется сумма в которую уже включено страхование жизни, диагностическая карта и тд… Это «включением дурака» называется. Они карту здесь же делают, а потом связанная с мошенниками страховая компания выписывает на основании этой фальшивки фиктивный договор ОСАГО.
Предприятие Александра Иванова  входит в число 8 операторов Камчатки, выполняющих реальный техосмотр автомобилей. СТО здесь оборудовано по самым современным требованиям, для чего закупалось дорогостоящее оборудование, так сказать, вложились по полной и надеялись на этом честно заработать
– У меня техосмотр занимает в среднем 30 минут, то есть за 10-часовую рабочую смену мы можем провести не более 20  осмотров, – продолжает Александр Владимирович. – А шаромыжники из сараев умудрялись выполнить за день мою месячную норму. Они наштамповали десятки тысяч таких «осмотров», а сейчас, когда контору всё же прикрыли, так как у них нет никакой техники, они оформляют осмотры в Москве и Петербурге…
Проведём и мы арифметические подсчёты. В Петропавловске-Камчатском постоянно выполняют реальный техосмотр 8 операторов. За год они суммарно могут обслужить порядка 40 000 автомашин. В то же время в краевой столице, согласно официальной статистике, машин никак не меньше 100 000. То есть, 60 000 единиц автотехники прошли осмотр фиктивно.

ЗАСТАВИТЬ ПРОЗРЕТЬ «ВЕЛИКОГО СЛЕПОГО»

Халявный (как, и слишком доступный) сыр, как известно, есть только в мышеловке. Обладатели таких «филькиных грамот», порой, не отдают себе отчёт, что их проблемы решены только до первого страхового случая. Когда таковой наступает, выясняется, что страховой полис с точно таким же номером (!) может существовать и в Москве (или Санкт-Петребурге или в любом другом городе). Чудес-то всё же не бывает! Печатаются два страховых бланка с одним и тем же номером: один выдают на Камчатке, второй – на материке, но уже другому человеку. Действительный – тот, что «материковский», а обладателю его камчатского «двойника» получить страховку бывает крайне проблематично. Страховая компания на вполне законных основаниях умывает руки: бланк, мол, фальшивый, компания не получила страховую премию, поэтому не будет платить страховку, подавайте в суд.
– Масштабы афёры колоссальные, – говорит дальше Александр Иванов. –   Коррупция на самом высоком уровне, законодательном. Этот спрут всю страну опутал. Наглые, хладнокровные мерзавцы цинично попирают закон. То, что они дурачат владельцев автотранспорта ещё пол беды. Страшнее другое – кто считал погибших на дорогах из-за неудовлетворительного состояния автотехники? Техосмотр ведь, в первую очередь, нужен, чтобы определить степень готовности техники к эксплуатации, выявить возможные неисправности… А о какой объективной диагностике может идти речь, когда во главе угла только деньги?
Как рассказал Александр Иванов, неравнодушные представители авторемонтной отрасли давно пытались обратить внимание правоохранительных органов на творящуюся вакханалию:
–  Сейчас вроде как идёт расследование. Мы полицию напрягли… Ох, как им это не нравится! Нам даже высказывались претензии с их стороны, хотя претензии могут быть у нас, налогоплательщиков, к качеству работы органов, призванных стоять на страже закона. Всё добросовестно спускается на тормозах… А мы хотим заставить полицию через суд, чтобы они проверяли в базе данных, где пройден техосмотр машины. Если на материке – применять власть. Ведь понятно, что никто туда машины на осмотр фактически не гоняет!.. А начнут пускай хотя бы с таксистов, работающих по найму. Они ведь людей перевозят!. Нужно писать в Центробанк о лишении лицензии страховых компаний, замешанных в афере. Они, в общем-то, очень хорошо известны. Необходимо прикрыть этот постыдный фарс, чтобы люди  увидели, что в стране есть закон.

ТО1

ПИСЬМА  БЕЗ  ОТВЕТА

Не дожидаясь, когда «прозреют» штатные правоохранители, своё расследование провела общественность в лице Камчатского отделения Общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией». По результатам председатель регионального отделения комиссии Сергей Мылов направил официальное письмо прокурору Камчатского края Анатолию Князеву. Констатируя в письме подтвердившиеся  факты явных нарушений закона, Сергей Мылов для убедительности назвал несколько конкретных примеров фиктивного прохождения техосмотра. Каждый из них может быть предметом уголовного преследования, а таковых на самом деле  –  десятки тысяч.
Примеры такие:
1.Автомобиль гос. номер К923 УТ 41 прошел технический осмотр 03.12.2014 года  в Московской области  у технического эксперта   Климова Виктора Михайловича.
2. Автомобиль гос. номер А  743  УМ 41 прошел технический осмотр  30.06.2014 года в Московской области в ООО «Кэлби» у технического эксперта   Насакина  Николая Александровича.
3. Автомобиль гос. номер А 645 УТ 41 прошел технический осмотр 01.12.2014 года в г. Санкт-Петербург,   в ООО «СТО 1» у технического эксперта     Ровенских Константина Николаевича.
Как отмечается в письме, «в официальные документы, предоставляющие права на управление исправными транспортными средствами, вносится недостоверная информация, лица, вносящие такую информацию, совершают уголовно наказуемые деяния, равно как и автолюбители, их использующие… Действительные масштабы нарушений может определить массовая проверка документов о прохождении техосмотра камчатскими транспортными средствами. Её актуальность назрела давно. В рамках проводимой проверки необходимо истребовать информацию о юридических  лицах  и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих выдачу диагностических карт на осмотренные автомобили, в свете реализации Федерального закона №  307-ФЗ от 14.10.2014 года, который чётко предусматривает ответственность операторов технического осмотра за выдачу недостоверных диагностических карт и передачу ложных сведений в единую информационную систему… Общими усилиями органов власти и общественности можно понизить печальную статистику  дорожно-транспортных происшествий на полуострове, усилив контроль за допуском к участию в движении только  технически исправного транспорта… Пока же фальсифицированные документы не только принимаются  страховыми компаниями, но и сама их выдача производится не без участия некоторых страховых компаний. Это приводит  к необоснованному  завышению  страховых премий для этих компаний, а впоследствии – к невыплатам страхового возмещения автовладельцам при наступлении страхового случая. А главное, творимое беззаконие  приводит к человеческим жертвам.
Поскольку на территории Камчатского края выдачу полисов ОСАГО производит в настоящее время только страховая компания «Росгосстрах», то именно в ее архивах наибольшее количество интересующей информации. В  комиссию поступают заявления о том, что в «Росгосстрахе» соглашаются  оформить полис ОСАГО только, если осмотр будет пройден на пункте ТО, который расположен рядом с офисом этой компании. Можно предположить, что данный пункт техосмотра  аффилирован со страховой компанией. Большие сомнения вызывает оснащенность пункта, а количество проведенных за рабочий день осмотров явно превышает его технические возможности во  много раз.
В связи с изложенным просим Вас  в установленный законом РФ срок,  в целях обеспечения безопасности  жизни и здоровья жителей Камчатского края, провести надлежащую прокурорскую проверку по изложенным обстоятельствам и  направить комиссии мотивированный ответ для опубликования в СМИ».
Аналогичное письмо Сергей Мылов направил 6 декабря начальнику краевого УМВД генерал-майору полиции Александру Сидоренко, обращая внимание полицейского генерала на действия на Камчатке организованной преступной группы. Обращался он и к начальнику управления экономической безопасности и противодействия коррупции краевого УМВД подполковнику полиции Сергею Скороходу, получив в ответ сетования на несовершенство законодательной базы.
– Спрашиваю: почему не изымаете незаконно полученные страховые полисы? – поделился со мной Сергей Мылов горьким опытом безуспешных попыток активизировать полицию. – В полиции отвечают: не имеем права. Это полиция-то не имеет право пресечь происходящее прямо под носом мошенничество?.. Эти сказки пусть они детям расскажут?! Ведь именно полиция должна пресекать нарушение закона и нарушение прав граждан , у них и в их лозунге написано «Служим закону ,служим народу» или уже может не так??

ЧТО ТАМ МАВРОДИ?

24 декабря обо всём этом шла речь на общественном слушании в правительстве Камчатского края под председательством заместителя главы краевого правительства Юрия Николаевича Зубаря. Как отметили некоторые выступавшие, состав преступления  (мошенничества) в действиях участников афёры усматривается предельно чётко: изготовление  недостоверных диагностических карт, предоставление недостоверных сведений, распространение дублирующих друг друга полисов… Всё это действия, могущие напрямую повлечь человеческие жертвы (и влекущие, к сожалению – по смертности на дорогах показатели России превышают европейские в кратной степени). Не усматривать тут уголовного состава просто смешно.
Один из участников слушаний напомнил, что пол года назад полиция возбудила уголовное дело по фактам изготовления недостоверных мед. книжек. Ещё раньше, в пресловутые 90-е, после долгой раскачки и возмущения общественности, тогда ещё милиция взялась-таки за напёрсточников. В своё время посадили знаменитого гения финансовых пирамид Сергея Мавроди… Аналогий с сегодняшними аферистами автострахования более, чем достаточно. Боюсь только, что в этот раз общественность столкнулась с гораздо более сильным злом, имеющим  могущественных покровителей на всех, без исключения, эшелонах власти. Именно этим, а не детским лепетом по поводу «несовершенства законодательной базы», объясняется удивительная «терпимость» правоохранительных органов к организованной автостраховательной  преступности.
– Рынок этих услуг на Камчатке около 300-400 миллионов рублей, – прозвучало на общественном слушании. – Это огромные деньги; мошенники будут за них отчаянно бороться, и никто ничего с ними не сделает, пока  этим не займётся полиция.
Выступающего поправили, что куш составляет, скорее даже не миллионы, а миллиарды рублей, а этого с лихвой хватит и на «крышу» в высоких коридорах власти, и на «розовые очки» для тех, кто по своему служебному долгу обязан искоренять подобные массовые нарушения законов России.

ОПАСНАЯ «СМЫЧКА»

Я просмотрел информацию по данной теме в Интернете.
В начале осени прошлого года Калининградская и Мурманская областные думы выступили с законодательной инициативой в Госдуму России, чтобы изменить абсурдный порядок получения полисов ОСАГО. Вот что провинциальные депутаты написали столичным коллегам в пояснительной записке к своему законопроекту: «С начала 2012 года контроль за техосмотром передан страховщикам, которые за неисполнение своих полномочий не несут никакой ответственности. Это привело к резкому росту аварийности, связанной с технической неисправностью автотранспорта… Диагностические карты в большинстве случаев выдают вместе с полисом ОСАГО без проведения реального ТО, а фактически его проходит не более 20% личного автотранспорта». Далее приводятся высказывания одного из инициаторов подготовки законопроекта, гендиректора союза «Техэксперт» Сергея Зайцева: «Получилось, что один вид профессиональный деятельности стал подконтролен другому  –страхованию. В результате решается коммерческий интерес лишь одной из сторон, растут доходы у страховщиков. Сочетание страхования с техосмотром – это нонсенс. Финансовый интерес для страховой компании всегда будет преобладать, продажа диагностических карт стала дополнительным источником дохода при продаже полисов ОСАГО… Нынешняя    аккредитация экспертов при Российском союзе автостраховщиков, по сути, только декларация. На рынке работает свыше 1000 лжеоператоров и аккредитованных при них экспертов. Эти же операторы получили доступ к базе ТО ГИБДД и иногда отдают ключи от системы страховым агентам и компаниям, которые продают диагностические карты зачастую дороже, чем классические станции ТО. Когда произошла эта смычка, диагностическая карта стала просто бумажкой».
Очень символичное в этом высказывании слово «смычка». Оно точно передаёт ситуацию в нашем несчастном Отечестве, где в погоне за неправедными сверхприбылями (за народный, конечно, счёт) легко «смыкаются» откровенные жулики и респектабельные представители власти.
Калининградские и мурманские депутаты предложили передать   кураторство системой техосмотра в Российский союз организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств, при контроле  со стороны государства в лице  Ространснадзора Министерства транспорта РФ  и ГИБДД. Кроме того, законопроект предполагал вернуть в Кодекс об административных правонарушениях статью о штрафах за отсутствие техосмотра: от 500-800 рублей в первый раз и от 5 000 рублей до лишения прав на 3 месяца при повторном нарушении.
Разумеется, такая инициатива вызвала резкий протест находящегося на раздаче у кормушки Российского союза автостраховщиков. Почитайте аргументацию президента этого союза, Павла Бунина: «Передача полномочий по аккредитации операторов техосмотра и контроля за их деятельностью от РСА в чьи-либо руки лишена всякого смысла, так как никакое новое образование не сможет гарантированно обеспечить предусмотренные законодательством высокие требования, предъявляемые к деятельности РСА в сфере ТО. На сегодня в РСА эффективно налажен процесс надлежащего исполнения этих функций и накоплен большой опыт для дальнейшего совершенствования ТО, так что передача функций РСА какому-либо участнику рынка как минимум нерациональна».
67999a774d9f00cf409d6766f412eb2eКомментировать риторику господина Бунина нет необходимости. Каким «высоким требованиям» соответствует «эффективно налаженный» союзом автостраховщиков «процесс надлежащего исполнения  функций»  в сфере техосмотра и какой уже «накоплен большой опыт для дальнейшего совершенствования», хорошо видно из многих вышеприведённых фактов. В сфере выкачивания денег из кошельков сограждан процесс налажен действительно эффективно, по самым высоким требованиям, и опыт накоплен достаточный, а предела совершенствованию в этом деле, конечно, нет… Как думаешь, читатель, чья взяла в этом споре? Несложно догадаться, что провинциалам из двух окраин империи не удалось перешибить своей слабосильной плетью столь мощного обуха. Законопроект  «замурижили» в  федеральных министерствах, и он не дошёл даже до первого чтения. «Смычка» в очередной раз оказалась непрошибаемой.
Этим, правда, дело не кончилось. Несколько позже в атаку на бастионы РСА, мёртвой хваткой сжимающего аппетитное вымя своей дойной коровы, пошёл депутат из Санкт-Петербурга,  председатель профильной комиссии по транспортному комплексу петербургского Заксобрания Алексей Палин, разработавший законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части организации проведения технического осмотра транспортных средств». Он предлагает забрать полномочия по проведению техосмотра у Российского союза автостраховщиков и передать их членам другого профильного союза: по контролю и диагностике техсостояния транспортных средств. По сути, тоже, что предложили депутаты из Мурманска и Калининграда. Законопроект Палина тоже предусматривает вернуть штрафы за управление машиной, не прошедшей техосмотр: от 500 до 800 рублей за первое нарушение и до  50 тысяч или лишение прав на 3 месяца при повторном.
Реакция РСА была той же, и «смычка» по-прежнему оказалась несгибаемой. Законопроект петербургского депутата, во многом повторивший позицию  калининградцев и мурманчан, так и не стал федеральным законом. Правда, как уже говорилось выше, в ноябре Госдумой был принят закон № 307-ФЗ, предусматривающий ответственность операторов технического осмотра за выдачу недостоверных диагностических карт и передачу ложных сведений в единую информационную систему. Вот, казалось бы, готовый юридический инструментарий нашим правоохранительным органам, сетующим на несовершенство законов. Но решительности это им пока не придало.

«КТО СБЕРЁГ СВОИ НЕРВЫ…»

Любопытно, что в некоторых регионах ранее предпринимались слабые попытки потыкать тонкой пикой карательных мер жирную тушу «автострахового» спрута. Притом, задолго до появления закона № 307-ФЗ. Я нашёл в Интернете несколько таких примеров.
Ещё в самом начале техосмотрового абсурда, в 2012 году, прокуратура города Магадана провела проверку соблюдения сотрудниками филиала ООО «Росгосстрах» в Магаданской области законодательства при выдаче владельцам транспортных средств талонов технического осмотра и установила, что данную деятельность они осуществляли незаконно. Магаданский городской суд удовлетворил исковые заявления прокуратуры и областному филиалу ООО «Росгосстрах» запретили осуществлять вышеназванную деятельность.
В январе 2013-го та же магаданская городская прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении гражданина, обвиняемого в совершении двух преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 4 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп). По версии следствия, 14 января 2013 года технический эксперт одного из специализированных предприятий получил от жителя Магадана 2 500 рублей за незаконное внесение в диагностическую карту заведомо ложных сведений о проведении техосмотра легкового автомобиля. От другого магаданца ловкач получил за фиктивное проведение техосмотра 2 000 рублей. Преступления были раскрыты в результате оперативно-розыскных мероприятий отделом экономической безопасности и противодействия коррупции городской полиции.
10 сентября 2013 года сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Красноярскому краю выявили факт получения денежного вознаграждения экспертом, выдавшим диагностическую карту без фактического осмотра транспортного средства. Уголовное дело было возбуждено по тем же основаниям, что в Магадане (ч. 4 ст. 204 УК РФ). Красноярское управление МВД даже обратилось тогда к согражданам с призывом сообщать по телефону доверия факты нарушений. Сознательность, думаю, проявили немногие, поскольку подкуп дело обоюдное: ответственность несёт не только берущий, но и дающий.
Подобные примеры наверняка были ещё. Но, в виду глобального характера афёры, масштаб, конечно, мизерный. На скамье подсудимых, наряду с мелкой сошкой рядовых исполнителей, давно должны оказаться фигуры совсем другого калибра, которые по сей день комфортно восседают в высоких креслах и даже поучают нас, какие законы принимать целесообразно, а какие нет (и, разумеется, напрямую влияют на то, какие законы стране «нужнее»)… Комариными укусами кажутся потуги магаданских и красноярских оперативников в сравнении с действительным масштабом проблемы.  Но, честно говоря, даже их слабые попытки покарать зло вызывают больше уважения, чем молчаливое согласие коллег из других регионов, в числе которых наша любимая Камчатка. Помните песню из белогвардейского цикла: «…кто сберёг свои нервы, тот не спас свою честь» ?
Такова грустная правда, терпеливый читатель, дочитавший до конца эти длинные строки.  В обществе, где практически задавлена оппозиция, и единственно верной считается одна-единственная линия, легко манипулировать людьми и цинично попирать законы.
И всё-таки мы уже далеко не те, кем можно было безнаказанно помыкать. Русские (а таковыми могут по праву считать себя все, кому близка общая для нас Родина), как известно, долго запрягают, но уж потом… Рано или поздно, общественность заставит власть и её органы выполнять свои элементарные обязанности перед народом, важнейшая из которых – обеспечение нормальной жизни по законам, а не по уголовным понятиям.

   Александр КРЫШТАЛЬ, независимый журналист.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *