Бомба для чиновника: Путин начинает реальную борьбу с коррупцией

Как известно, все самое важное публикуется у нас на выходные,- чтобы к наступающим будням общество смогло переварить и осмыслить грядущие перемены. 30 июня своим Указом Владимир Путин утвердил «Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 годы». В нем Кремль решился на весьма радикальные шаги.
Почитаем основные пункты этого плана.

Первое:

правительству РФ поручено до 1 октября 2018 года разработать и утвердить методику оценки планов противодействия коррупции федеральных госорганов и эффективности реализации этих планов, а также установить порядок определения должностных лиц федеральных государственных органов, ответственных за разработку и реализацию политики в области противодействия коррупции.

Бюрократы после такого захода вздохнут спокойно. Планы противодействия коррупции давно уже есть во ВСЕХ министерствах, ведомствах и органах власти на местах. Любой, кто устраивается на работу в госорганы и госкорпорации, дает подписку о том, что будет работать честно и даже обязуется сообщать о возможных покушениях на чистоту рядов. Коррупции от такой меры ни тепло, ни холодно…

Второе:

До 1 октября кабинету министров также нужно разработать и утвердить методику проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах РФ.

Стоп! Это — первая неожиданность. Уровень коррупции теперь федеральные власти будут определять не количеством судебных приговоров за взятки и откаты (оно ничтожно!), а впечатлениями населения о масштабах беды. Такого раньше никогда не было. Были отчеты губернаторов и начальников разных ведомств о том, что «кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет».

Третье:

До 1 ноября правительству поручено внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих распространение на ответственных чиновников запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Этот пункт вводит казнокрадов из легкой обеспокоенности в глубокую фрустрацию. Ведь и нынешние законы отнюдь не мягки к коррупционерам (достаточно вспомнить громкие дела Белых, Улюкаева, Хорошавина и пр), а тут еще и новые появятся. Их характер будет уж точно не в сторону смягчения наказаний.

Четвертое:

До 1 февраля 2019 года правительству РФ поручено подготовить предложения о расширении видов имущества, подлежащего обращению в доход Российской Федерации (включая денежные средства и иные ценности, предметы роскоши), если в отношении такого имущества не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Это, пожалуй, самая главная и болезненная мера. И она вовсе не является новацией российского законодательства. На днях «НИ» писали о том, что

В Смоленске суд обратил в доход государства просторную квартиру и престижный автомобиль, принадлежавшие ведущему специалисту районного отдела ЗАГС и её мужу. Дело в том, что женщина, чей официальный доход не превышал 350 000 рублей в год, просто не смогла доказать, откуда у неё деньги на покупку элитных вещей.

Прокуратура выяснила, что в 2015 году пара приобрела квартиру площадью 106,2 кв. м за 4,3 млн руб. А годом позднее семейство купило кроссовер Volkswagen Tiguan стоимостью более 1,5 млн руб. При этом заработок чиновницы не превышал 350 000 руб. в год, и примерно такую же сумму она указывала в декларации, отчитываясь о средних доходах самозанятого супруга.

Можно подумать, что борьба с коррупцией и ограничится погоней за имуществом работников загсов или писарей в районных управах. Но что-то подсказывает, что деятели и рангом повыше уже начали сличать свои затраты с официальными доходами. А вдруг общественники или СМИ, пользуясь расширенным списком подотчетного имущества, начнут публиковать сведения от реальных тратах чиновников? А они ведь начнут…

Пятое:

Генпрокуратуре РФ с участием администрации президента РФ и МИД РФ поручено обеспечить значимое участие России в деятельности Группы государств против коррупции и функционировании обзорного механизма Конвенции ООН против коррупции. Доклад об исполнении представлять ежегодно до 1 февраля.

Для тех, кто не знает, поясним: Конвенция ООН особое внимание уделяет механизму закупок, тендеров, конкурсов, через которые чиновники тратят бюджетные средства и которые во многих странах являются главными «генераторами» коррупции. В России до сих пор 90 процентов тендеров происходят с участием одного поставщика и далеко не всегда на прозрачных основах. А теперь почитаем, что сказано в Конвенции ООН:

Статья 9 — Публичные закупки и управление публичными финансами 

1. Каждое Государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, необходимые меры для создания надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции. Такие системы, которые могут предусматривать надлежащие пороговые показатели при их применении, затрагивают, среди прочего, следующее:

а) публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и надлежащую или уместную информацию о заключении контрактов, с тем чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления их тендерных заявок;

b) установление, заблаговременно, условий участия, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, а также правила проведения торгов, и их опубликование;

с) применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о публичных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур;

d) эффективную систему внутреннего контроля, включая эффективную систему обжалования, для обеспечения юридических средств оспаривания и средств правовой защиты в случае несоблюдения правил или процедур, установленных согласно настоящему пункту;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *