Дальневосточная авиакомпания получит старые канадские самолеты

Хотя президент России требовал выделить ей новые российские


Пока не будут сертифицированы российские самолеты, авиакомпании «Аврора» придется закупать старые иностранные суда . Юрий Смитюк / ТАСС

Больше года назад президент России Владимир Путин дал поручение, в соответствии с которым парк создаваемой на базе «Авроры» единой Дальневосточной авиакомпании (ДАК) должен быть доукомплектован российскими самолетами. Интересы отечественного авиапрома важнее интересов эксплуатантов, уточнил он в октябре 2020 г. Однако из концепции развития компании до 2025 г., с которой ознакомились «Ведомости», следует, что в 2021–2022 гг. она получит два турбовинтовых самолета DHC-6 Twin Otter (19 мест) и семь более вместительных Bombardier DHC-8 (50 пассажиров) и DHC-8-Q400 (на 70–78 мест). А основные поставки новых российских местных и региональных самолетов начнутся только с 2023 г. Это, как предполагается, будет «Байкал» на девять пассажиров производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) и Ил-114-300 на 68 мест производства Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех»). Пока эти модели даже не сертифицированы. До этого из российских самолетов новый дальневосточный перевозчик должен получить только четыре Superjet 100 на 98 мест, а с 2024 г. начнутся поставки L-410, которые также собирает УЗГА по лицензии чешского производителя Aircraft Industries.

При этом в концепции указано, что «в случае неготовности отечественной авиатехники в запланированном объеме» будут поставляться иностранные аналоги. Источник «Ведомостей», близкий к «Ростеху», а также собеседник, знакомый с обсуждением проекта ДАК, утверждают, что и Superjet 100 компания может не получить: программа их поставок на ближайшие годы расписана для авиакомпаний «Россия», Red Wings и «Азимут».

Всего в 2021–2025 гг. ДАК будет закуплено 68 самолетов, из них 45 российских. Выведут из парка 107 воздушных судов, включая 27 вертолетов Ми-8 и все эксплуатируемые старые советские самолеты типа Ан-24 и Ан-26, Як-40, Ан-2 (80 шт.). В итоге парк сократится с 215 судов в 2019 г. до 176 в 2025 г. При этом пассажиропоток к 2025 г. должен вырасти в 2 раза до 2,03 млн человек с 1,04 млн человек в 2019 г.

Представитель Минпромторга говорит, что работа над концепцией авиакомпании пока не завершена, график и объемы поставок еще будут уточняться. При этом в Минвостокразвития и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) утверждают, что график поставок уже согласовали и Минпромторг, и авиакомпания «Аврора», и ГТЛК. Источник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения проекта, пояснил, что у ведомств есть разногласия по проекту. В частности, не ясно, как коррелируют показатели прогнозного пассажиропотока внутри ДФО до 2025 г. и сокращение размера парка воздушных судов объединенной авиакомпании.

Закупка и поддержание летной годности новых российских самолетов обойдется федеральному бюджету в 34 млрд руб. в 2021–2025 гг., из них 914 млн выделят в этом году, следует из концепции. Распорядителем этих денег будет Минпромторг. В Минфине сказали, что работа над финансовой моделью новой «Авроры» и объемами господдержки продолжается.

Пока не будут сертифицированы российские самолеты, авиакомпании придется закупать старые иностранные суда, но с ними могут возникнуть проблемы, говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Речь идет о канадских DHC-8: «Самолеты DHC-8 уже серийно не выпускаются. Их можно приобрести только на вторичном рынке, а возобновление производства модели DHC-8-400 под вопросом. Bombardier ранее продала права на турбовинтовую линейку, и одним из условий продажи был перенос производства с существующей промплощадки на новую. Новую площадку инвесторы так и не нашли, поскольку и заказов на эти самолеты нет», – объясняет Пантелеев. Ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко согласен, что закупать самолеты на вторичном рынке нелогично. «Менять старые советские самолеты нужно на машину, которая выпускается серийно. Иначе у эксплуатантов возникнут те же самые проблемы со стоимостью поддержания летной годности уже через пять лет», – говорит эксперт.

Источник информации: ВЕДОМОСТИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *