Как долго фенольное озеро будет вредить экологии и здоровью людей города Улан- Удэ?

Все мы, так или иначе, переживаем за экологию, которая в наше время страдает от бездействия и равнодушия многих высокопоставленных лиц столицы Бурятии.  Наша командировка в Улан –Удэ не была случайной,  так как нам в редакцию газеты «Общество и власть. Час пик» поступила информация от жителей города , которым не всё равно, что творится рядом с их домами на протяжении 30 лет. В ста метрах от жилых домов и супермаркетов располагается так называемое фенольное озеро, которое находится на территории  бывшего Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода (ЛВРЗ). Это техническая вода, каменноугольная смола. В течение нескольких десятилетий там работала газогенераторная станция,  а с 2005 года  на завод стали  поставлять уже готовый сжиженный газ, и установку убрали.

      Газогенераторная станция на заводе заработала с 1937 года, когда на экологию никто внимания не обращал, и до 1950 года от станции всё сливалось  в реку Уду. Затем с разрешением властей смолу стали перевозить на полигоны стеклозавода, пока его не закрыли. Далее под отходы выделили карьер в поселке Кирзавод.  В результате скапливались ядовитые отходы, превратившиеся в целое озеро. На сегодняшний день его площадь превышает 3,3 га, а глубина равна примерно 4 метрам и 71 тыс квадратных метров сильнозагрязненного грунта.

  Увидеть площадь этого опасного фенольного озера с высоты птичьего полета помог видеосюжет, который представил Горбунов Виталий.

        Кроме фенола здесь, как утверждают жители, есть и другие ядовитые вещества. А вот фенол (карболовая кислота) ядовитое вещество, относящееся ко II классу опасности, которое  при контакте с  кожей может вызывать ожоги на теле, а при вдыхании его паров, несомненно, нарушает работу дыхательных путей, нервной системы и работе сердца. Также данный отстойник с фенолом является угрозой Байкалу, так как по грунтовым водам ядовитые вещества оказываются в реке Селенге, впадающей в озеро Байкал. Уже не первый год ситуация вокруг фенольного озера находится в подвешенном состоянии и вызывает беспокойство жителей города Улан -Удэ.

      В одном из интервью, Александр Сутурин, научный руководитель Ассоциации «Альянс Байкальский» не раз говорил , что каменноугольная смола — это комплекс канцерогенных  веществ, которые чрезвычайно опасны для окружающей среды. Люди совершенно правильно протестуют и отстаивают в буквальном смысле собственное здоровье.

    Под финольном озером находится Лазовское месторождение пресной питьевой  воды, которое имеет  стратегическое значение для республики, и оно тоже в опасности.

    Ещё в 2015году Арбитражный суд Бурятии  обязал  ответчиков возместить ущерб и избавиться от отстойника до 2021 года, а также провести рекультивацию собственникам земельных территорий, компаниям ОАО «РЖД» и ООО «ЛокоТех.  Но этого так и не произошло, и решение суда осталось  не исполнено.

Но вместо того, чтобы исполнять решение суда сейчас предлагают разные варианты:  один из которых предлагает  Людмила  Кислицына, главный гидрогеолог ООО  «Недра  геомониторинг» отстойник ликвидировать прямо на месте без переноса загрязненных компонентов куда – либо.

    Долго решали, как быть, и вот через четыре года власти  выбрали самый дешёвый способ — просто сжечь всё на месте. Лишь народное возмущение способно повлиять на ситуацию. Фенольное озеро в Улан-Удэ «Сжигать нельзя», — заявил лидер «Зелёной»

Такую «рекультивацию» хозяева этих земель называют безопасной, однако экологи бьют тревогу и собирают подписи за отмену такого метода утилизации. Председатель «ЗА» Руслан Хвостов поддержал протестующих и призвал пересмотреть альтернативные пути решения данной проблемы.  Весь процесс по проекту займёт не менее двух лет. А сколько отравляющих веществ  выделится при этом процессе? Об этом кто – то подумал?

    Другой предложенный метод очищения – метод пиролиза. Под понятием пиролиз отходов подразумевают  термическую обработку мусора без доступа кислорода, при котором он разлагается на элементарные вещества и высвобождается полезная энергия. Жидкость и смола  будет переработана методом пиролиза, а в зараженный грунт запустят бактерии, которые очистят его. «Но и здесь возникает много сомнений в эффективности данного проекта, так как пиролизные установки – это колонны нефтеперерабатывающих заводов, которые перерабатывают жидкую природную нефть, а здесь – каменноугольная смола.  Как это может сработать? Что вообще может произойти, не понятно», — объясняет Евгений Кислов, председатель комиссии общественной палаты по развитию территории, экологии и природных ресурсов. Но и считает, что  пиролиз – оптимальный метод, но это должно происходить не на территории города и не в пределах байкальской природной территории.

     Олеся Епина, главный эколог проекта, также считает, что это не чистая смола, а отходы. На дне фенольного озера все вещества смешались с грунтом: под воздействием солнечных лучей, открытого воздуха сырьё претерпело изменение, большая часть фенола испарилась в воздухе.

        Андрей Цырендоржиев, начальник отдела Управления Роспотребнадзора Бурятии, заявил, что, по результатам их исследований, уровень концентрации в воздухе не превышает допустимого значения, и в настоящий момент никаких негативных воздействий в атмосферном воздухе не установлено. Это в воздухе, а кто делал замеры на дне фенольного озера? По решению суда должны рекультивировать  территорию отстойника фенольного озера, которая несет угрозу жизни людей и экологии. Важно то, что в земле. Важно и то, что строительный мусор, который сбрасывается в озеро, дает толчок  развитию озеру. Медлить нельзя!

 Жители города Улан- Удэ обеспокоены  непонятными действиями по отношению к фенольному озеру. Страшно читать предположения ученых, когда компетентные люди противоречат друг другу и предлагают разные версии о фенольном озере.

   На Общественных слушаниях власти, общественность и заказчик так и не смогли прийти к единому мнению. Вопросов много, а действий никаких! Господа чиновники, исполните наконец решения суда! И  не стройте «грандиозные» версии «как было бы лучше» и стоит ли рисковать в данном случае! А нам лишь остается задать вопрос:«Куда смотрит уже несколько лет природоохранная  прокуратура ?»

Свое личное мнение и оценочное суждение журналиста, основанное на имеющейся информации изложила Татьяна  Нагаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *