«КМНС И ИХ ПАРАЗИТЫ???» часть первая (лирическая)

Вот живёшь так в одном дворе с пацанами и знать не знаешь, что через несколько лет твои сверстники ни с того ни с сего стали обладателями прав на традиционную деятельность. Вроде в одной песочнице ковырялись, на велосипедах ездили и в лес ходили и на тебе! Как выяснилось, положения Конституции не гарантируют всеобщего равенства и доступа к богатствам страны. Есть категории населения, которые находятся в более привилегированном положении.

Мы, выходцы из СССР, наслышанные и начитанные о притеснениях индейцев в странах развитого капитализма, особо не ропщем и несмотря на то, что выросли в равных условиях не возмущаемся по поводу неких бонусов, которые как снег на голову упали ближнему.

Можно не пытаться разбираться в терминах «традиционные виды деятельности» и прочей мути. Просто нужно принять как данность, что им (коренным) нужнее. Не если честно, я так и не пойму чем мои ровесники кореннее чем я?? Получается, что всё дело в принадлежности к определенной национальности. И что теперь, мне чувствовать себя человеком второго сорта? Наверное, нет.

В 2008 году, когда так называемые традиционные виды промысла уже лет 50 как вымерли и остались лишь как часть некоего национального колорита, на Камчатке (и не только) представителям КМНС предоставили право на традиционную деятельность.

В числе наиболее предпочтительных видов деятельности естественно оказалось рыболовство, как один из способов доступа к востребованным ресурсам. Основным требованием было доказать свою принадлежность к КМНС. Для чего нужно было предъявить либо паспорт СССР и военный билет с указанием национальности, либо судебное решение, которым тебя из общей массы россиян выводили в  касту «избранных». Бог с ними! Завидовать — грех. Основной массе представителей традиционно проживающих национальностей на Камчатке  завидовать тем более. После развала СССР про малочисленные народы видимо совершенно забыли??

Кто только не пролез в число представителей «нужных» национальностей. В те годы я имел возможность общаться с этими людьми. И поверьте, среди них было гораздо больше национальностей, традиционно употребляющих в пищу шашлыки и сало, нежели рыбу.

Тем не менее, по традиционно сложившейся манере в государстве, дело ограничилось принятием нескольких нормативных документов и в отсутствии какого-либо контроля впоследствии. К чему это привело? Не знаю как в других регионах, но в Камчатском крае так никто и не может назвать количество представителей КМНС. По разным оценкам их от 18 до 25 тысяч. Почему такой разброс? Потому что никому особо это знать не хочется. Для представителей региональной власти это очередной геморрой. Для представителей федеральной власти, задачи которых контролировать деятельность по добыче ВБР представителями КМНС это «геморрой в квадрате» ??. Никто, ни минрыбхоз края, ни СВТУ не располагает сведениями о реальной численности КМНС. Быть может только в минюсте есть давнишние списки родовых общин, но и эти списки не дадут реальной картинки, так как кочевой образ жизни, по всей видимости, отразился и на списках родовых общин. Надеюсь, что без злого умысла, но одни и те же персонажи фигурируют в списках нескольких общин. Хотя, кого я обманываю!? Не надеюсь. Считаю, что злой умысел есть. И отнюдь не у самих коренных, а у тех, кто их гуртует в кучу. Тем более, что никакой возможности это отследить у представителей властей нет. И возникают ситуации, в которых один и тот же человек является председателем нескольких родовых общин. Не знаю, насколько близки родственные связи между этими общинами, но сомневаюсь, что такие многоходовки придумали представители коренных национальностей. Ведь увеличение количества общин автоматически гарантирует доступ к ресурсам. Считаю необходимым отметить, что кроме объемов, выделяемых на общины, также выделяются объемы на физлица. То есть те же лица, которые состоят в общинах (не обязательно), получают дополнительно и в собственные руки. Эти объемы выделяются на основании заявок, подаваемых в СВТУ и в дальнейшем утверждаются на заседаниях комиссии по анадромным видам при правительстве камчатского края. Пояснить, как именно происходит наделение объемами, никто не может. Одни ссылаются на исторический принцип, который теперь моден. Мол, сколько ловили в предыдущие годы – столько и получите в новом. Но позвольте, откуда сложился этот принцип? Из какой истории? Не было у них никакой истории вылова до 2008 года.

А если и был, то этот вылов исторически не отличался от моего.

Вернёмся к численности. Подчерпнуть что-то для анализа из результатов переписи населения РФ в 2010 году не представляется возможным. Ведь представители КМНС разных национальностей разбросаны по просторам России достаточно сильно и выделить из цифры 38396 эвенков Республики Саха (Якутия), Камчатского и Хабаровского краев, Амурская и Сахалинской областей, Республики Бурятия, Иркутской области, проживающих только в Камчатском крае не возможно. Поэтому предлагаю оперировать цифрами, звучащими в докладе Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Камчатском крае. В докладе омбудсмена прозвучала цифра в 14 474 человек (4,5 процента от всей численности населения края). И все они имеют право на добычу ВБР. Не все его реализуют. Так, только в  Корякском округе заявки в 2013 году могли бы подать около 10,5 тысяч человек, а подало почти девять тысяч. Это по спискам органов местного самоуправления Корякского округа. Ключевая фраза «могли бы подать». Могли, но не подали.

Тогда, в 2013 году проблемы с подачей заявок возникли принятия приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 660 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок на предоставление водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, порядка и срока их рассмотрения», согласно которому в 2013 году не могли подавать заявки физические лица из числа коренных на вылов лососей. Северо-восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – СВТУ ФАР) на основании данного приказа не принимало заявки от физических лиц. Данные действия привели к тому, что две трети представителей коренных малочисленных народов Камчатского края были лишены доступа к водным биологическим ресурсам в 2014 году.

Не буду вдаваться в подробности, но решались возникающие проблемы беспрепятственного  доступа КМНС к ВБР и осуществлению своих прав практически на коленке губернатором, министерством территориального развития и министерством рыбного хозяйства края.

Уточню. Решали проблему (по факту) той части населения, которая попала в списки местного самоуправления. Жаль, что не у кого спросить как она была решена. Ведь, как мы видели раньше, далеко не все даже заявились за реализацией своего права. Из чего я делаю вывод о том, что сами жители Камчатки из числа КМНС не особо активны в защите своих прав. В большей степени бьются представители общин. И что-то мне подсказывает, что интересы у них не всегда связаны с традициями.

Так, в 2014 году к омбудсмену обратились представители родовых общин, недовольные ограничениями введенными в отношении размеров орудий лова, введенными Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Представители были не довольны тем, что орудиями лова с разрешенными параметрами не возможно освоить выделенную квоту, что якобы приведет к их неосвоеннию и, как следствие, к ухудшению экономического положения. Подумать только, каких-то шесть лет назад вообще ничего не было, а в одночасье ухудшилось. И всё по той причине, что запретили ставить сети, используемые при промышленном виде добычи.

Видимо всё правильно! Ведь законодательство не расшифровывает термин «хозяйственная деятельность», а потому никто не в праве указывать коренным жителям, чем им заниматься. На это продолжают они давить и все последующие годы. К слову сказать, проблемы с орудиями лова для КМНС разобрались достаточно быстро. Но почувствовав, что власть прогибается под напором коренных, те стали решать свои внутренние проблемы и стали делить настоящие общины от ненастоящих. Для чего было предложено пересмотреть критерии распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предусмотренные постановлением Законодательного Собрания от 20 мая 2008 года № 152, в соответствии с которыми квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов распределялись практически неограниченному кругу лиц пропорционально заявленным объемам, без учета истории деятельности общины, количества ее членов и вклада в социально-экономическое развитие малочисленных народов. Оставим для потомков тему вклада общин в развитие народов. Акцентирую ваше внимание на то, что возмутило инициаторов. А именно на то, что распределение производилось без учета количества членов общин.  

И вот, не прошло и года, и Законодательное Собрание Камчатского края принимает постановление № 903 «О внесении изменений в приложение к постановлению Законодательного Собрания Камчатского края от 20.05.2008 № 152 «Об утверждении Положения о порядке распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Камчатском крае».

В принятом положении первым критерием оценки является «Количество граждан, работающих в общине по трудовому договору». И не успели мы до конца зачитать постановление, как на участках, принадлежащих родовым общинам стали всё чаще выявлять бригады из Узбекистана и прочих республик бывшего СССР.

Никто не интересовался, какой вклад вносят коренные малочисленные представители Юга в виде страховых взносов и в развитие традиционных видов деятельности коллег с севера. Всем вдруг стало понятно, что речь уже идёт не о традиционных видах промысла, а исключительно о бизнесе??

И если краевое министерство рыбного хозяйства ещё хоть как-то пыталось запихнуть желания КМНС в нормы, предусмотренные постановлением 190-п, то аборигены, прикрывшись термином «хозяйственная деятельность», категорически против ограничений. Сейчас уже достаточно трудно говорить о каких-либо ограничениях. Так агентство kam24 (https://kam24.ru/news/main/20220426/88698.html )  проинформировало население края о том, что краевые власти в 2022 году утвердили общий объем для аборигенов в размере 5,67 тыс. тонн. Для понимания – в 2022 году для целей осуществления любительского рыболовства всему остальному населению края было распределено 610 тонн тихоокеанских лососей, что в девять с небольшим раз меньше чем для КМНС (сообщает ИА «Кам 24» https://kam24.ru/news/business/20220713/90426.html#.rplFRb2w.dpuf) И это только лососей! И в отличие от рыболовов-любителей эти объемы достаются аборигенам практически бесплатно. Ставку сбора оплачивают только общины. Но она настолько низкая, что ею можно пренебречь. Кроме лососевых выделяются и другие объекты промысла. Но и такого объема оказалось не мало. Путем несложных вычислений получаем, что на каждого представителя КМНС выходит по 392 кг в год или 1,07 кг в сутки. И это ещё мало по сравнению с предыдущим 2021 годом, когда объем выделенных лососевых составил 7,47 тыс. тонн (516 кг в год или 1,4 кг на человека). Последнее дело считать, что у соседа в тарелке. Но если бы речь шла о тарелке. Большая часть выловленной по квотам КМНС рыбы уходит торгашам из центральных регионов страны. Проведя краткий анализ перемещений выловленной рыбы, становится понятно, что для собственных нужд оставляют себе рыбу единицы родовых общин. В основном, рыбу на корню скупают ушлые предприниматели. Но есть и особо предприимчивые общины, которым сдают свой сырец общины, которым не повезло и не смогли самостоятельно найти место сбыта. Так могло показаться сначала, но приглядевшись, мы нашли интересные факты, которые многое объясняют. Возьмем для примера ничем неприметную общину «Янут», зарегистрированную в селе Ивашка. Руководит общиной председатель Чупилка А.Д. Хорошо или плохо руководит не нам судить. Сведения, полученные из открытого источника (https://www.list-org.com/company/4849408), сообщают, что в 2021 году убыток общины составил 17536 тыс. руб. И только на этом основании я усомнился в лидерстве данной общины. Ведь в переводе на русский её название — «БЫТЬ ПЕРВЫМ». По крайней мере, мне было бы неуютно быть членом такой общины.

Тем не менее, в 2022 году община осуществляла свою хозяйственную деятельность и вроде как даже принимала рыбу-сырец у других общин. Но по странному стечению обстоятельств, председателем правления тех других общин был тот же Чупилка А.Д. Суммарный объем, выделенный родовым общинам «Янут», «Намылан» и «Рапан» в 2022 году составил 119 тон тихоокеанских лососей и вы самостоятельно можете подсчитать предположительную выручку общин даже назначив самую низкую цену за кг. сырца. Впрочем, не об этом. Сколько членов в этих родовых общинах? Почему везде один и тот же председатель правления? Может так оказаться, что и члены родовых общин одни и те же люди? Да легко! Ведь никто их не контролирует. И с каждым годом контроль только ослабевает. Сейчас в разработке законопроект с предложениями по снижению давления на КМНС. Быть может так и надо. Но лично у меня складывается мнение, что ряд хитроумных товарищей попросту скупили общины и вертят выделяемыми им ресурсами как хотят.

Главное в любой непонятной ситуации – возглавить события. И создаётся немыслимое количество ассоциаций, председатели которых на правах свадебных генералах заседают во всевозможных Советах, Комиссиях и т.д. Со сравнением с свадебными генералами я, положим, переборщил. В участии, например, в заседаниях комиссии по анадромным видам есть свои плюсы. Там можно подчерпнуть информацию об объемах возможной добычи по подзонам с тем, чтобы впоследствии заявиться на необходимое количество. И ты уже в дамках! Система (если так её можно назвать) работает таким образом, что нужно быть яйцеголовым, чтобы разобраться в принципах распределения объемов. Простая человеческая логика не работает. Например, невозможно понять общее количество родовой общины разделив выделенный ей объем на количество выделяемого на одного человека. Так, если принять количество, выделяемое на одного человека трески в западно-камчатской подзоне 0,0236 тонны, то для получения 21,147 тонн трески в ТСО «Камчадал» должно быть 896 человек. По палтусу другая картина – на одного человека выделяется 0,029 тонн, а на ТСО «Камчадал» 2,882 тонны, что эквивалентно количеству в 99 человек.

Вот поэтому, наверное, и нужно чтобы общинами правили умные и изворотливые люди. Которые и ассоциацию создадут и государственную службу забросят ради того чтобы вести вперёд менее активных и доверчивых представителей коренных малочисленных народов Севера,но это исключительно мои предположения???

Кстати о последних, о тех, кто, забросив службу в рыбоохране и знает принципы её работы, почему-то уверовал в собственную неприкосновенность или фарт. Как минимум двое бывших инспекторов СВТУ теперь председатели правлений родовых общин. И пока они наслаждаются новой для себя жизнью их бывшие коллеги, не без помощи общественности, выявляют факты необоснованно выделяемых объемов. Точнее сказать, на общины выделяется участок (РО «Мария», ТСО «Нечаевы»),  а то два (РО Нюлтен) или даже три (РОИ «Тэкэм»), а участки их травой поросли и никто на них добычу не осуществлял. Хотя злые языки поговаривают, что отчетность по вылову на них всё-таки подавали. Может стоит приглядеться? Попробовать упорядочить деятельность КМНС и помочь им избавиться от севших на голову предпринимателей?

Свое личное мнение и оценочное суждение журналиста , основанное на имеющейся информации и документах изложил .Петрович.

2 комментариев к “«КМНС И ИХ ПАРАЗИТЫ???» часть первая (лирическая)

  1. Статья попахивает разжиганием межнациональной розни. У Петровича прям видна печаль от его невостребованности и ненужности в этой жизни и нескрываемая зависть к бывшим коллегам которые пригодились в жизни тем же общинам. Ну что ты плачешься, найдём мы и тебе может где-то место.

  2. «Бывшему». Ну что ж ты не говоришь куда подойти затем что ты меня облагодетельствовал? Предпочитаешь анонимно подвякивать? По порядку. Чтобы статьи ничем не попахивали, нужно общаться с оппонентом открыто, а не нюхать возле хвоста. Это во-первых. А во-вторых, мою востребованность, думаю, ты оценишь после моего пристального анализа деятельности общин, у руля которых мои бывшие)).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *