«Мы тут лишние?»: жители Камчатки озабочены мега-проектом «Три вулкана»

На Камчатке назревает конфликт: местные жители взбунтовались против реализации масштабного проекта «Три вулкана». По мнению жителей, создание туристического кластера вокруг вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый влечет за собой значительное ухудшение условий жизни.

Иван Петровский

«Три вулкана» на Камчатке: грандиозные планы туристического кластера

Начиналось всё замечательно. В сентябре 2019 года на площадке Восточного экономического форума Первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики, руководитель Федерального агентства по туризму, губернатор Камчатского края и председатель Совета директоров ООО «Парк «Три Вулкана» подписали четырехстороннее Соглашение о стратегическом сотрудничестве по реализации инвестиционного проекта «Создание курорта международного стандарта и общедоступной курортной инфраструктуры вокруг вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый – «Парк «Три Вулкана».

Общая стоимость проекта составляет около 39,2 млрд рублей – во столько обойдётся строительство туристической инфраструктуры и создание экологических маршрутов по основным достопримечательностям Камчатки. Инвестором проекта выступает ООО «Парк «Три Вулкана» с уставным капиталом в размере 200 млн рублей и одним сотрудником согласно данным ФНС. Организация была зарегистрирована в июне 2019 года — всего за несколько месяцев до заключения официального Соглашения. Но этот факт никого не смутил – ведь это общество с ограниченной ответственностью объединило интересы Группы «Интеррос» Владимира Потанина и структур Сергея Бачина, гендиректора курорта «Роза Хутор». На долю инвестора проекта приходится лишь 15 млрд рублей, остальные средства поступят из государственной казны — и сейчас под проект активно закладываются средства различных государственных программ.

В рамках проекта инвестор обещает создать у сопки Горячей курорт с 1 тыс. гостиничных номеров, протянуть 17 км горнолыжных трасс и построить две канатные дороги. Еще одну канатную дорогу планируется проложить на вершину вулкана Вилючинский, где на высоте 2173 метра над уровнем моря разместится смотровая площадка. У вулкана Мутновский обустроят кратер и оборудуют тропу к площадке у водопада над каньоном Опасный. Экскурсии по канатным дорогам будут работать круглый год – и инвесторы рассчитывают ежегодно принимать свыше 400 тысяч российских и зарубежных туристов.

Краевые власти, со своей стороны, рассчитывают на развитие туристической отрасли региона, создание соответствующей инфраструктуры и пополнение регионального бюджета. Еще одна надежда местных властей связана с тем, что этот курорт даст импульс развитию малого и среднего предпринимательства в крае и доведет число занятых в этой сфере к 2025 году до 10 тыс. человек. Между тем уже сейчас, на этапе проектирования проекта, становится ясно: в процессе экспансии проекта на полуостров местные жители, скорее, рискуют потерять — как свои нынешние рабочие места, так и, натурально, места жительства.

Камчатское предприятие теряет лицензию на недропользование термальных вод

Первыми забили тревогу сотрудники АО «Тепло Земли» — предприятия, которое с середины 60-х годов прошлого столетия добывает термальные воды с месторождений полуострова Камчатка и поставляет горячую воду и пар потребителям в качестве тепловой энергии.

«Работники предприятия сообщили, что недавно новый руководитель, который прибыл к нам из Южно-Сахалинска, заявил: советом директоров и правительством Камчатского края поставлена задача создать дочернее предприятие с лицензией на недропользование. Это необходимо сделать для того, чтобы передать Верхне-Паратунское месторождение под реализацию проекта «Три вулкана», — рассказывает Депутат Думы Елизовского муниципального района Полина Асаулова.

Такая безапелляционная постановка «задачи» объясняется очень просто – достаточно вспомнить слова губернатора Камчатского края Владимира Солодова: «Что касается энергетики, курорт будут питать с геотермальной станции».

— Сотрудники предприятия уверены, что следующим шагом станет приобретение части акций дочернего предприятия обществом с ограниченной ответственностью «Парк «Три вулкана» — объясняет председатель комиссии по противодействию коррупции, главный редактор газеты «Общество и власть. Час пик», член общественного совета комитета по природопользованию и экологии Комитета законодательного собрания Камчатского края Сергей Мылов, к которому обратилась группа местных жителей и сотрудников предприятия.

«В связи с этим у специалистов возникли вполне обоснованные опасения в том, что в конечном итоге лицензия на недропользование Верхне-Партунского месторождения полностью перейдёт вышеназванному ООО — и будет потеряна нашим исконно камчатским предприятием АО «Тепло Земли». Скажем прямо: создание дочернего предприятия они рассматривают как притворную сделку», — уточняет С.Мылов.

Сомнительность этой сделки подчёркивает сам факт того, что в разворачивающейся на предприятии ситуации не фигурирует ни одного официального документа от вышестоящих органов — в виде решения, распоряжения, либо указа о необходимости создания дочерней структуры. «Складывается впечатление, что работников АО «Тепло Земли», а с ними жителей Паратунского сельского поселения и Камчатки в целом используют втёмную», — говорит С.Мылов.

По его мнению, основной вид деятельности ООО «Парк «Три вулкана» весьма далёк от специфики предприятий, способных на законных основаниях осуществлять пользование недрами, да ещё в такой особенной сфере как теплоэнергетические воды. К тому же, Верхне-Паратунское месторождение отличается крайне высокой степенью сложности (4 группа в соответствии с действующей “Классификацией запасов и прогнозных ресурсов теплоэнергетических и промышленных подземных вод”, утверждённой Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 718). При этом его естественные ресурсы не безграничны — и очень важно в процессе масштабной эксплуатации месторождения не нарушить сложившийся баланс тепла и массы.

«А для этого потребуются и опытные работы, и непрерывный мониторинг геологической среды, и переоценка запасов по результатам первых лет эксплуатации, и утилизация отработанного теплоносителя с соблюдением необходимых экологических требований, — отмечает С.Мылов. — Маловероятно, что ООО «Парк «Три вулкана» способно обеспечить весь этот цикл, не имея никакого представления о тех проблемах, с которыми придётся столкнуться».

Недропользование термальными водами – сложный процесс, в котором необходимо контролировать соблюдение всех предусмотренных законодательством требований к добыче теплоносителя. Здесь необходимо помнить о том, что любое геотермальное месторождение подземных вод — в отличие от месторождений твёрдых полезных ископаемых — представляет собой единую термодинамическую систему, в пределах которой все скважины находятся в тесном взаимодействии. Это значит, что они нуждаются в жёстком контроле параметров, регулировании водоотбора и его поддержании на необходимом уровне с учётом утверждённых запасов и естественных ресурсов месторождения, уточняет гидрогеолог первой категории Елена Первеева, сотрудник АО «Тепло Земли». «Верхне-Паратунское и Паратунское месторождения взаимосвязаны. И если под обеспечение нужд проекта «Три вулкана» начнут выкачивать воду Верхнее-Паратунского месторождения, на Паратунке станет меньше воды. А у нас с термальной водой большая напряженка уже сейчас», — подчёркивает гидрогеолог.РЕКЛАМА

Планы властей по обеспечению электроэнергией деятельности Парка «Три вулкана» за счет передачи проекту скважин Верхне-Паратунского месторождения и выбранный путь достижения этих целей в конечном итоге приведут к потере лицензии на недропользование специализированным предприятием – АО «Тепло Земли». Потеряют ли работу специалисты предприятия в результате этих маневров? Более чем вероятно.

Местные жители теряют доступ к природным богатствам края

Последствия этих процессов отразятся на всех жителях Елизовского района, которые фактически лишатся условий для нормальной жизни, считает Полина Асаулова.

Для местных жителей это приговор: нет термальной воды — нет и посёлков. Посёлки здесь созданы на базе геотермальных источников. Геотермальная энергетика является частью коммунальной инфраструктуры: отопление и горячее водоснабжение многоквартирных домов осуществляется термальной водой, которая течёт в трубы напрямую из скважин, — объясняет депутат.

Здесь нет котельных, нет иных источников загрязнения воздуха — и в этом уникальность наших посёлков. Поэтому жители так обеспокоены тем фактом, что власти планируют лишить лицензии предприятие, которое больше полувека обеспечивало нормальное функционирование коммунального хозяйства района – и отдают термальные источники инвесторам. Тех же интересует только прибыль от туристов».

Проект «Три вулкана» максимально обнажил пропасть, которая разделяет интересы региональной власти и жителей края. Там, где у власти – развитие региона и пополнение бюджета за счет туристов, у жителей – лишение элементарных бытовых условий и удорожание жизни. Не секрет, что большинству местных жителей успешных курортных зон становятся недоступны блага, которыми пользуются туристы (это показывает пример того же Сочи). На Камчатке есть свои примеры последствий реализации успешных – с точки зрения властей – инвестиционных проектов, которые и породили недоверие жителей к громким начинаниям.

«Верхняя Паратунка – это что? Это отдых для всей Камчатки. Туда ездят снегоходчики, охотники, там термальные воды, горячие источники, в которых делают запруды и люди лежат в них. Это озера, рыбалка, ягоды, грибы… И всего этого нас, местных жителей, хотят лишить. Потому что мы помним, как построили газопровод — и сейчас туда не проедешь, нужны пропуска. Всё, мы, местные жители, уже больше туда не ездим. И как начнется строительство объектов Парка «Три вулкана» – для нас это означает, что поставят шлагбаум и все эти природные красоты станут нам недоступны. Это 100 процентов. Вот что нас беспокоит».

Камчатка теряет объект всемирного наследия ЮНЕСКО

Проект «Три вулкана» привел к разногласиям властей не только с местными жителями: еще не запустившись, он уже нанес ущерб репутации — как Камчатки, так и всей Российской Федерации. Власти региона стараются не упоминать нелицеприятный факт: в результате того, что проект «отщипнул» более 15 тысяч гектаров территории природного парка «Южно-Камчатский», который входит в объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Вулканы Камчатки», совместная миссия Центра всемирного наследия и Международный союз охраны природы (МСОП) еще в августе 2019 года предупредила: в таком усеченном виде объект «Вулканы Камчатки» может потерять свой нынешний статус и будет переведён в позорный Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Региональные власти теряют население

Пока региональные власти ищут поддержку в федеральном центре и просят «повлиять» на решение ЮНЕСКО, Сергей Мылов выступил с обращением к председателю Постоянного Комитета по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности Законодательного собрания Камчатского края и призвал в кратчайшие сроки созвать заседание комитета. Игнорировать факты, связанные с реорганизацией АО «Тепло Земли» и опасениями местных жителей по различным аспектам реализации проекта «Три вулкана» не получится, предупреждает С.Мылов: в регионе назревают протестные настроения.

Источник информации: НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *