Углеродный след в России: платить по-европейски или снижать?

Углеродный след в России: платить по-европейски или снижать?

Декарбонизация в России обретает все более чёткие финансовые очертания. Уже в 2024 году, по информации ИА «Интерфакс» плата, которую отечественные предприятия будут вносить в бюджет за каждую сверхнормативную выброшенную в окружающую среду тонну CO2, составит 1000 рублей, что соответствует усреднённому значению аналогичных платежей в Китае.

Далее события будут развиваться ещё более стремительно. Пока в материалах, предоставленных на согласование в российские министерства и ведомства, прослеживаются два сценария. Первый предполагает ежегодную «индексацию» заявленной платы в соответствии с темпами роста индекса потребительских цен, а второй – предполагает ступенчатый рост фиксированной ставки: в 2025 году она поднимется до 2 тыс. рублей за тонну СО2-эквивалента, в 2026 году – до 3 тыс. рублей, в 2027 году – 5 тыс. рублей и в 2028-м – 10 тыс. рублей.

Получается, что к 2028 году плата за превышение квоты на углеродные выбросы в России будет соответствовать той, что взимается в Евросоюзе в настоящее время. Минимизировать финансовые последствия от постоянно растущего «углеродного налога» смогут лишь те предприятия, которые вовремя переведут свои производства на ВИЭ.

Что же на этом фоне произойдёт с ценами на зелёную энергию? Зелёная энергетика во всём мире развивается, но темпы её развития явно далеки от желаемых, особенно если речь идёт о России. Законы рынка позволяют предположить, что повышение спроса приведёт к росту цен на энергию ВИЭ. В качестве отягчающего фактора выступит и рост цен на нефть, которые эксперты прогнозируют уж в первом квартала текущего года. По их мнению, переход многих стран на экологичные источники энергии также способствует росту цен на нефть: чем быстрее идёт энергопереход, тем дороже становятся ресурсы вообще.

Рост цен на электроэнергию повлечёт за собой неминуемое подорожание производства, и, как следствие, снижение конкурентоспособности продукции. В условиях энергетического перехода в выигрыше окажутся те компании, которые уже сейчас переводят свои предприятия на энергию ВИЭ – ветра и солнца. Они избавляют себя от платы за углеродный след.

Евросоюз для таких компаний с 2023 года планирует создать весомое конкурентное преимущество путём введения особого механизма – CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism), подразумевающего обложение особыми пошлинами продукции, с высоким углеродным следом. Это значит, что товары, будь то металлопродукция, удобрения, или синтетические каучуки, произведённые на предприятиях, использующих, к примеру, энергию газовых ТЭС, везти в Европу будет невыгодно.

Другое дело, если компания-производитель предъявит потенциальному импортёру документ, подтверждающий покупку зелёной энергии у ветропарка, ГЭС или СЭС, в объёмах, необходимых для производства продукции. В этом случае никаким CBAMом ввозимый в Европу товар облагаться не будет.

Анализируя последствия введения CBAM для экономики своих предприятий, крупный и средний российский бизнес уже сейчас рассматривает пути перевода своих производств на энергию ВИЭ. Ощутив увеличение спроса на зелёную энергию, девелоперская компания «Ветропарк» активно занялась вопросом строительства ВЭС в СЗФО.

Сейчас в портфеле компании 960 МВт площадок будущих ветропарков. Первый из них – ВЭС «Свирица» в Ленинградской области – будет введён в эксплуатацию в 2024 году. Свои отношения с будущими потребителями зелёной энергии компания оформляет с помощью СДД – свободных двусторонних договоров, согласно которым «Ветропарк» будет поставлять энергию ВЭС потребителю в течение 15 лет по фиксированной цене. Ветропарки могут себе это позволить – у них нет меняющейся во времени ценовой газовой составляющей.

Подписание СДД уже сейчас, с одной стороны, гарантирует потребителю поставку электроэнергии в необходимых объёмах после ввода ВЭС в эксплуатацию, с другой – не требует от него никаких финансовых затрат до начала покупки электроэнергии у «Ветропарка».

Смысл подписания СДД для «Ветропарка» – оценка объёма спроса и, соответственно, объёма инвестиций, необходимых для реализации ветроэнергетических проектов. Таким образом, компаниям, для которых переход на зелёную энергию актуален и является частью экономической стратегии, стоит уже сейчас «забронировать» для себя определённый объем энергии ветра, чтобы в 2024 году не столкнуться с её острым дефицитом.

Подробнее: Ветропарк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *