Упрямая дорога. Компания Дерипаски не может проложить путь к углю через чикоян

Общественные слушания проекта планировки и межевания технологической дороги для увеличения объёмов добычи угля в Зашуланском угольном разрезе прошли в Красночикойском районе. Конфликт получился между компанией «Разрезуголь» и местными жителями потому, что дорога будет проходить вблизи шести сёл сразу: Зашулан, Афонькино, Черемхово, Стеклозавод, Усть-Ямаровка, Ядрихино. Основные пугающие людей моменты — это загрязнение минерального источника Ямаровка, угольная пыль, которая грозит уничтожить сенокосы и пастбища, которым нет альтернатив, уничтожение флоры и фауны. Чикояне не выступают против добычи угля, но боятся потерять природу.

Основатели и владельцы ООО «Разрезуголь» — китайская компания «Чайна Шэньхуа» по зарубежному развитию и инвестициям (China Shenhua Overseas Development & Investment Co.) и зарегистрированная на Кипре «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» — дочка крупнейшей угольной корпорация Китая «China Energy». ООО «Разрезуголь» входит в холдинг «En+ Group», который основал Олег Дерипаска, он же контролирует 44,95% через инвестиционную компанию B-Finance. С января 2021 года «Разрезуголь» стал резидентом ТОР, чтобы добывать топливо в России и вывозить его в Китай с государственными льготами и беспроцентным периодом.

Замгендиректора компании Евгений Ситников в 2016 году получил мандат депутата Законодательного собрания Забайкальского края от фракции «Единая Россия». Изначально он был членом комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности, но с мая 2017 года перешёл в комитет по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям.

Об основах проекта рассказал Зиннур Аблудхаков, гендиректор ООО «АбТЭК» — компании, которая разрабатывала проект планировки и межевания территории. Генпроектировщик — компания «Центрпроект». Он рассказал, что будущая дорога пройдёт от угольного разреза Зашуланский до погрузочной площадки углепогрузочной железнодорожной станции Угольная. Это предпроектная документация для прохождения экспертизы, разрешения на строительство и оформление земель. По техдороге не предусматривается движение частного и общественного транспорта.

Олег Фёдоров
Зиннур Аблудхаков, гендиректор ООО «АбТЭК»
Фото: Олег Фёдоров

«Согласование всей документации по планировке территории получено 11 октября 2021 года от ГКУ «Служба единого заказчика». Общая площадь используемых земель на одном участке 60 гектаров, на втором — 78 гектаров. «Разрезуголь» параллельно занимается оформлением и выкупом земель. Территория полностью пригодна для строительства дороги. В границах проекта нет памятников культуры, объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий и прочих зон с особыми условиями», — представил проектировщик.

Компания также собирается построить локальные очистные сооружения, водопропускные трубы и два моста через реки Чикой и Выезжая. Зиннур Аблудхаков пояснил, что, хотя участок дороги длиной 44,69 километра проходит вблизи шести сёл, он не пересекает ни один населённый пункт.

Яндекс карты
Удалённость железной дороги от Красночикойского района Забайкалья
Фото: Яндекс карты

Будущая дорога важна как первый шаг к строительству одноколейной железной дороги. Сейчас железная дорога проходит примерно в 130 километрах от угольного разреза Зашуланский, всё это расстояние уголь приходится вывозить на большегрузах. Это не только очень дорого из-за цен на дизельное топливо, но и разрушительно для дорог.

Олег Фёдоров
Местный житель
Фото: Олег Фёдоров

Местный житель: Почему вы не стали строить дорогу по левой стороне? Вы бы миновали все сёла. Даже если вы откроете карьеры, мы будем задыхаться от пыли, роза ветров-то в эту сторону дует. Два года назад был проект именно по этой стороне.

Чита.Ру

Дорога, предлагаемая «Разрезуглём» и альтернативный путь, который предлагают жители
Фото: Яндекс-карты
Яндекс-карты

Проект прокладки технологической дороги компании «Разрезуголь»
Фото: Чита.Ру

Сплошной линией показан проект дороги, представленный компанией «Разрезуголь. Пунктирной линией — альтернативные пути, которые предлагают местные жители.

Зиннур Аблудхаков: Документация по планировке разрабатывается из ряда нормативов и данных анализа рельефа, климата и других. Этот вариант является самым экономически оптимальным.

Андрей Поздняков, местный житель
Фото: Олег Фёдоров

Местный житель: Я Андрей Поздняков, родился и вырос здесь. Я понимаю, что здесь почва твёрдая, а на другой стороне нужно провести большую работу, но вы поймите нас. У нашего угля повышен уровень урана, а ветер весь идёт на сёла — наши дети будут дышать ураном. Здесь люди занимаются заготовкой ореха, дров, ягод, грибов. С той стороны река, поэтому здесь люди пасут скот, сенокосы тоже там. Там всё. Как нам сейчас быть? Через вашу дорогу нам сено не перевезти, а как со скотом быть? Если машина собьёт лошадь, кто за неё ответит? К тому же в нашу сторону бегут все реки: Афонькина, Черемховая, Ямаровка — там леса 1-й группы, курортная зона.

Местные жители: Невыгодно — это не то слово, это жизнь кончается.


Руководитель красночикойского филиала регионального отделения БРО по Байкалу Александр Давыдов
Фото: Олег Фёдоров

Руководитель красночикойского филиала регионального отделения БРО по Байкалу Александр Давыдов: Эта дорога ради экономии идёт по самым освоенным жителями территориям. От Зашулана можно сразу идти в горы, чтобы никому не мешать. Этот проект идёт в противоречие интересам местного населения, природоохранных положений. Он не может быть нами принят. Я был в 2010 году в США — там людей спрашивают, согласны они на добычу или нет. А нас уже не спрашивают.

Сейчас готовят ещё более страшное. У Виктора Сергеевича власть заберут (Виктор Ковнер — глава сельского поселения Черемховское. Ковнер отстаивал интересы населения и вступил в открытую конфронтацию с губернатором Забайкалья Александром Осиповым —ред.). Будет командовать здесь губернатор, а его настроение вы знаете. Он уже высказал: плевать на ваши интересы, местные жители, нам надо везти уголь в Китай и всё.

Александр Осипов приезжал на слушания 29 ноября, где, по словам местных жителей, назвал нарастающие народные волнения последствием пустых сплетен. Пресс-служба правительства края об участии губернатора в слушаниях не сообщала и не давала стенограммы выступления.

*Зал разразился аплодисментами*

Корреспондент «Чита.Ру» Мария Буренкова: Что конкретно мешает построить дорогу по альтернативе, которую предлагают люди?

Зиннур Аблудхаков: Госэкспертиза не утвердит и не даст построить предприятие, которое будет экономически нецелесообразным и невыгодным. Трассу размещения проекта нам выдавал генпроектировщик. Вариант, который предлагают жители — здесь есть огромное количество земельных участков, которые с какими-то особыми условиями, какими-то ценными породами и тому подобными вещами. Если трассу провести по другому месту, она будет требовать большое количество отворотов, туннелей, укреплений — это экономически невыгодно. «Разрезуголь» будет учитывать все пожелания местных жителей. Если мы возьмём дорогу ниже, там большое количество лесных участков.

Местные жители: …Нет! …Там ничего нет! …Числится лесной фонд, но ничего нет. Мы всё там уже объехали сами на тракторах и машинах. Зачем нам нужна эта дорога, когда есть прямой путь?

Корреспондент «Чита.Ру» Мария Буренкова: Какая от этой дороги выгода району?

Зейнур Аблудхаков: Строится огромное предприятие, на котором будет огромное количество мест и инвестиций.

«Разрезуголь» вошёл в ТОР в январе 2021 года. Проект направлен на добычу 5 миллионов тонн каменного угля в год и создание более 1,8 тысячи рабочих мест. Обещали объём инвестиций более 20 миллиардов рублей, а выход предприятия на проектную мощность планировался с 2024 по 2027 год.

Местный житель: Вы не поняли, выгода по этому варианту!

Глава поселения Черемховское Виктор Ковнер: Давайте я перефразирую: какая выгода от этого варианта дороги поселению Черемховское и его населению, потому что этот проект касается в первую очередь его.

Олег Фёдоров
Заместитель гендиректора «Разрезугля» Евгений Ситников (справа)
Фото: Олег Фёдоров

Заместитель гендиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Никто не запрещает пользоваться этой дорогой местному населению, как это, например, с необщей дорогой к разрезу «Восточному». Да, там ездят БелАЗы, но люди по ней также возят корма, лес, свои бытовые вопросы решают. Большой бетонный мост будет стоять через реку рядом с вами, которым тоже можно будет пользоваться. Дорога будет освещена, ради этой дороги Читаэнерго будут вести ЛЭП-110, будет проведено оптиковолокно — это тоже плюсы по большому счёту. Будут рабочие места, вас не интересует производство, но людям нужно где-то работать.

Депутат районного совета Красного Чикоя Александр Соснов
Фото: Олег Фёдоров

Да, леса ниже действительно нет, а лесные земли есть — отвести по ним дорогу это огромные проблемы. Почему именно это направление в сторону Энгорка и Гыршелуна? Сейчас солярка уже 56 рублей. Автомобильный транспорт невыгоден, но дорога нужна, чтобы потом провести ось для хотя бы одной колейки железной дороги. Но нам надо для начала начать производство. Мы не навредим вам. Лесопосадки тоже будут как защитный экран. Нас за этот год проверило пять организаций: Байкальская прокуратура, природоохранная прокуратура, министерство природных ресурсов, Росприроднадзор, Ростехнадзор. Все они дали заключения, что нарушений в целом нет.

Депутат районного совета Красного Чикоя Александр Соснов: Какое отношение «Разрезуголь» имеет к «En+ Group»?

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Наша информация в свободном доступе на сайте и в администрации Красночикойского района, вы всё прекрасно об этом знаете, зачем вы сейчас задаёте вопросы не по теме? Конечно, мы входим в холдинг.

Депутат Александр Соснов: Я к теме приведу. Весь ваш проект основывается на материалах ОВОС?

Зейнур Аблудхаков: Не только, основой проекта являются схемы территориального планирования, кадастровое деление и информация от генпроектировщика — они нам дают трассу, а мы её подгоняем под нормативы по земельным участкам.

Депутат Александр Соснов: Почему количество машин с 525 выросло до 1465 в сутки?

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Это в их документах, но они не рассчитывают количество машин. Эта цифра (1465 машин) — это норматив, категория пропускаемости по дороге 4-й категории, а не то, что мы увеличили транспорт, который будет ходить. У нас в планах до 300 машин.

Депутат Александр Соснов: Я зачитаю материалы АПТЭК, положение о размещении линейных объектов, пункт 1: «Интенсивность движения, учитывая движение вспомогательного служебного транспорта на данном участке дороги, составит 1465 автомобилей в сутки.

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Правильно, это пропускаемость дороги, утверждённая СНиПами. Не мы повезём, а то, что может быть. Вы трактуете неправильно.

Депутат Александр Соснов: Вопрос к проектировщику. В ваших материалах нет подписей, печатей, дат. Например, приложение А, приложение 9 «Обязательное техзадание на выполнение инженерное-экологических изысканий №4», я тут все их выписал. Даты нет, печати нет, подписи директора «Разрезугля», есть только подпись проектировщика. Объясните нам, мы должны это принять за нормальные документы?

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Это формальный признак, наша задача — донести до вас информацию. А собирать печать и подписи… мы, конечно, разберёмся, но я уверен, что у вас некоторая информация противоречная.

Депутат Александр Соснов: ОВОС №2 — это окончательный вариант? После внесения изменений в первый ОВОС вы должны были представить его людям и провести повторные общественные слушания.

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Повторных общественных слушаний не будет, они уже прошли два раза. Если вы считаете, что мы нарушили законодательство, то пишите в наш адрес письмо, а замыливать сейчас людям глаза неправомерно с вашей стороны.

Местные жители: …Когда эти слушания были? …Мы о них не знали…

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Если вы думаете, что вы нарушили закон, пишите в прокуратуру. А если вы думаете, что мы как-то неправомерно провели слушания — у вас таких аргументов нет, это точно. Вы вводите людей в заблуждение.

Депутат Александр Соснов: Все читали статью в газете? «Ямаровка в 2,5 километрах от дороги», хотя на самом деле в 1640 метрах.

В ответ на материал главы поселения Черемховского Виктора Ковнера о вреде будущего строительства для жителей компания «Разрезуголь» опубликовала в районной газете и других краевых СМИ информацию о проведении слушаний и выдвинула свои аргументы в пользу прокладки дороги, в частности, было заявлено, что минеральный источник Ямаровка в 2,5 километрах от оси проектируемой дороги.

Депутат Красночикойского района, председатель комитета по экологии и природопользованию Георгий Негодяев
Фото: Олег Фёдоров

Депутат Красночикойского района, председатель комитета по экологии и природопользованию Георгий Негодяев: На этапе планирования дороги я подходил к вам [обращается к Евгению Ситникову] и сообразно тому, что мне предложили жители Черемхово, передал вам вариант прокладки дороги через Большую речку, я написал это в отзыве. В итоге фактически у вас было три варианта, тот, который вы выбрали, самый лёгкий, но самый для жителей неприемлемый.

Здесь фактически стоит вопрос интересов: ваши деньги и их жизнь. С вашей точки зрения экономика превалирует над всем остальным, человеческий фактор отодвинут. Вы видите и чувствуете с первых дней противное восприятие населения всего этого, здесь (в Черемхово) — большинство абсолютное. То, что вы проводили слушания в Красном Чикое, это для документа, для закона и не более — формальность соблюдена. Вы пошли напролом через деревни, сгодится она или нет когда-то потом, людей устраивает и нынешняя дорога. Что будет, если дойдёт до того, что люди пойдут на референдум? Ведь сегодняшнее противостояние не может просто так закончиться.

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Экономическая составляющая любого объекта требует экономического подхода. Вы говорите, что мы не учли мнение людей? Это неправда, всё это учтено. Сегодня нарушений в нашем проекте нет — это подтвердили все официальные контролирующие структуры.

Что касается вашего предложения (провести дорогу через речку Большую), мы посмотрели и оценили. Вариант был очень интересен, но поскольку мы увязываем строительство дороги с прокладкой железнодорожной ветки, там её проложить невозможно.

По поводу референдума мы, конечно, не могли предвидеть. Это ваше право. У нас не было никакого умысла обманывать людей, мы шли открыто и публично. Да, есть проблемы с экономикой и с производством. По левой стороне сёл очень много проблем, там паевые земли, невозможность установки моста. Всё это удорожает проекты и увеличивает риски срыва проекта.

Олег Фёдоров

Глава поселения Черемховского Виктор Ковнер, на заднем план замгендиректора «Разрезугля» Евгений Ситников
Фото: Олег Фёдоров

Глава поселения Черемховского Виктор Ковнер: Насколько я понимаю, документация планировки в своей основе имеют рекомендации ОВОС, поэтому из материалов ОВОС: «Потенциальные негативные последствия для поверхностных водных объектов могут проявляться в виде загрязнения водных объектов из-за оседания атмосферных осадков, нарушении гидрологического режима из-за нарушения естественных форм рельефа. Эти последствия будут долгосрочные, то есть будут проявляться на протяжении всего периода эксплуатации дороги.

Следующий пункт: к основному виду прямого воздействия относится вырубка древесной, кустарниковой растительности, полное уничтожение живого напочвенного покрова в границах строительства. Техногенное воздействие приведёт к утрате флористического разнообразия на отведённых территориях. Непосредственное уничтожение мест обитания животных, сокращение кормовой базы.

Объект пересекает мелиоративную систему регионального значения, что может повредить её целостность и работоспособность». В одном материале вы пишете, что трасса пересекает небольшие старые мелиоративные водные сооружения, дамбы. А в материалах ОВОС вы указали, что мелиоративные системы отсутствуют. В одном документе одна информация, а в другом эта информация обрезана. Это подмена понятий или ошибка планировщика, я не знаю. Но строительство дороги напрямую через мелиоративную систему помимо изъятия сенокосов — всё это нарушит устоявшийся подземный водоток. Всё это может вызвать заболачивание, пересыхание.

Далее: в письме минприроды Забайкалья есть часть об охотничьих видах природы и путях миграции, по которым составлялся ОВОС. Информация указана по Шилкинскому району, а не по Красночикойскому.

Зиннур Аблудхаков: На протяжении всего объекта расставляются датчики, которые улавливают пыль, шум. Этот экологический мониторинг весь прописывается, потом на основе этих данных будут организованы мероприятия по охране окружающей среды. Снятый плодородный слой почвы вернут обратно, посадят растения, которые раньше росли.

Глава поселения Черемховского Виктор Ковнер: Вы собираетесь подавлять пыль методом полива, как у вас написано в документах — в тёплое время года с мая по сентябрь. О каком пылеподавлении в зимнее время идёт речь?

Зиннур Аблудхаков: Зимой нет пыли.

Глава поселения Черемховского Виктор Ковнер: Вы что, не встречались с большегрузами «Разрезугля» в центральной части района? Сейчас от них пыли ничуть не меньше. Какой снежный покров устоит, тем более на каменистой щебёнчатой дороге под такими самосвалами с нагрузкой 61 тонна?

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников обращается к Зиннуру Аблудхакову: Не надо реагировать, мы отвечали уже на этот вопрос.

Депутат Александр Соснов: Мы так понимаем, проектанты не в курсе, что бывает морозный бесснежный климат, когда пыль стоит столбом.

Я понимаю эти эмоции чикоян и откуда возникают вопросы: компания «Разрезуголь» утверждает, что им экономически невыгодно сделать дорогу по альтернативным путям, но предоставить наглядные расчёты они не могут.

Корреспондент «Чита.Ру» Мария Буренкова: Вы рассчитывали, насколько дороже будет провести дорогу по другой стороне сёл или по реке?

Зиннур Аблудхаков: Я не в курсе экономической части, эти варианты прорабатывал генпроектировщик «Центрпроект».

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Сейчас цифру я назвать не могу.

Дальше Виктор Ковнер зачитал коллективное обращение против проекта размещения технологической дороги компании «Разрезуголь» для увеличения объёмов добычи угля на экспорт в Китай — его подписало 234 жителя поселения Черемховое.

Глава поселения Черемховского Виктор Ковнер: Евгений Николаевич, этой дорогой вы нам зарубаете в корне все перспективы развития Ямаровки, сельского хозяйства, строительства взлётно-посадочной полосы. Услышьте людей, у нас и так с вами серьёзная социальная напряжённость. Услышьте людей, давайте договариваться.

Депутат Александр Соснов: Я хотел бы сказать по документам общественно-экологической экспертизы. Как раз перекликаются моменты ОВОС и проекта. Там основания и заключения учёных обозначили нарушения законодательства и все неточности в материалах ОВОС. Сам вы понимаете, что там обоснованные заключения. Проект по Гыршелуну, где отгрузочная станция, не прошёл государственную экологическую экспертизу. По самому угольному разрезу ведутся суды, они кончились, Евгений Николаевич?

Замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников: Я не буду отвечать на ваши вопросы, мы уже об этом говорили. Сколько можно? Давайте заканчивать, всё равно будет отрицательное [заключение].


Слева глава поселения Черемховского Виктор Ковнер, справа замдиректора «Разрезугля» Евгений Ситников
Фото: Олег Фёдоров

Местные жители в составе 55 человек единогласно проголосовали против проекта расположения дороги с формулировкой «учитывая нарушение жизненно важных интересов населения и ошибок в части проектной документации проекта межевания и планировки в привязке к материалам ОВОС население даёт отрицательную оценку проекту». Воздержавшихся или проголосовавших за не было.

Олег Фёдоров
Голосование «За»
Фото: Олег Фёдоров
Фото: Олег Фёдоров
Фото: Олег Фёдоров
Фото: Олег Фёдоров

Подробнее: Чита!ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *