У сильного всегда бессильный виноват или «Медведь и обвиняемые»

Как  тут  не вспомнить знаменитую басню Крылова  «Волк и ягнёнок», когда, читая её, все мы жалели бедного и беспомощного ягнёнка, оправдывающегося перед волком, который  и слушать не хотел оправдания. А он, зная заранее, что, чтобы не говорил ягнёнок, всё равно он будет прав,  и виновен во всём тот, кто слабее. А ему так хочется ведь кушать, и аппетит  разыгрался неслыханный. О таком неслыханном аппетите можно и сказать о ФГБУ «Кроноцком государственном заповеднике» и его Южно – Камчатском  заказнике, которые винят  местных жителей, рыбаков, рыбопромышленные компании, которые добывают лососей, отбирающих рыбу у «голодных» медведей, в результате чего они стали агрессивны по отношению к людям. «Виноваты они и только они!  Это змеиный комок!» — так называют они жителей двух близлежащих сёл , рыбаков и рыбопромышленников, которые испокон века жили здесь, занимались рыбным промыслом, здесь их предки, здесь их Родина.  Но сейчас они здесь стали лишние.

        Кроноцкий государственный заповедники винит всех, кто мешает им жить, хозяйничать и заниматься коммерческой деятельностью, которая приносит им большую прибыль. Ещё бы, таких расценок на услуги, которые оказывает их организация, нигде не сыщешь! Где же  взять такие средства простому жителю — россиянину?       Прейскурант стоимости экскурсионных билетов и путёвок, реализуемых Федеральным государственным бюджетным учреждением «Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник» просто зашкаливает! Это,заметьте, государственный заповедник!  А цены государственные? Даже в период пандемии, как было сообщено на их официальном сайте, стоимость оставалась на уровне  услуг прошлого года. Но это ни о чем хорошем не говорит!  Хотя сами они пишут, что данная мера позволит в равной степени соблюсти интересы всех сторон. Извините, сможет ли опять же  простой житель воспользоваться этими услугами? Например, экскурсия на 1 человека в сутки «В гостях у бурого медведя», фототур и  размещение в собственных палатках стоит 15700,  водная экскурсия «наблюдение за медведем» без высадки на берег стоит 23000, однодневная пешая экскурсия – кордон Долина Гейзеров на 1 человека стоит 5540, куда входит только плата за пользование настильными тропами и услуга инспектора, сопровождающего группу без вертолётной доставки и ещё другие платные услуги, от сумм которых закружится голова.

      Экологический бизнес Кроноцкого заповедника построен совершенно на другой основе – эксплуатации бесплатного народного природного достояния, получая за это  высокие дивиденды от этого сверхприбыльного бизнеса в долларах, франках, марках  и других единиц валюты, а также увеличение туристического потока к озеру Курильскому, чтобы за двухдневный или трехдневный вояж с «медвежьей « фотосессией получить хороший  и выгодный куш.



      Этот вопрос  об особенностях проживания граждан в особо охраняемых территориях  и  о мерах  по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по предоставлению услуг в национальных природных парках не раз решали и в Общественной палате РФ и в Агенстве лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края.       Оказывается в результате, что в Постановление Правительства РФ от 07.1995 года от №239 «О мерах  по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по предоставлению услуг в национальных природных парках» в данный перечень не входят!!?  Предлагалось также внести изменения в указанное постановление Правительства РФ, а именно вести обязательный  годовой учёт животного мира на территории ООПТ.  Во-вторых,  убрать разночтения в обязанности на территории ООПТ осуществлять  регулирования численности животных согласно отраженного  порядка  в письме № 268 от 01.11.2019 года.

     В – третьих, определить нормативным актом Министерства природных ресурсов и экологии РФ, что  за полное выполнение работ на  территориях ООПТ несёт ответственность тот, кто выделял финансирование на указанные работы.  Вот и здесь цены  на экскурсионные услуги формируются на основе рыночного механизма конкуренции, и не является объектом надзора Управления.  Министерство природных ресурсов и экологии РФ сообщило следующее, что цена формируется на основе себестоимости оказанных платных услуг и с учётом спроса на платную услугу, требований к качеству платной услуги. Получается, что цены диктует они сами, и поднимают их в зависимости от спроса, не учитывая спрос самого обычного жителя Камчатского края, который рад бы побывать в заповеднике, да не осилит их бюджет на такую прогулку. Суть предпринимательской коммерческой  деятельности состоит в свободе распоряжении прибыли, и государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия. При осуществлении коммерческой деятельности право принятия решений, связанной с их деятельностью, принадлежит исключительно предприятиям. Но почему же тогда они не заботятся о качестве платной услуги и экологии самого заповедника?

    Здесь никак не обойдешь такую деталь – как утилизация отходов антропогенной деятельности на территории Кроноцкого заповедника, в результате чего  в 2019 году ими был причинён значительный ущерб экологии заповедника.

      Уже несколько лет идет конфликт между ФГБУ «Кроноцкий заповедник», рыбопромышленными  предприятиями и местными жителями.

      Местное население боятся ходить в лес , хотя раньше ходили за грибами  и за ягодами. Боятся медведей, численность которых так возросла до критического предела, что необходимо производить работы по уничтожению около 500 особей. Численность медведей увеличилась в 2,5 раза. Официальные документы обязывают  коммерческому предприятию не только оказывать туристические услуги, но и   вести учет численности охотничьих ресурсов в отношении взрослых самцов бурого медведя. 

         Как утверждает председатель МОО «Экологическая безопасность» Сергей Мылов, вопрос о превышении роста численности медведей на территории Южно – Камчатского заказника он поднимает на протяжении двух лет. По мнению С.Мылова, ФГБУ «Кроноцкий заповедник», который отвечает за охрану заказника, обязан следить за тем, чтобы количество хищников не превышало установленных нормативов – два медведя на тысячу гектаров. Животных стало так много на сравнительно небольшой по площади заповедной территории, что взрослые особи вытесняют друг друга,   и те  идут в населённые пункты, пугают людей и не только пугают, а в поисках пищи идут к жилью человека и даже представляют прямую угрозу жизни человека, нападая на него .

      Среднее число всех конфликтов за период 1996 – 2011г – это  234 случая нападения медведя на человека, где погибло 45 человек, 18 получили серьёзные ранения. Рост числа  конфликтов вызван усилением конкуренции и медведя за ресурсы тихоокеанских лососей и места обитания. Конфликтная ситуация усугубляется не из- за голода медведей, не из-за нехватки рыбы, а из — за высокой численности молодых медведей на территории Камчатки. Сегодня, есть правовые основания для того, чтобы отстрелить в заказнике примерно 500 медведей, этого же мнения придерживаются и в Агентстве лесного хозяйства и охраны животного мира региона. Позиция руководства заповедника противоречит закону, они считают, что режим охраны территории и изобилие рыбы в Курильском озере обеспечат условия существования всем имеющимся медведям, и нет нужды их отстреливать. Но это противоречит постановлениям, и они обязаны это сделать, несмотря на то, что не согласны.

      Так почему же они бездействуют и не хотят навести надлежащие исполнения природоохранного законодательства  на подведомственной территории? Почему рискуют жизнями посетителей и местных жителей? Почему  не отстреливают лишних медведей? Очевидно, не хотят тратить свои доллары на регулирование численности животных, вылов и вывоз медведей на другие территории , на затраты автотранспорта и другие причины, связанные с денежными затратами. Ведь  можно и установить ловушки и клетки, усыпить животное с целью вывоза на другую территорию и даже с целью продажи, опять же упирается всё в финансы! А кто их хочет потратить? А, возможно, это даже и выгодно для Короноцкого заповедника? Чем больше медведей на смотровой площадке, тем эффектнее выглядит зрелище медвежьей рыбьей страсти, приносящей данному учреждению бешеную прибыль от туристов, наблюдающих звериную трапезу и снимая всё это на камеру. Да, в сегодняшнее время алчность и жадность  часто соседствуют  с деятельностью многих коммерческих предприятий, а вот кровожадность медведей , используемых в своих собственных, личных и корыстных  интересах это ,конечно, видно на лицо.

   Нужно не только получать что – то  от бизнеса, но и что-то вкладывать в него, обеспечивая, как правило, самое ценное – жизнь людей, доверивших ее Кроноцкому государственному заповеднику, а не переводить «стрелки» на тех, кто, без всякой помощи со стороны Кроноцкого государственного заповедника, не только выстраивает сегодня стратегию развития рыбопромышленного комплекса Камчатки, но и является базовым предприятием для обеспечения главной транспортной составляющей в развитии туризма .

   Зачем винить во всех бедах тех, кто совершенно тут  ни  при чём? Почему они, рыбопромышленные компании, объединенные в Ассоциацию рыбопромышленников Озерновского региона, добывающие рыбу, виновны в том, что медведи стали нападать на человека? Но  причина не  в активной  деятельности рыбопромышленников, которые выловили всю рыбу, и медведь остался голодный, а наличие в населённых пунктах свалок и отходов и, конечно же, увеличение численности медведей.

   И ещё хочется напомнить, что численность рыбы никак не уменьшается, а каждый    год, наоборот, увеличивается. Здесь строго следят за численностью  для оптимального заполнения озера воспроизводителями, которая не должна превышать оптимального объёма, и делается всё возможное, чтобы не навредить естественному процессу.

       Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Отловом  медведей должен заниматься Кроноцкий заповедник,  и вина в том, что медведь вышел из леса к людям, возможно, только их,  но никак не местных жителей и рыбопромышленников, которые ведут свой честный  «бизнес».  А  кто кому мешает жить —  это ещё надо разобраться!

Своё личное мнение и оценочное суждение журналиста, основанное на имеющейся информации,  изложила  Т. Нагаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *