Неразрешенные проблемы утилизации рыбных отходов.
Чем опасны рыбные отходы. Класс опасности по ФККО
В естественных условиях такая проблема не возникает. При этом рыба гибнет в малых количествах, экосистема справляется с такой нагрузкой. Кроме того, другие животные уничтожают большую часть падали. При скоплении большого количества рыбного мусора (в промышленных масштабах) возрастает риск заражения грунтовых вод, почвы и людей болезнетворными микроорганизмами. По этой причине нельзя выбрасывать отходы в море, на общие свалки.
Способы обращения с органическими остатками выбирают по классификации ФККО. Так, непосредственно рыбные отходы относятся к 5 классу опасности. Некоторые виды мусора, образующегося вследствие деятельности рыбоперерабатывающих предприятий, считаются более вредными. К этой группе относят отходы обслуживания объектов рыбной промышленности (фильтры очистки масла оборудования, флотационной очистки сточных вод, содержащих жиры и др.). У таких материалов, веществ класс опасности 3 и 4.
Рыбные отходы относятся к биологическим, поэтому несут эпидемиологическую опасность
Рыбные отходы либо перерабатываются предприятиями на своих рыбомучных установках, либо передаются другим предприятиям, у которых есть такие установки, как сырье для производства кормов и удобрений. Однако в крае для рыбопромышленных предприятий, внедряющих технологии безотходного производства, отсутствуют меры поддержки, а также недостаточно проработан вопрос рынка сбыта переработанных рыбных отходов, что делает труднодостижимым переход к комплексной переработке сырья.
Проблемными остаются Олюторский и Карагинский районы. Кроме того, возникают проблемы с переработкой отходов в пиковые периоды подхода лососей в Усть-Большерецком и Соболевском районах, а также Петропавловске-Камчатском
В Петропавловске-Камчатском городском округе из 11 предприятий только на 2 идет переработка рыбных отходов.
В Елизовском районе тоже не лучше: из 30 предприятий только 6 занимаются переработкой рыбных отходов.
В Соболевском районе на сегодняшний день нет переработки рыбных отходов на 9 предприятий.
Положительные показатели в Усть-Камчатском муниципальном районе, где из 10 предприятий 7 перерабатывают рыбные отходы, а это 70%, самый высокий показатель на сегодня. Здесь, наиболее успешный опыт переработки и утилизации рыбных отходов.
В процентном соотношении ситуация в некоторых районах даже лучше, чем в Петропавловске-Камчатском городском округе.
Особое внимание контролирующих органов необходимо направить на проверку предприятий, не имеющих собственных квот и рыбопромысловых участков. Например, только в Соболевском и Усть- Большерецком районе таких 28 предприятий.
Вопрос ставится в том, откуда такие предприятия берут рыбу и куда девают рыбные отходы?
1.Необходимо руководителям муниципальных органов Камчатского края обеспечить эффективный контроль за земельными участками, в целях недопущения организации не санкционированных свалок рыбных отходов.
2.Управлению МВД России по Камчатскому краю и Северо-Восточному территориальному управлению Росрыболовства усилить контроль за осуществлением рыболовства, организовать проверочные мероприятия в отношении предприятий, входящих в группу риска (не имеющих собственных квот и рыбопромысловых участков, а также за предприятия, осуществляющие переработку рыбных отходов).
3.Разработать и внедрить меры поддержки предприятий, переходящих на безотходное производство продукции из водных биологических ресурсов (строительство цехов по переработке отходов)
4. Обратить внимания на вновь строящиеся рыбоперерабатывающие предприятия Камчатки, которые должны в обязательном порядке оснащаться установками по переработке рыбных отходов.
5.Управлению Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому Автономному округу рекомендовать усилить контроль за утилизацией рыбных отходов на рыбоперерабатывающих предприятиях, не имеющих собственных квот и рыбопромысловых участков, а также за предприятиями, осуществляющими переработку рыбных отходов, с целью недопущения составления фиктивных актов по утилизации и переработке отходов
6.Ассоциации добытчиков лососей Камчатки, довести до сведения предприятий, входящих в составы данных общественных организаций, о необходимости исполнения требований природоохранного законодательства, обеспечении правомерной хозяйственной деятельности, исключающей случаи несанкционированного размещения рыбных отходов.
7. Минприроды Камчатского края внести изменения в график выездных проверок по осуществлению экологического контроля в Муниципальные районы Камчатского края, обеспечив приоритет нахождения инспекторов на территориях Усть-Большерецкого и Соболевского муниципальных районов в период массового хода лосося.
8. Поручить Министерству рыбного хозяйства Камчатского края информировать предприятия рыбохозяйственного комплекса Камчатского края о недопустимости практики документирования подложных услуг о переработке и утилизации рыбных отходов.
Берегите природу – это наш дом.