ДАВНО НЕ ТОНЕТ

Из более чем четырех десятков выборных кампаний в муниципалитетах Камчатского края, которые завершатся голосованием 13 сентября, наибольшая интрига складывается, пожалуй, в Паратунском сельском поселении. Его нынешний глава, политик районного масштаба Александр Бабак намерен не только сохранить свой пост в противостоянии с тремя самовыдвиженцами, но и пробиться в состав собрания депутатов Паратунки. Более того, в качестве самовыдвиженца на выборах сельских парламентариев Паратунки зарегистрировался и младший брат Александра Николаевича – Юрий Бабак.

При этом Бабак-старший непостижимым образом умудрился заручиться поддержкой «Единой России», даже несмотря на то, что несколько лет назад был исключен из партийной фракции в думе Елизовского района. Тогда же Александр Бабак был вынужден положить на стол партбилет с формулировкой «за дискредитацию и антипартийную деятельность». Возникла парадоксальная ситуация: вначале партия власти с позором выгнала этого деятеля из своих рядов, а потом зачем-то выдвинула его же на муниципальные выборы.

Причина, по которой нынешний глава Паратунского сельского поселения пытается сесть сразу на два стула – главы поселения и депутата местного собрания – ни для кого не является секретом. Конечная цель дважды кандидата – попасть в состав районной думы пятого созыва. Ведь по елизовским правилам представительный орган власти формируется там из числа депутатов сельских поселений.
Напомним тем, кто в последние годы не слишком внимательно следил за политическими баталиями в Елизове, что Александр Бабак являлся главой Паратунской сельской администрации до осени 2005 года. Когда срок его полномочий завершился, состоялись очередные выборы. Бабак был уверен, что и на этот раз сохранит за собой портфель, но по итогам голосования победу одержал его главный оппонент, генеральный директор ОАО «Камчатбургеотермия» Евгений Белов.
После этого проигравший организовал в Паратунке настоящий политический цирк. С результатами выборов он не согласился, и начал оспаривать их в суде. Пока один за другим шли судебные процессы, он почти год отказывался выезжать из служебного кабинета. Двоевластие длилось почти весь 2006 год, до тех пор, пока в том же году теперь уже экс-глава не вошел в состав районной думы. Более того, Александр Бабак был избран ее председателем. Однако его деятельность на этом поприще, сопровождаемая многочисленными скандалами, бесславно завершилась на 51-й сессии думы третьего созыва 31 июля 2009 года.
Одним из основных поводов для принудительной отставки господина Бабака-старшего стала выборочная проверка составления и исполнения районного бюджета в 2007 году и в первом полугодии 2008 года, проведенная краевой контрольно-счетной палатой. Ревизия завершилась в декабре 2008 года, то есть за полгода до изгнания Александра Бабака из председательского кресла.
«Общий объем финансовых средств бюджета Елизовского района, израсходованных думой, составил 47 миллионов 555 тысяч 670 рублей, – говорится в тогдашнем отчете контрольно-счетной палаты. – Из них показатель финансовых нарушений составил 35 миллионов 813 тысяч рублей, или 75,3 процента от общего объема проверенных средств». Речь здесь идет о деньгах, потраченных за полтора года районным парламентом на свое собственное содержание. Под «финансовыми нарушениями» подразумеваются необоснованно завышенные и неэффективные расходы средств из казны. Проще говоря, елизовские нардепы с Бабаком во главе три рубля из четырех, выделенных на финансирование их деятельности, проедали без всяких законных оснований.
В частности, ревизией было установлено, что в 2007 году в процессе исполнения фонда оплаты труда было неправомерно израсходовано почти семь миллионов рублей. Из них 650 тысяч составили «выплаты назначенного денежного содержания лицам, замещавшим муниципальные должности категории «А» и освобожденным без сложения полномочий».
Тем, кто не слишком хорошо разбирается в бухгалтерско-финансовой терминологии, поясним: к данной категории служащих относятся депутаты, для которых районная дума является основным местом работы. Они фактически приравниваются к чиновникам и получают из бюджета зарплату. Но если тот или иной депутат совмещает деятельность в представительном органе власти с другой работой (например, в качестве руководителя какой-нибудь бизнес-структуры), то рассчитывать на жалованье в думе он не имеет права, хотя и сохраняет депутатские полномочия. Тем не менее, вопреки требованиям законодательства, деньги елизовским депутатам-совместителям платили исправно. Вряд ли это могло происходить без личного согласия председателя думы Александра Бабака. Причем выплаты неосвобожденным нардепам в первой половине 2008 года были в 1,5 раза больше, чем за весь предыдущий год.
Еще около полутора миллионов бюджетных рублей в 2007 и 2008 годах дума незаконно потратила на зарплату «армии лишних людей» в муниципалитете. Дело в том, что еще 26 декабря 2006 года районные депутаты на очередной сессии приняли решение о недопустимости увеличения численности чиновников муниципалитета. Но те, кто утверждал штатное расписание аппарата думы района, позицию нардепов попросту проигнорировали. Были открыты новые вакантные должности, занятые новыми людьми, каждый из которых был более чем доволен ежемесячно получаемой «суммой прописью». Знал ли об этом председатель думы Александр Бабак? Или он уподобился трем знаменитым буддистским обезьянам: «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нем, то я защищен от него»?
Впрочем, в те времена, когда наш герой был у власти, деньги из муниципального бюджета перекочевывали в депутатские карманы не только в качестве заработной платы. В марте 2007 года спикер районной думы Александр Бабак и его верная заместительша на этом посту Светлана Болтенко заключили между собой любопытный гражданско-правовой договор под символичным номером один. В соответствии с соглашением госпожа Болтенко должна была оказывать представительному органу власти платные услуги.
От перечня этих услуг так и смердит казнокрадством. Цитируем договор с сохранением орфографии оригинала: «Обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан; разработка, рассмотрение, подготовка, участие в разработке, подготовка мероприятий и программ, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни граждан, их благосостояние и потребление на территории района, содействие в осуществлении контроля на этапах реализации соответствующих мероприятий и программ, в том числе в социальной сфере».
За все это, то есть по существу за свои безграмотно изложенные депутатские обязанности, Светлана Болтенко должна была получить свыше 800 тысяч рублей. Но полностью отработать контракт не успела. Согласно подписанным сторонами актам о приеме работ с 28 марта по 17 октября 2007 года районная вице-спикерша успела «употребить граждан» лишь на 512 тысяч рублей, из которых выплачено ей было 332 тысячи.
Удивительно, что контрольно-счетная палата Камчатского края заинтересовалась в данном случае не обязательствами Светланы Болтенко по договору, а лишь нарушениями в процедуре его заключения. Дескать, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше двух тысяч минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться лишь после размещения муниципального заказа на конкурсной основе. Услуги по «определению образа жизни» елизовчан на аукцион, конечно, не выставлялись.
Впрочем, путем заключения, мягко говоря, сомнительных гражданско-правовых договоров господин Бабак-старший подкармливал не только своих коллег по депутатскому корпусу. Подобные контракты он подписывал и с посторонними лицами. Ревизоры нашли сразу несколько аналогичных контрактов на оказание юридических консультаций с совершенно посторонними людьми. Непонятно только, чем в это время занимался целый правовой отдел районной думы с годовым фондом зарплаты в 1 миллион 736 тысяч рублей, а также два советника председателя думы по правовым вопросам, которые на пару зарабатывали полтора миллиона рублей в год.
Не забывал районный председатель и себя любимого. Уже через месяц после своего избрания на пост председателя районной думы он выписал себе премию в размере 30 тысяч рублей. По тем временам – полторы средних зарплаты в Камчатской области. В июле господин Бабак-старший вознаградил себя уже 100 тысячами рублей. А всего за год только в качестве премий он выплатил себе 345 тысяч при ежемесячной заработной плате в 130 тысяч рублей.
По мнению елизовских депутатов, которые шесть лет назад инициировали изгнание Александра Бабака с должности председателя районной думы, столь вольное обращение с высокодотационным муниципальным бюджетом преследовало вполне конкретную цель: за счет разного рода денежных выплат и прочих преференций узкому кругу приближенных укрепить свое влияние в представительном органе власти. Выявленные контрольно-счетной палатой злоупотребления не позволили мечтам экс-председателя сбыться.
После обнародования отчета по итогам ревизии в отставку были отправлены заместители Бабака-старшего Светлана Болтенко и Анатолий Кусочкин, на чью поддержку политический деятель из Паратунки так рассчитывал. А затем очередь дошла и до него самого. Девятого июля 2009 года группа депутатов елизовской районной думы третьего созыва направила своему руководителю официальное уведомление о включении в повестку дня намеченной на 24 июля очередной сессии вопроса «об освобождении Бабака А. Н. от должности председателя думы Елизовского муниципального района». Более того, чтобы не позориться, ему предложили написать заявление о добровольной отставке. Не тут-то было.
Как выяснилось, верные Бабаку нардепы к тому моменту тихой сапой утвердили регламентные документы, в соответствии с которыми спикер думы мог единолично практически парализовать ее деятельность. Выяснилось, что созывать сессии и определять их даты может только он сам. В результате сессия, назначенная депутатами, 24 июля так и не состоялась, поскольку Александр Николаевич изволил назначить ее же только на 31 число. Впрочем, манипуляции с календарем господину Бабаку-старшему не помогли.
Видимо, он настолько допек своих бывших товарищей, что вся процедура отстранения от должности заняла не более часа. Ни у депутатов к председателю, ни у председателя к депутатам не возникло ни одного вопроса. Публично заступиться за Бабака никто не решился. 15 голосов было подано за его отставку, и только один против. Догадайтесь, чей.
«При руководстве аппаратом и думой Бабак позволял элементарную безграмотность, которая сочеталась с вседозволенностью и безнаказанностью, – говорил сразу по окончании скандальной сессии один из депутатов. – Бюджетными деньгами он сорил, как своими. Поэтому мы и решили отлучить бывшего председателя от бюджетной кормушки. Слишком дорогое для района удовольствие – содержать такого председателя». Правда, с новым председателем – Андреем Шергальдиным – елизовчанам, на наш взгляд, снова крупно не повезло. Но это уже совсем другая история.

Дмитрий ЧЕРНОВ

ОТ РЕДАКЦИИ:

Добавим, что младший брат Александра Бабака, 53-летний Юрий Бабак, также нацелившийся в сельское собрание депутатов, в 2001 году был осужден по статье 167 Уголовного кодекса РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». Приговор был вынесен в рамках прогремевшего на всю страну дела об убийстве вице-губернатора Камчатской области Алексея Львовича Котляра. Юрию Бабаку приписывали организацию этого преступления, а посредником при передаче денег исполнителю – некоему Никитину – был житель Паратунки Виктор Мыльников, который приходится Никитину племянником.
Напомним, что Алексей Котляр возглавлял областной комитет по управлению имуществом. Он считался жестким и бескомпромиссным администратором, никогда не отступающим от своей цели. Занимался вопросами приватизации и банкротства предприятий, а также отвечал за проведение аукционов по продаже имущества банкротов.
Он был зверски убит в собственном подъезде 17 марта 2000 года. Сначала Алексею Котляру плеснули в лицо концентрированной соляной кислотой, которая сожгла глаза и губы, а затем нанесли несколько ударов по голове металлическим прутом. Спустя несколько часов вице-губернатор в страшных мучениях скончался на операционном столе.
Впоследствии один из соучастников убийства – Никитин – умер странной смертью, якобы отравившись алкоголем. После этого Мыльников, опасаясь за свою жизнь, пришел в милицию с повинной и дал признательные показания. Следом под стражей оказался и Юрий Бабак. Его арестовали 29 мая 2001 года в кабинете областного прокурора Александра Войтовича. Под следствием в СИЗО Бабак-младший находился более двух лет. В результате он получил три года лишения свободы, но попал под амнистию, объявленную в честь 55-летия победы над фашистами, и был освобожден прямо в зале суда.
По всему видать, паратунским упырькам снова хочется хлебнуть сладенького. Но муниципальная служба им в принципе противопоказана. Полагаем, мало кто сумел сделать для дискредитации власти как таковой столько, сколько они.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

http://kamvesti.com/index.php/component/k2/item/1129-davno-ne-tonet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *