Общество и Власть. Антикоррупционное издание России

Исполнение Национального плана противодействия коррупции в сфере госзакупок

Прокуратурой Камчатского края во исполнение постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Камчатского края от 22.11.2011 «О результатах работы правоохранительных, контролирующих и иных органов государственной власти по исполнению Национального плана противодействия коррупции в 2011 году и исполнении ранее принятых по указанному вопросу постановлений» проанализировано состояние законности о противодействии коррупции в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в ходе которого установлено следующее.

Анализ работы правоохранительных и контролирующих органов свидетельствует, что данная сфера деятельности остаётся наиболее подверженной коррупционным проявлениям.

На фоне увеличения бюджетного финансирования мероприятий, связанных с приобретением имущества, выполнением работ и оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, выделением для этих целей колоссальных финансовых средств, не уменьшается желание корыстных чиновников различного уровня, а также, вступающих с ними в сговор, лиц из предпринимательской среды, в одночасье разбогатеть за счёт государства, порой попросту заработать состояния.

Правоприменительная практика свидетельствует, что, как правило, в зависимости от предмета предстоящей сделки с участием государства либо муниципалитета, используются общие схемы хищения средств.

По смыслу действующего законодательства, торги должны обеспечивать реальную конкуренцию, чтобы, по предложениям их участников была максимально снижена начальная цена контракта, а государство на этом могло сэкономить и эффективно расходовать бюджетные средства.

Для преодоления данных правовых ограничений недобросовестными чиновниками используются два основных шага в достижении корыстной цели, а именно, искусственное завышение начальной цены контракта, что позволяет «заработать» сверхприбыль, а также принятие совокупности неправомерных действий, связанных с недопущением добросовестных участников к торгам, с целью обеспечения победы участника, находящегося в сговоре с чиновником.

Искусственное завышение начальной цены контракта начинает допускаться на стадии формирования бюджетных ассигнований при составлении проекта бюджета, так как соответствующие статьи расходов формируются, как правило, по инициативе будущих распорядителей бюджетных средств, которые и будут в последующем размещать соответствующий государственный или муниципальный заказ. На данной стадии и при разработке документации, связанной с размещением государственного муниципального заказа применяются различные манипуляции, связанные с обоснованием начальной цены контракта. В частности, в сметах работ приводятся необоснованные расчёты, должным образом не конкретизируются характеристики приобретаемого имущества, указываются ссылки на источники информации о среднерыночных ценах на товары на самом деле не содержащие необходимые сведения и т.п.

Манипуляции, связанные с исключением добросовестной конкуренции в торгах, также носят самый различный характер. Наиболее распространёнными являются допущения в аукционной документации различных специфичных требований к поставляемому товару без возможности поставки эквивалента, сокращенные сроки поставки товара с момента заключения контракта, завышенные требования к участникам конкурсов, носящие, порой, исключительный характер, выбор способа размещения аукциона, явно исключающего возможность участия в торгах иных лиц и указывающий на признаки сговора и т.п..

Характерным примером может служить сделка с приобретением здания станции скорой медицинской помощи для нужд Петропавловск-Камчатского городского округа, когда способом приобретения была выбрана поставка (покупка) готового здания, а не его строительство. Данный способ позволил исключить возможность участия в торгах строительных кампаний и заключить сделку по завышенной, самой максимальной цене, насколько позволяли бюджетные ассигнования, с единственным хозяйствующим субъектом, заранее построившим такое здание специфичного назначения, не характерное для рынка недвижимости. Такая сделка повлекла за собой причинение ущерба бюджету в виде разницы между ценой поставки и среднерыночной ценой здания.

Одними из распространённых способов ухода от конкурсных (аукционных) процедур является искусственное дробление однородного объекта торгов с целью занижения стоимости контракта, порочная практика передачи государственными органами, органами местного самоуправления функций заказчика муниципальным автономным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям функций размещения заказа, на которые не распространяются требования Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Правоохранительными органами края выявляются также случаи вступления чиновников в сговор с победителем аукциона с целью приёмки завышенных результатов работ, фактически выполненных в меньшем объёме или ненадлежащего качества, чем предусмотрено условиями контракта.

В настоящее время правоохранительными органами края объединены усилия с целью улучшения эффективности борьбы с коррупционными злоупотреблениями в сфере госзакупок. При прокуратуре края действует межведомственная рабочая группа правоохранительных органов по противодействию коррупции, деятельность которой приносит определённые положительные результаты. В результате совместных проверочных мероприятий прокуратуры края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю, Управлений ФСБ, МВД по Камчатскому краю выявляются как правонарушения, так и преступления в данной сфере. Так, в результате согласованных действий в 2011 и 2012 годах выявлялись преступления, совершённые высокопоставленными чиновниками, неоднократно освещавшиеся в СМИ и получившими широкий общественный резонанс.

Группой вырабатывается положительная практика выявления коррупционных злоупотреблений в сфере госзакупок, распространяется приобретённый опыт среди правоохранительных органов.

Следует отметить необходимость участия общественности в выявлении указанных выше нарушений законодательства, когда в поле зрения населения, СМИ, общественных организаций попадают сомнительные государственные и муниципальные контракты.

Активная гражданская позиция, общественный контроль, не только позволяют облегчить выявление указанных правонарушений, но и выступать в качестве участников процесса минимизации коррупционных проявлений.

Старший помощник прокурора края

по надзору за исполнением законодательства

о противодействии коррупции

советник юстиции Д.Ю. Мельников

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Powered by WordPress | Designed by PureID
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru