Общество и Власть. Антикоррупционное издание России

Красная путина закончилась. Браконьеры откопали свои схроны, и потекли с Камчатки икорные реки, а говоря точнее, воздушные потоки

В октябре Камчатку посетил заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов, чтобы обсудить с местными рыбаками вопросы электронной сертификации. На встрече с представителями рыбацких компаний он озадачил их вопросом о «флуктуациях» икорных потоков. По его словам, наибольший вывоз икры из нашего региона отмечается почему-то в конце января – феврале. Последний пик – в конце мая, когда нужно освобождать склады для икры ближайшей путины.

«А в октябре почти ничего не вывозится, в ноябре – тоже. Но самое странное, что в декабре не вывозится, несмотря на предстоящие праздники. Почему так?» – недоумевал федеральный чиновник.

Откроем Николаю Анатольевичу маленькую тайну. На самом деле икра вывозится и в октябре, и в ноябре, и в декабре (то бишь, в те месяцы, когда спрос на нее наиболее высок), но только не та, которая попадает в официальную статистику Россельхознадзора, а ее браконьерский конкурент. Легальная же продукция ждет своего часа в конце очереди.

Мои слова про тайну – это, конечно, сарказм. На Камчатке почти все знают, как устроен трафик левой икры. Об этом рассказала и наша газета в мае 2018-го в статье «Летит икра через горы и моря». Но если кто не в курсе, дам краткий ликбез.

Итак, каждый из нас имеет законное право отправить по почте или провезти с собой в авиабагаже некоторое количество пищевой продукции. В том вроде нет худого. Но нашлись предприимчивые граждане, которые приспособили этот канал для отправки браконьерской продукции в промышленных масштабах.

Поставить заслон этому потоку на Камчатке реально пытается пока только одна общественная организация – Комиссия по противодействию коррупции. С начала осени ее волонтеры дежурят в аэропорту и возле грузового терминала. Помешать отправке икры они не вправе, но в их силах фиксировать такие факты и сообщать о них в правоохранительные органы.

На сегодня собрана целая база данных о том, кто и на каких автомобилях привозит в аэропорт икру. Занимаются этим «бизнесом» одни и те же лица каждый день без выходных. Скорее всего, они не являются владельцами груза, а выполняют функции посредников. Их работа – обеспечить браконьерам логистику, протоптать дорожку к рынкам сбыта. Выглядит это обычно так. «Икрокурьеры» заходят в аэропорт под видом провожающих и заносят с собой куботейнеры с «красным горохом», уже подготовленные к отправке (упакованные в коробки и замотанные изолентой). Они расставляют свое добро между стойками и начинают искать тех, кто согласится взять дополнительный багаж за вознаграждение. Могут договориться и заранее. Сейчас в газетах и соцсетях полно объявлений примерно такого содержания: подарю 5 тысяч рублей тому, кто возьмет мои вещи на такой-то рейс, дополнительное место оплачу. Основные направления – Москва, Новосибирск. Также в этом списке – Владивосток и Хабаровск (возможно, они служат только перевалочной базой).

По некоторым скромным оценкам, только в сентябре 2018-го из аэропорта Елизово на материк улетело порядка 50 тонн икры без документов о ее происхождении и качестве. А поскольку при загрузке самолетов приоритет отдается личному багажу, они улетают с грузовыми отсеками, забитыми до отказа нелегальной икрой, а легальная остается на складе, так как ей на борту не хватило места. Уже не говорю о том, что «икрокурьеры» создают в аэропорту лишнюю суету и толчею, доставляя неудобства пассажирам.

Как рассказали нам в Комиссии по противодействию коррупции, информация об «икротрафике» направлена в силовые структуры, в транспортную и природоохранную прокуратуры. Ответная реакция пока слабая. Зато «икорщики» реагируют без промедления. В адрес тех, кто пытается фотографировать и снимать на видео процесс отправки «красного гороха», постоянно звучат угрозы.

Вернусь к визиту заместителя главы Россельхознадзора. После встречи с нашим рыбацким сообществом он решил пообщаться с журналистами. Я задал Николаю Власову вопрос о том, как его федеральная служба намерена бороться с пересылкой левака, поможет ли в этом новая система электронной сертификации «Меркурий».

«У нас сверхлиберальное законодательство в отличие от многих стран. Можно до пяти килограммов пересылать всего чего угодно. Перевозить, ввозить и вывозить за пределы страны тоже разрешено. Это проблема законодательного порядка. Средствами только «Меркурия» решить ее нельзя в принципе. Надеюсь, скоро интегрируем нашу систему с информационной системой налоговой службы, после чего начнем контролировать и ввод продукции в оборот, и вывод. Это позволит нам пресекать реализацию продукции без документов, мы сможем увидеть, как она появится «из воздуха» в магазине», – ответил Николай Власов.

Пока же все идет по заведенному порядку. В ноябре – декабре браконьеры начнут откапывать свои главные схроны с «красным горохом» и усиленно гнать его на новогодние столы россиян. А легальная икра продолжит ждать, когда ее пустят на рынок.

Кирилл МАРЕНИН

P. S. С начала года трудовая инспекция края получила десятки жалоб от сотрудников камчатского филиала «Почты России» на низкий уровень зарплаты и нарушения трудовых прав. Помимо прочего, почтовики приводят и такие факты:

«В день в МСЦ поступают 2–3 тонны икры в куботейнерах, оформленных как ЕМS-отправления. Стандартный вес такого отправления 28–29 кг. Такое количество икры влечет повышенный износ оборудования (транспортеры для приема почты через люковое окно, почтовые автомобили с выгнутыми в обратную сторону рессорами, тележки в цеху, которые с трудом сдвигает грузчик из-за непомерного веса), постоянные протечки икорного сусла, вонь от испорченной икры (так как о соблюдении температурного режима и речи быть не может).

Из-за этих «кубиков» не улетает множество других почтовых отправлений, так как существуют лимиты отправки почты на авиамаршруты. И, самое главное, это сорванные спины водителей и операторов сортировочного цеха, которые вынуждены все это икорное великолепие перетаскивать на своем горбу в нарушение всех санитарных норм.

По правилам скоропортящиеся продукты запрещены к отправке почтой, но наше начальство говорит нам, чтобы мы молчали о нарушениях, так как именно от ЕМS-отправлений УФПС по Камчатскому краю получает наибольший доход, пусть и за счет сорванных спин своих работников, залитых суслом других почтовых отправлений и вони в машинах, цеху и самолете при отправке почты на материк».

Для справки:

По официальной информации УМВД по Камчатскому краю, с начала оперативно-профилактической операции «Путина-2018», которая стартовала 25 мая, из незаконного оборота изъято почти 254 тонны рыбы лососевых видов, более 77 тонн красной икры. Если вести счет с начала года, то за прошедшие месяцы изъято около 400 тонн рыбной продукции и 100 тонн икры.

Рискнем предположить, что в почтовых посылках и в личном багаже с Камчатки браконьерской продукции уходит в разы больше.

rybak.kam-kray.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Powered by WordPress | Designed by PureID
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru