Еще в октябре прошлого года в 21 номере нашей газеты мы рассказали читателям, как грамотно и красиво лососевая икра неизвестного происхождения покидает наш полуостров посредством почтовых отправлений. Запакованная в куботейнеры, большими партиями, по нескольку тонн за рейс, многими тоннами за сезон.
Тогда для исправления ситуации Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору направила несколько писем, адресованных дальневосточному и камчатскому транспортным прокурорам, сообщая о том, что икра, отправляемая с территории Камчатского края «Почтой России» и ЕМС, контроль за качеством и безопасностью, предусмотренный законодательством Российской Федерации, в отделе по ветеринарному и фитосанитарному надзору на государственной границе и транспорте Управления не проходит. О чем, кстати, неоднократно информировались Камчатская транспортная прокуратура и ЛОВДТ.
По информации САБ и других территориальных Управлений Россельхознадзора, объем транспортируемой был равен промышленному. Так, только по информации территориальных Управлений Россельхознадзора, объем вывезенной икры лососевых видов рыб с июля по декабрь 2010 года составил порядка 75 — 125 тонн».
А теперь совсем коротко. В результате всех обращений, писем, назначенных проверок и расследований, камчатская транспортная прокуратура так и не смогла вынести адекватное решение по этому, казалось бы достаточно простому делу. Ссылаясь на статью 23 Конституции России, транспортники просто расписались в собственном бессилии. Между тем, краевая прокуратура отправила запрос в НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ по этому вопросу, и получила однозначный ответ, что правовых рычагов в законе на настоящий момент вполне достаточно, чтобы успешно бороться с подобными нарушениями, притом не затрагивая конституционные права наших граждан. Эта информация была направлена в Камчатскую транспортную прокуратуру «для использования в служебной деятельности при организации надзора за реализацией уполномоченными организациями предоставленных полномочий по установлению лиц, осуществляющих отправку рыбной и икорной продукции по каналам почтовой связи». Так, наверное, и лежит в чьем-то ящике…
Со времен этой переписки прошло полгода. Близится новая путина. Наши добрые приятели-браконьеры уже накупили новенькие куботейнеры и почтовые марки. Почтовики в ожидании «левой» прибыли почесывают ладони. Транспортная прокуратура ждет изменения в Конституции страны…
Недавно до нашей редакции дошла информация, что нашлись-таки люди, которые без особого шума и помпы смогли перекрыть «почтовые» пути расхищения рыбопродукции из своего региона. Причем, так четко, что даже ни на один суд не нарвались. И где же такое случилось, спросите вы? Отвечаем: на территории нашего доброго соседа острова Сахалин. И как же это произошло? Именно этот вопрос мы и задали сахалинским соседям. И получили ответ, причем не из прокуратуры, поскольку прокуратура в этом деле принимала косвенное участие, а от обычных полицейских.
Ниже публикуемый текст предназначается возможно не для широкого круга читателей, но в первую очередь для сотрудников нашей полиции и представителей транспортной прокуратуры. Ибо, принимая во внимание очевидно одинаковую законодательную базу, действующую на территории всей страны, не вредно перенять полезный опыт работы у соседей, если уж сами не в силах заниматься своими прямыми обязанностями. Публикуется без сокращений.
«На Ваше обращение сообщаем, что сотрудники Линейного отдела полиции в аэропорту города Южно-Сахалинска при пресечении незаконных отправок икры лососевой воздушным транспортом через Почту России руководствуются следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции») назначением полиции является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц. без гражданства; противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.
Согласно ст. 32 ч. 1 ст. 12 названного федерального закона на полицию возлагается, в том числе, обязанность участия в соответствии с законодательством Российской Федерации в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; охрана в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аэропортов и объектов их инфраструктуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Пункт 27 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» представляет право полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов; запрашивать и получать от руководителей и организаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций необходимые документы и информацию; выдавать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний; при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета; задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами.
Порядок осуществления предполетного н послеполетного досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала воздушной авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты регламентирован Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными приказом Минтранса России от 25.07.2007 №104.
Согласно п.6 названных Правил предполетный в послеполетный досмотры (далее — досмотры) пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится сотрудниками службы авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел на транспорте, включая кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками.
В соответствии с ч.4 ст.84 Воздушного кодекса Российской Федерации требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Пункт 5 части 5 ст.84 Воздушного кодекса Российской Федерации определяет, что при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.
В соответствии с п.п. 189-191 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82 -перевозка ценного груза, скоропортящегося груза, тяжеловесного груза, объемного груза, живности, опасного груза, человеческих останков, остатков животных требует особых условий перевозки воздушным транспортом.
Грузы, требующие особых условий перевозки, принимаются к перевозке, если они допущены к перевозке международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством страны, на территории или через территорию которой осуществляется перевозка таких грузов.
Грузоотправитель должен предъявить к перевозке доброкачественный скоропортящийся груз и документы, подтверждающие, что скоропортящийся груз при его перевозке в предусмотренные договором воздушной перевозки груза сроки не потеряет своих качеств.
Прием к перевозке скоропортящегося груза без документов, подтверждающих качество груза, не допускается.
Документы, подтверждающие качество скоропортящегося груза, выданные уполномоченным органом государственной власти, должен предъявляться грузоотправителем отдельно на каждую отправку.
В соответствии с п.1.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.3.2.1324-03), утверждённых главным государственным санитарным врачом Российской Федерации — Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2003 года — продукты, требующие для обеспечения безопасности специальных температурных и/или иных режимов и правил, без обеспечения которых они могут привести к вреду для здоровья человека, следует считать скоропортящимися и особо скоропортящимися продуктами, которые подлежат хранению в условиях холода и предназначены для краткосрочной реализации».
В соответствии с вышеназванным СанПиН к скоропортящимся относятся в том числе продукты переработки рыбы и нерыбных объектов промысла.
Согласно п.6.1.1 Национального стандарта «Икра зернистая лососевых рыб» (ГОСТ Р 52536-2005), утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 мая 2005 г. № 106-ст транспортируют зернистую икру всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов, действующими на данном виде транспорта, при температуре от минус 4°С до минус 6°С.
Пункты 6.2.1-6.2.3 названного ГОСТ Р 52336-2005 устанавливают, что хранят зернистую икру в бочках, контейнерах и ведрах при температуре от минус 4°С до минус 6°С не более 8 месяцев. Хранят зернистую икру в банках на предприятиях розничной сети при температуре от 2°С до 4°С не более 12 месяцев. Допускается хранить зернистую икру в банках на оптовых складах и базах при температуре от минус 4°С до минус 6°С не более 12 месяцев. Зернистую икру, упакованную в бочки, полимерные контейнеры, ведра, хранившуюся в них не более 1 месяца с даты изготовления и расфасованную в банки, хранят не более 11 месяцев с даты упаковывания в банки.
Таким образом, при транспортировании продукции — икры зернистой лососевых рыб, вне зависимости от способа ее пересылки, должны соблюдаться правила перевозок скоропортящихся грузов, действующих на соответствующем виде транспорта при температуре от минус 4°С до минус 6°С, то есть применительно к авиационному транспорту — Федеральные авиационные правила.
Каких-либо изъятий из указанных норм но транспортированию данной продукции Федеральный закон Российской Федерации «О почтовой связи» не содержит.
Вышеуказанные нормы в полном объеме соотносятся с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно которому для перевозок таких продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, призванные обеспечить в своем системном применении безопасность жизни и здоровья потребителей пищевой продукции на всех этапах ее прохождения, включая транспортировку.
Кроме этого, в целях недопущения нарушения прав потребителей услуг почтовой связи и недопущения возможных отправок скоропортящихся продуктов (икры лососевой) почтовыми отправлениями, данное разъяснение было направлено директору УФПС Сахалинской области — ФГУЛ «Почта России» Калмыкову И.А. с предложением разъяснить подчиненным сотрудникам вышеуказанные требования нормативных актов при приеме к пересылке почтовых отправлений авиационным сообщением.
С уважением,
Начальник ЛОП в аэропорту г. Южно-Сахалинска подполковник полиции А.П. Орешкин».
Прошу прощения за столь точное цитирование, но без этого, граждане, никак нельзя было обойтись. Поскольку теперь, благодаря грамотным действиям полицейских с Сахалина и их подробному описанию статей, пунктов и частей законов РФ, наши местные полицейские смогут правильно построить и свою работу. Или стоит пригласить к нам в гости подполковника Орешкина для обмена опытом в борьбе с браконьерами и икорными барыгами? Или просто перевести его к нам на некоторое время для полной гарантии успеха мероприятия?
К слову сказать, господин Калмыков, тот самый главный почтовик Сахалина, попытался пожаловаться на действия полицейских в местную сахалинскую транспортную прокуратуру, однако получил вполне адекватный ответ, что все в действиях полицейских законно, и жалоба осталась без удовлетворения. И никаких судов не последовало.
Впрочем, оставим сарказм. Дело-то серьезное, и, как я сказал выше, на носу новая путина. Поэтому давайте просто сделаем короткие выводы из вышеописанной ситуации.
И в заключение: почему не шевелятся наши чиновники? Я лично вижу всего три варианта, почему запрещенные законом почтовые отправки продолжаются до сих пор. Либо люди в форме просто не хотят работать, либо люди в форме не профессиональны и безграмотны в отношении законодательства, либо у людей в форме «пальчик отсох», потому что «ручку позолотили»?
Согласно информации, полученной редакцией, в 2011 году под «бдительным оком» работников ЛОВД на Транспорте Камчатского края и под «надзором» Транспортного Прокурора Камчатского края посредством Почты России с полуострова было отправлено 150 тонн икры.
Михаил Федоренко
Давно пора прекратить этот ьардак!