Надо было выбрать одно из двух: погибнуть или как-то спастись

 2 декабря 2016 года, пятница, Камчатка, Начикинское озеро, вагончик рядом с домом егеря Начикинского охотхозяйства, время около 18 часов вечера. Спешно собираем свои вещи: генератор, бензопила, удочки, улов и прочих вещей на целую нарту для снегохода. Со мной мой знакомый Андрей в бытность капитан третьего ранга, подводник. Вроде всё собрали. Прощаемся с егерем, обещаем еще приехать. Надеемся успеть проскочить до начала пурги, хотя она уже начала давать о себе знать. Все снегоходчики, что были на озере проехали вперед, их следы быстро замело, нам приходится пробивать дорогу через лес по новой. Всего 15 километров до трассы, а я знаю дорогу – успеем.

Часа через пол лес кончился, и мы добрались до поля. Где-то тут должны быть «ворота», их проскочим и считай, что дома, а если не попадем в них будем еще долго кружить по этому полю. Стемнело. Дорогу то я знаю, но при хорошей видимости. Где ж эти ворота? Видимость нулевая, дальше руки ничего не видно. Еще и этот навигатор сломался. Вот вроде сюда! Заезжаем на перемёт, он рушится. Хорошо, что нарта задержала падение снегохода, надо бы привязать его талью к березе. Это оказывается перемело ручей и упади мы в этот овраг нам было бы не выбраться. В нем добрых метра 4. Нам повезло. В течении трех часов пытаемся с Андреем вытащить снегоход с помощью тали, но его тут же заметает, снегоход плотно врылся в снег по самую седушку от наших попыток. С каждым разом становиться только хуже. Пурга разыгралась не на шутку. Снег, дождь, град, все вперемешку. Время уже около 21 часа. Холодно. Мы начинаем промокать и покрываться корочкой льда. Решаем оставить снегоход и нарты и вернуться обратно к егерю.

Господи сколько снега! Я иду впереди пробиваю дорогу по 200 метров, Андрей идет сзади, мне приходится его ждать по 10 минут. А он не говорил мне, что у него что-то с ногами. Ориентируемся по ветру и постоянно перекрикиваемся. Кажется, пойти обратно пешком было дичайшей авантюрой. Нет, надо гнать эти мысли. Остаться там было бы ошибкой. Мы все делаем верно. 200 метров. кричу: «Андрей, идешь?». «Иду». Не помню сколько таких 200 метров было. Голос почти сел. Хочется кушать и пить. Приходится помогать Андрею после отдыха встать на ноги. Ветер дует в левую щеку со стороны вулкана Вачкажец – это я заметил, когда еще днем рыбачил на озере. Ориентируемся по ветру. Надо держаться правее, чтоб домик не пропустить. Дошли наконец до леса. Здесь снега вообще по грудь. От снегохода до домика егеря примерно 10 километров идти. Но это по прямой. Не знаю сколько мы уже прошли, но к утру обязательно дойдем. Еще 200 метров, прислонюсь к дереву, переведу дух. 200 метров. Сел на пенек отдохнуть, удар в грудь. Да это ж куропатка прилетела на свет фонарика! Пытаюсь поймать за хвост – упустил. 200 метров -прислонюсь к дереву. Потом еще 200. Снова удар в грудь. Еще одна куропатка. Эту то я не упущу! Это на тот случай если придется нам здесь остаться. Очень хочется кушать и пить. Идем уже даже не по 200 метров, а меньше, около 100, маленькими шажками. Андрея приходится ждать с каждым разом все дольше и чаще помогать ему вставать на ноги. Что-то с суставами у него. В голове мысли о доме егеря и только. Все-таки на поле было не так холодно, как здесь, здесь дубак просто адский. Перекрикиваемся. Андрей не отвечает. Андрей молча доходит и говорит, что дальше никуда не пойдет – нет никаких сил.

Вырыл рядом с ним пещеру в снегу из последних сил, легли спиной к спине, укрылись снегом. Бьет озноб от холода. Смотрю Андрей начинает засыпать. Нет, спать нельзя. Уснем – замерзнем здесь. Идем уже по 20 шагов — надо отдохнуть, прислониться и повиснуть на березке. Продвигаемся по 10 шагов – на большее сил нет, отдыхаем все чаще. Начинаю есть снег, а он оказывается вкусный. Дико хочется кушать и пить – организм на пределе. Очень холодно. Уже рассвело. Время 13 часов следующего дня. Это ж сколько мы уже идем? Показался наш вагончик рядом с домом егеря Олега. Андрей уже не может идти, упал и не может встать. На лай собак вышел сам Олег, завел снегоход и помог усадить Андрея на него. Завел снегоход Андрей падает, нет сил держаться. До дома Олега метров 300. Огромнейшее расстояние, которое невозможно преодолеть. Так казалось тогда на исходе сил. Пока шел по лесу, думал, что вид спасительного домика даст сил и я побегу чуть ли не в припрыжку, но на самом деле оказалось все наоборот — сил резко не стало. Не знаю, как это объяснить. Было ощущение, что мы уже спасены, нам ничего не угрожает, можно передохнуть здесь и покемарить, чего делать категорически было нельзя. Олег подобрал нас и помог пройти самые сложные оставшиеся 300 метров. Дальше нас ждал чай, тепло, еда и сон. Это всё дорогого стоит в сравнении с бесконечно долгой дорогой к спасению, безжалостной вьюгой, холодом, кажущимся вкусным снегом и куропаткой, которую я был готов сырой съесть. На следующий день несколько снегоходов пробили дорогу, а Олег помог нам вытащить снегоход из снежного плена и благополучно сопроводил нас к нашим авто. Через неделю я опять приеду на Начинское озеро рыбачить, надеюсь без таких приключений и скажу еще раз спасибо тебе, Олег за гостеприимство, профессионализм, ты нам помог. Правда, спасибо, если бы не ты мы бы легли в этих трёхстах метрах от твоего домика и не сдвинулись бы с места никогда — бороться сил уже не было…

Эту историю о чудесном спасении, если позволите так её называть, поведал мне один мой знакомый. Элемента чуда в ней по правде особо то и нет, но в ней присутствует нечто большее — огромная сила духа, выносливость и желание жить. Рассказал её мне Владимир Михайлович за рулем пока мы ехали на его «боевом» ниссан сафари, повидавшем чуть меньше превратностей судьбы чем его хозяин. Всю эту историю я как мог законспектировал у себя в голове, а после набросал на половину листа А4 и показал его моему рассказчику. Сказать, что он был недоволен значит ничего не сказать. Среди аргументов против было и то, что он рассказывал мне историю как своему знакомому и тем более не для печати, что он не герой и почести и слава явно ему не нужны. Но с контраргументом, что это яркий пример выживания в экстремальной среде, что ради этого самого выживания надо иметь цель выжить и стремиться к ней. Он скрепя зубами и сердцем согласился и дополнил этот рассказ подробностями.

Вот уже более сорока лет Владимир Михайлович – наш рассказчик и участник описанных событий находит время выбраться на рыбалку, охоту, сходить в поход, забраться на вулкан или попросту переночевать в пещере. Таких еще называют любителями активного отдыха, что противоречит моему типу отдыха в горизонтальной плоскости параллельно дивану. Но Владимир Михайлович не я, а посему решил выбраться на 9 дней на Начикинское озеро порыбачить со своим товарищем Андреем. 9 дней отдыха и хорошего клёва еще не подошли к концу, как им пришлось собирать свой улов, чтобы не попасть в пургу, которая подошла к полуострову 2 декабря в пятницу. Может помнит мой дорогой читатель, что в тот день лыжник ушел кататься на базу Лесная и не вернулся. Нашли его укрытым стлаником и насмерть замерзшим. Пусть земля ему будет пухом. Похожий жизненный исход мог ожидать Андрея и Владимира, но опыт вкупе с везением нашего рассказчика решили распорядиться иначе.

Сергей Иванов

P.S. Ильницкий Олег Александрович! Если бы не ты мы бы не прошли последние 300 метров, хотя до этого мы не меньше 10 километров шаг за шагом протаптывали тропинку к жизни на протяжении 16 часов. Может твоё появление и было чудом? По крайне мере я буду думать так. Спасибо, что помог и поддержал нас в трудный час.

Владимир Михайлович.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *