О ДОРОГАХ, «СВЯТЫХ МЕСТАХ» И ОТКРЫТОСТИ…

В нашей газете мы неоднократно поднимали вопрос качества строительства и ремонта дорог, приуроченного как всегда в России, к важнейшему этапу электорального цикла — выборам. Нас, журналистов, неоднократно приглашали неравнодушные жители домов, где, по их мнению, недобросовестно или не по-хозяйски распоряжаются выделенными деньгами подрядные организации, выигравшие конкурсы на ремонт межквартальных дорог и придомовых территорий. Подобные справедливые требования горожан часто звучат на встречах жильцов с кандидатами в депутаты городской Думы.

Проблема реально существует. «Много лет мы лишь латали дыры в асфальте. С этой задачей справлялись «на ура». Заплатка здесь, заплатка там, вот и выполнен муниципальный контракт. Это мы делать научились, освоились, так сказать. И не наша вина, что живем в таких суровых климатических условиях, и через год все снова приходится переделывать». Примерно так рассуждали отдельные чиновники и представители подрядных организаций до тех пор, пока не наступил «Час пик» — не подошло время активизировать работу по всем важнейшим направлениям, ибо пришло время выбирать. Волшебное слово – ВЫБОРЫ! То одни, то вторые, то третьи, да на всех уровнях сразу – от городских и краевых депутатов до Парламента и Президента страны, всего за 2 года! И полились рекой бюджетные денежки, только и успевай осваивать! Не тут-то было.

К долгожданному счастью оказались не готовы

Пальцев одной руки хватит, чтобы сосчитать подрядные организации, обладающие необходимой техникой. А по нынешним законам – должна быть именно своя техника, арендованное имущество «не проходит». Такова реальность. Как ни прискорбно это признавать, но у нас оказалось недостаточно мощностей для того, чтобы заасфальтировать все то, что можно было заасфальтировать на федеральные и региональные деньги, пока они предлагались. В 2013 году денег на ремонт из Федерального бюджета будет выделено меньше, поскольку не все средства, предусмотренные на 2012 год, были освоены. Таковы условия бюджетной системы: чем меньше муниципалитет осваивает средств в этом году – тем меньше  получает в следующем.
Именно здесь и возникает конфликт интересов между горожанами и организациями, выигравшими конкурсы по благоустройству города.  Люди хотят качественного выполнения работ у своего родного дома, а подрядчики торопятся выполнить условия контракта. При этом – асфальтирование в крупных масштабах – это ведь «не семечки на лавочке щёлкать». Тут нужен большой опыт, знание самых передовых технологий, новая дорогостоящая техника, обучение персонала, грамотные менеджмент. Это серьезный, дорогой проект, качественно новый уровень. Это уже «не заплатки». И по доброй русской традиции как всегда «нужно было вчера», то есть мало времени, авралы, «то густо, то пусто». Не умеют в России работать «в системе». Пока спишем все на масштабы нашей Родины. Все-таки самая большая, попробуй эффективно поуправляй и все предусмотри! Со стороны всегда кажется, что просто. Но это философия.

АКУ нам поможет

А теперь конкретика. Асфальтирование и расходование бюджетных средств может быть эффективнее, если подключить к процессу гражданское общество – лидеров некоммерческих организаций (коих у нас в крае сотни, если верить статистике) и просто активных горожан, которые есть в каждом доме Петропавловска. От них, да и от многих других простых жителей,часто можно услышать недоуменные вопросы: «Почему кладут в воду асфальт?Должно ли асфальтирование производиться именно таким образом?» И т.д. Эти люди всё замечают и до всего им есть дело. Жаль, что порой представители власти называют их «сумасшедшими старушками», причисляют к категории постоянных жалобщиков и перестают реагировать на предъявляемые ими претензии.
Арбитром здесь может и должен выступить муниципалитет в лице главы Администрации, недавно избранного сити-менеджера Алексеева А.В. У него есть надежный инструмент,обеспечивающий эффективную обратную связь с горожанами- АКУ(административно-контрольное управление).АКУ было создано в рамках Административного регламента по муниципальному контролю  над соблюдением требований правил благоустройства на территории города Петропавловска-Камчатского. Но пока горожане чаще обращаются к журналистам, чем к чиновникам и этому есть объективное объяснение. Журналисты меньше посылают недовольных горожан в известном направлении, чем некоторые чиновники, сидящие в удобных и мягких креслах.
Телефоны АКУ:
23-52-91 – приемная
23-50-98 – отдел контроля благоустройства и охраны окружающей среды

А теперь приведем положительные примеры того, как надо работать и реагировать на запросы общественности. После публикации критического материала в отношении произведенного ремонта около дома 17 по улице Абеля на проблему живо откликнулся руководитель МУП «Спецдорремстрой» С.И. Мечетин и лично прибыл на место, где его подчиненные выполняли работы, принял активное участие в дискуссии о том, как надо ремонтировать дороги, ответил на все вопросы жильцов. И надо отметить, что после продолжительных дебатов консенсус все-таки был найден к взаимному удовлетворению сторон. Сергей Иванович не побоялся открыто отвечать на вопросы представителей общественности «под камеру». Для всех желающих данное видео выложено на нашем сайте.
Однако, приходится признать, что по-прежнему хватает и хамоватых чиновников, которые боятся диктофонов, недооценивают роль общественных организаций и переоценивают свою собственную. Все эти люди также хорошо известны городу. О них нам рассказывают читатели, о них из номера в номер мы пишем на страницах нашей газеты. К сожалению, 18 сентября этот список пополнился еще одним персонажем. Зовут его — Константин Бутрик.

«Ты кто такой? Давай, до свидания»

Почти так прозвучала фраза, после которой нам действительно пришлось покинуть кабинет, уверенно называемый Бутриком своим. Константин Викторович Бутрик (далее К.Б.) – бывший прокурорский работник, ныне чиновник, или наполовину чиновник  — он возглавляет Муниципальное казенное учреждение «Управление транспорта и дорожного хозяйства». Несмотря на внешнюю молодость, очевидно, что это человек с устаревшими понятиями. Сказали бы «старой формации» — но получится слишком пафосно и много чести. В его случае налицо профессиональная деформация и непонимание простых истин.Мы пришли в «его» кабинет с миром, чтобы наладить конструктивный диалог, но нас не пожелали услышать.

Раскрытие информации и гражданский контроль

Так звучит сегодня одно из требований общественности. Считаем необходимым обязать подрядчика устанавливать на ремонтируемых участках дорог информационные щиты следующего содержания: наименование организации, выполняющей работы, сроки выполнения работ, сумма контракта, номера телефонов, по которым жильцы смогутполучить ответы на все интересующиеих вопросы.Кроме того, необходимо не просто размещать подробную информацию об условиях выигранных муниципальных контрактовв интернете, но и доводить до сведения общественности, в каком именно разделе сайтатакая информация находится (известно, что сайт городской администрации переполнен плохо структурированной информацией и порой «приходится искать иголку в стоге сена»). Жильцы тоже должны контролировать выполнение подрядных работ на своей территории. От этого выиграют и подрядчики и общество в целом.  Полезным было бы и размещение плана и карты территории асфальтирования.
Если кто-то думает, что это неважно, или это информация для узкого круга лиц – он ошибается. Это деньги налогоплательщиков. Вопрос эффективности расходования бюджетных средств во всем российском государстве с повестки дня никто не снимал (см. статью «Более половины дорог не соответствуют нормам»). Если ваша подрядная организация работает честно – прекрасно, вам ничего не грозит. Гласность, прозрачность и подотчетность должна быть в любом случае.
К сожалению, как мы сказали, нам даже не дали озвучить изложенные выше предложения…

«Я отказываюсь говорить под запись».

Вот вам и гласность, и раскрытие информации. Для всех, читающих нашу газету чиновников (в самом лучшем смысле этого слова), публикуем полный текст состоявшегося разговора. Получилось хорошее пособие по тому, как не надо разговаривать с представителями общественных организаций.

К.Б: Нина Федоровна, по Абеля 17 кто у нас разбирался?
Н.Ф.: С кем?
К.Б.: Вообще, по факту…
Н.Ф.: А, по факту мы разбирались. АКУ разбиралось. Их вызывали.
К.Б.: .. что-то про автора (неразборчиво)
Н.Ф.: Нет, их автор окутан завесой тайны. Они вызывали представителей…
К.Б.: Нет, у нас нет ничего, они нам не прислали. Прислали только вот эту последнюю, что…
Корреспондент 1: Да нас как бы ваши документы официальные сейчас не интересуют. Важны ваши намерения и …
К.Б.: Вот смотрите. Давайте разберемся…
Корр. 1: Давайте я сразу представлюсь, чтобы вы знали, с кем имеете дело. Вы бывший прокурор, сфера нашей деятельности как раз… (протягивает документы – удостоверения журналиста и члена комиссии по борьбе с коррупцией).
К.Б.: А комиссию кто учредил?
Корр. 1: В интернет зайдите, это федеральная комиссия, наши представители в Администрации Президента…( www.komis-korrup.ru )
К.Б.: .. а комиссию кто учредил-то?
Корр. 1: Ну я же вам говорю, зайдите в интернет…
К.Б.:  Ну а кто учредитель…?
Корр. 1: Ну я же вам сказал.. Это главный вопрос? Зайдите в интернет, увидите. Это федеральная комиссия.
К.Б.: Федеральная?
Корреспондент 1: Да, конечно. Федеральная, общероссийская комиссия.
К.Б.: Так учредил-то кто ее?
Корр. 1: Учредители – инициативная группа во главе с … (не успел закончить:Мамаев Владимир Николаевич)
К.Б.: То есть это не государственная…
Корр. 1: Нет, это НЕгосударственная, это общественная организация.
К.Б.: Ну понятно…
Корр. 1: Ну вы же знаете сейчас роль и место общественных организаций в формировании институтов гражданского общества, по противодействию коррупции …
К.Б.: В том-то и дело, что да. Ладно, хорошо. Я что хочу сказать… Сразу давайте объяснимся. Мы говорим о том, что я, как заказчик от лица администрации, от лица муниципального образования, произвел текущий ремонт имущества, которое находится в собственности у муниципального образования. Я обеспечиваю оперативное управление моего имущества. То есть я свое имущество ремонтирую. Понимаете, да? В случае, если вы надумали (неразборчиво) организовано влиять… (прервался от звука пришедшего смс-сообщения на аппарат, которым велась диктофонная запись). Вы запись ведете?
Корр. 1: Да, конечно.
К.Б.: а разрешение есть ?
Корр. 1: Необязательно.
К.Б.: Обязательно. (Сразу перешел на хамский тон). Я отказываюсь говорить с вами под запись. Вопросы?
Корр. 1: повисла пауза… Ну ваше право… (недоуменно). Вы знаете, что вы 144-ю статью …
К.Б.: Я еще раз говорю, я не буду говорить с вами под запись, вопросы какие есть по этому поводу?
снова пауза…
К.Б.: Возьмите ручку, блокнот и записывайте мои ответы тезисно.
Корр. 1: Вы знаете, что вы нарушаете закон…
К.Б.: Ну это отдельный разговор сейчас …
Корр. 1: Мы на вас подадим в суд за нарушение прав журналиста.
К.Б.: (с совершенно хамским выражением лица) Подавайте…
Корр. 1: Мы же не домой к вам пришли… Мы пришли к вам в кабинет…
К.Б.: Подавайте, я вам еще раз говорю, это другой разговор. Вам нужны мои ответы или вам нужно разобраться по существу в нарушении прав…
Корр. 1: Вы почему считаете, что мы будем относиться к вам предвзято?
К.Б.: Я говорю, я против разговаривать под запись.
Корр. 1: Да мало ли, что вы против. Меня это не интересует, что вы против. Я действую в соответствии с федеральным законом.
К.Б.: Разговор тогда окончен, пишите в суд, пишите жалобу. Вам не нужны ответы на вопросы, вам нужно подтвердить свои полномочия больше. Мне это не интересно. (Бросил нам обратно лист бумаги с обращением жильцов).
Корр. 1: А что вы так бросаете бумагу? Это не ваше имущество, это жильцы, это граждане города…
К.Б.: Кто вам сказал, что я ее бросил?
Корр. 1: Нет, ну давайте опустим этот момент, я же не к вам…
К.Б. … неразборчиво
Корр. 1: Вы знаете, мне ваши жесты не нравятся… (шумы и неразборчиво). Я пришел, чтобы ответить вот этим вот гражданам, горожанам, а вы говорите, что не согласны с нами разговаривать.
К.Б.: я говорю, я не собираюсь разговаривать с вами под запись, тем более на телефон. Что это такое?
Корр. 1: Да нет, почему на телефон. Я не включал телефон.
Корреспондент 2: Я выключаю…
К.Б.: …не собираюсь.
Корр. 1: …да вы обязаны…
К.Б.: Нет, не обязан…
Пауза…
Корр. 1: Хорошо, сейчас я уточню, обязаны, или нет. (Берет в руки мобильный).
К.Б.: (на повышенных тонах) Вы, пожалуйста, покиньте мой кабинет…
Корр. 1: это не ваш кабинет…
К.Б.: .. побудьте в коридоре, потом придете.
Корр. 1: Милицию вызовите.
Корреспондент 2: Я выключаю запись.
Корр. 1: Выключи и покажи, обманывать не надо.
Корр. 1: Вы неправильно себя ведете (Бутрику)…
К.Б.: Уважаемые господа! Я прошу покинуть мой кабинет! Вы мешаете мне работать.
Корр. 1: Вы нас пригласили на беседу и этим вся беседа закончилась?
К.Б.: Да, разговор окончен. До свиданья.
Корр. 1: пауза. Удивительно…
Корр. 2: Ну человек идет на конфликт, сознательно.
К.Б.: Обсудите это потом между собой, хорошо?
Корр. 2: Я разберусь, что и когда мне делать.
К.Б.: Давайте, до свиданья…

Выводы делать вам, дорогие читатели. Надеемся, что в муниципалитете сделают свои и примут соответсвующие меры к г-ну Бутрику, а наши требования о раскрытии информации будут услышаны.

Свято место пусто не бывает

В дополнение к портрету чиновника, занимающего тепленькое кресло, считающего все вокруг «своим» хотим рассказать читателям одну небольшую, но очень показательную историю.
10 июля 2012 года Постановлением ОГИБДД УМВД по г. Петропавловску-Камчатскому МКУ УТДХ было привлечено к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20000руб. по факту ненадлежащего содержания придомового проезда вдоль жилого дома 15 по ул. Звездной в г. Петропавловске-Камчатском.
Ранее (23.05.2012) прокуратурой города совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому и административно-контрольным управлением администрации ПКГО была проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах в части принятия мер к ремонту и содержанию дорог местного значения. Было выявлено, что на указанном участке по улице Звездной, 15 асфальтобетонное покрытие проезжей части имеет повреждение в виде выбоин (длина 94 см, ширина 110 см, глубина 7 см), размеры которых превышают предельно допустимые значения, установленные ГОСТ Р 50597-93.
Подпункт 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 устанавливает размеры отдельных просадок выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине 5 см.
Таким образом, предельные значения нарушены многократно: в 6 раз по длине ямы, почти в 2 раза – по ширине и в 1,5 по высоте. Наши ямы самые ямистые!
Даешь подсчет «негостовских» ям в нашем городе!
Мораль сей басни такова: сосчитать бы с участием горожан все «негостовские» ямы в Петропавловске, указать конкретные адреса и подать коллективную жалобу в прокуратуру. Если «стоимость» каждой ямы для МКУ «УТДХ» 20 000 руб., то суммарный административный штраф может получиться внушительным. Ваши фотографии и параметры «придомовых» ям можете присылать на наш адрес alba2137@yandex.ru или выкладывать в социальной сети «В контакте» по адресу: www.vk.com/opros41, в группе есть специальный альбом с одноименным названием – «Негостовские» ямы и другие радости Петропавловска». Ваши фото нужны городу и особенно его властям (для поддержания формы и сохранения кресел).
Но вернемся к истории с ямой на Звездной.
Самое интересное в том, что МКУ УТДХ попыталось признать незаконным и отменить постановление ОГИБДД УМВД по г. Петропавловску-Камчатскому от 10.07.2012, по которому полагалось заплатить штраф. И знаете, с какой убедительной аргументацией?
Поскольку, цитируем: «… должностное лицо ОГИБДД УМВД по г. Петропавловску-Камчатскому должно было направить предписание с установлением сроков устранения выявленных недостатков». Это, по мнению руководства УТДХ – весомый довод для того, чтобы не платить 20 000 руб. Бумажку о том, в какие сроки надо устранить – не прислали, значит, все. Постановление и административный штраф отменяются. Прочувствовали «шутку юмора»? Мы нет, ибо похоже на неприкрытую глупость или циничную наглость.
Пришлось сотрудникам Арбитражного суда на 9-ти страницах Решения от 03 сентября 2012 года №А24-3396/2012излагать прописные истины для г-на Бутрика. Цитируем фрагменты Решения:
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона № 257-ФЗ («Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»)в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12.34 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объектом правонарушения является безопасность дорожного движения.Субъектом правонарушения является лицо (должностное, юридическое), ответственное за содержание дорог.
Пунктами 2.1, 2.2 Устава МКУ УТДХ определено, что предметом деятельности Учреждения является оказание услуг, выполнение работ и осуществление муниципальных функций, в том числе, в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Все требования стандарта ГОСТ Р 50597-93являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога вдоль жилого дома 15 по ул. Звездной в г. Петропавловске-Камчатском, на участке которой были выявлены нарушение требований подпункта 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, закреплена за Учреждением на праве оперативного управления. Данное обстоятельство подтверждается приказом Комитета по Управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа № 80 от 11.04.2011, актом приёма-передачи от 05.05.2011 и Учреждением по существу не оспаривается.
В соответствии с положениями статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что МКУ УТДХ является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, несет ответственность за содержание вышеуказанной автомобильной дороги, за надлежащую организацию исполнения работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги, обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспортных средств.
Довод  МКУ УТДХ о том, что должностное лицо ОГИБДД УМВД по г. Петропавловску-Камчатскому должно было направить предписание с установлением сроков устранения выявленных недостатков, не может быть принят арбитражным судом во внимание, поскольку данный довод не свидетельствует о соблюдении заявителем требований подпункта 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, которые являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды (раздел 1 ГОСТа Р 50597-93). Учреждение обязано было осуществлять исполнение своих непосредственных функций по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения не в силу вынесения предписания, а в соответствии с учредительными документами и иными актами ненормативного и нормативного характера.
Соблюдение требований вышеуказанного ГОСТа не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия предписаний контролирующих органов об устранении выявленных недостатков.
Оценив вышеназванные обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом (ОГИБДД УМВД по г. Петропавловску-Камчатскому) дана правильная квалификация деянию МКУ УТДХ, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 12.34 КоАП РФ, а также о наличии в его деянии события административного правонарушения, предусмотренного названной статьёй КоАП РФ.
МКУ УТДХ, вступая в правоотношения в области содержания и ремонта автомобильных дорог, должно было не только знать, но и было обязано обеспечить выполнение требований подпункта 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Доказательств, подтверждающих принятие Учреждением (МКУ УТДХ) своевременных и достаточных мер по соблюдению правил проведения ремонта и содержания дорог, материалы дела не содержат.

Редакция газеты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *