« О Камчатском мальке лосося – замолвим слово 2 ?!»

Несмотря на беспокойство рыбопромышленников и населения относительно беспрепятственного прохода лососевых к западному побережью полуострова, власти Камчатки не торопятся выступить с инициативой подписания соглашения с Сахалинской стороной о беспрепятственном пропуске производителей на нерестилища западной Камчатки. С Сахалинской стороной все понятно. Именно по её инициативе было расторгнуто ранее действовавшее соглашение. Немного не понятна в данной ситуации роль или точнее сказать голословность заявлений первого лица в Росрыболовстве Шестакова, который в феврале 2018 года заверял что таковое будет подписано. Вполне возможно, что чиновник переоценил степень своего авторитета на региональные власти дальнего востока. Впрочем, он был не одинок. Также в пустоту улетели и слова его (Шестакова) заместителя Савчука. Пока слова порхают, нам удалось воочию убедиться в причинах отсутствия соглашения.

Ни для кого уже не секрет, что Сахалинское правительство считает стратегическим направлением развития области строительство и эксплуатацию лососевых рыбозаводов на северных Курилах. Об одном таком расскажем подробнее.

Согласно информации, размещенной на официальноми сайте губернатора и правительства Сахалинской области https://sakhalin.gov.ru/index.php?id=159 «В VI квартале 2018 года введен в эксплуатацию рыбоводный завод на р. Савушкина (о. Парамушир) инициаторы проекта ООО «Азимут» и ООО «Гранис». Мощность завода составляет 50 млн. штук молоди. Собственные вложения предприятия составили 440 млн. рублей. В 2019 году планируется введение в эксплуатацию 2 очереди и выход по закладке икры на полную мощность». По нашей информации ввод в эксплуатацию завода состоялся только на бумаге, подписанной только руководителем ООО «Азимут».

Тем не менее, ещё до введения в так называемую «эксплуатацию» ещё в начале 2018 года в недрах росрыболовства родился Приказ Федерального агентства по рыболовству (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71800216/) от 2 марта 2018 г. N 163 «О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 26 сентября 2017 г. N 648» в котором пункт 21 раздела «Мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, осуществляемые за счет собственных средств юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями)» в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне гласит следующее:
Сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе)- ООО «Азимут»
Объемы необходимого выпуска водного биоресурса, млн штук — 0,3
Наименование водного объекта рыбохозяйственного значения, используемого для искусственного воспроизводства водного биоресурса -река Савушкина, Сахалинская область
Сроки выпуска молоди (личинок) водного биоресурса в водные объекты рыбохозяйственного значения — до 20 июля 2019 г.


Источники получения посадочного материала водных биоресурсов (производителей) — предоставление водных биологических ресурсов в пользование в 2018 г.

Пардон за все эти нудные перечисления пунктов приказа, но это крайне необходимо для понимания всего идиотизма происходящего. Да. Вы не ошиблись, прочитав, а я тем более, когда написал, что планируется к выпуску всего 300 тысяч молоди кеты. Возникает вопрос – зачем закладывать 17 млн. икринок? Ведь если верить сотруднице Сахалино-Курильского управления Федерального агентства по рыболовству (https://polpred.com/?ns=1&ns_id=212270) 90% выживут! Ну да дело частное! Завод ведь не государственный. Хотя, как видно из приказа, завод хоть и не государственный, но под закладку икры объемы получил уже в 2018 году вполне себе общественные. С какой, правда стати, если ещё и в эксплуатацию не сдан? Наверное, это кому-то нужно! Так и есть! Тем более, что порывшись в интернете, я нашел более ранний приказ Сахалинско-Курильского территориального управления федерального агентства по рыболовству от 17 ноября 2016 года за номером 352-П «Об утверждении Плана искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в Сахалинской области в 2017 году». В нем также фигурирует ООО «Азимут» со своим заводиком и планами выпуска 268 тысяч экз. молоди. И единственное, что различает эти два приказа это источник получения посадочного материала. В 2017 году ООО «Азумут» было предложено этот самый материал (икру) приобрести.

Пока прочесывал интернет нашел ещё один приказ (http://sktufar.ru/wp-content/uploads/2018/11/385-%D0%BF.pdf) также на 2019 год. В нем также фигурирует ООО «Азимут» и источником получения посадочного материала стоит закупка молоди. Приказ №385 от 13 ноября 2018 года. А в это время уже на камчатских завода эта икра уже была получена из производителей, оплодотворена и ждала отправки на Северные Курилы. И не только на Парамушир, на который нагрянули с проверкой 1 апреля. Оказывается есть ещё заводик на речке Весенняя, что на о.Шумшу из которого планируют выпустить 200 тысяч экз. молоди! Вот не знал я раньше об этом!

Мне пояснит кто-то, так были ли выделены для ООО «Азимут» объемы лососевых в 2018 году для закладки икры или нет? Если да, то освоены ли они?

У меня слишком много вопросов. А отвечать на них никто не хочет. Задавать их новому министру рыбного хозяйства бессмысленно — он человек новый. Но вот руководителю СВТУ ФАР Христенко я эти вопросы бы переадресовал. Оказывается наличие этих заводов на северных Курилах мы прозевали уже как четыре года назад. В блоге (https://sdelanounas.ru/blogs/109614/) от 14 июля 2018 года утверждается что «Владелец этого первого на Северных Курилах рыбоводного предприятия — ООО «Азимут» — уже четвертый год зарыбляет ценным тихоокеанским лососем местные реки». Заводом, конечно, трудно назвать сооружение открытого типа, но тем не менее! Почему нет, если под это дело выделяются объемы?

Судя по информации из интернета http://www.aquacultura.org/upload/files/pdf/162.pdf уже в далеком 2015 году на островах Парамушир и Шумшу ООО «Азимут» закладывало на инкубацию икру приобретенную за собственные средства у неведомого продавца. Вполне может статься, что это продавец также с Камчатки. Никто ведь не запрашивал ветеринарную службу о перевозках оплодотворенной икры за предыдущие годы. Дело, как говорится, хозяйское! И не нам лезть в деятельность коммерсантов.

Но в данном конкретном случае в роли коммерсанта выступил филиал Главрыбвод и СВТУ, являющиеся государственными структурами. Нигде на торговых площадках в интернете я не нашел информации о торгах с участием ООО «Азимут» и филиал Главрыбвода. Другие, такие, например, как «Салмо» продают посадочный материал вполне легально даже в Дагестан. Поставщики посадочного материала продают за 1,50 рубля одну икринку. Быть может кому-то стыдно за то, что не были проведены торги на примерную сумму 22500000 рублей? А может деньги пошли не в ту кассу? Кто знает? Меня больше порадовала позиция одного достаточно крупного чиновника СВТУ, который отзвонившись, сказал, что они вообще не причем! Мол, образовался излишек икры – вот его и продали. А что дальше с ней произойдёт не их вахта!  Тут я бы с ним поспорил. Ну, откуда вообще излишек? Напороли лишнее количество производителей? Так этому есть простое определение – браконьерство, осуществляемое подведомственной СВТУ организацией в отсутствие всякого контроля за их деятельностью. Но это не всё. А разрешение на отлов производителей на каком основании и на какое количество выдавало СВТУ? Ведь последние три года обсуждение объемов, необходимых для обеспечения деятельности рыбоводных заводов Камчатки не выносилось на обсуждение комиссии по анадромным видам.

Может быть выносить на обсуждение комиссии и не было смысла. Ведь проектная мощность каждого завода известна и количество посадочного материала не меняется годами? Естественно плюс-минус некий процент. Как, например, у Паратунского завода при проектной мощности в 21 млн. штук, имеются дополнительные производственные мощности в объёме 0,741 млн. шт. кеты, которые используются для выпуска молоди в целях компенсации ущерба от хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения. Но, согласитесь, никак не на 17 млн. штук кеты! Может быть, принимая во внимание периодическую нехватку посадочного материала в Сахалинской области (https://astv.ru/news/politics/2017-11-13-na-rybovodnyh-zavodah-sahalina-ne-hvatilo-ikry-dlya-zakladki) мы на Камчатке стали донорами для всего бассейна? Так ведь нет. Судя по открытым источникам (https://dv.land/news/12200) только благодаря помощи общественных иснпекторов «двум камчатским рыбозаводам впервые за долгое время удалось выполнить план по закладке икры».  Тем не мене, нет-нет, да и мелькнет в печати (https://kamchatinfo.com/mob/page/758/?ELEMENT_ID=11121) информация о превышении плана закладки икры на 14%, а это около 5,3 млн. штук икры.

Вернемся, тем не менее, к СВТУ. Мне вообще не понятна роль данного ведомства в этой истории. И не только мне. Главный рыбовод завода на о. Парамушир с одной стороны недоумевая по поводу визита камчатских следователей и ОМОНа, постоянно ссылался на СВТУ ФАР, как организацию, перед которой он отчитывается. Но одной отчетностью контакты не ограничивались. Даже инвентаризацию отхода икры с его слов было возможным провести только после согласования этого мероприятия руководства завода с руководителем СВТУ ФАР.

Конечно, в соответствии с приказами «О планах воспроизводства» «контроль за выполнением условий договоров, оформление и подписание отчетных документов, подтверждающих выпуск молоди»  возложен на должностное лицо Северо-Курильского теруправления. Но ссылки были постоянно на СВТУ. Коли уж вспомнил об отходах, то позволю вкратце на них остановиться. По прилету, главный рыбовод на вопрос об учете отхода, заявил, что не было времени на это, поскольку вся икра была срочно помещена на инкубацию. Наши эксперты одобрительно закивали.

Тем не менее, после изъятия документов в офисе, расположенном в Северо-Курильске, оказалась запись об отходе в количестве 7%, что составляло около 1,2 млн. штук икры. Мои доводы о том, что в соответствии с Нормативами учет отхода ведется на всех стадиях, были проигнорированы.

Разбираться в этом ещё предстоит долгое время соответствующим структурам. Было бы желание! Лезть в процесс следствия не стану, поскольку нет ни полномочий, ни желания. Единственное от чего хотелось бы предостеречь сотрудников, ведущих дело, так это от использования экспертных оценок аффилированных представителей. При желании найдутся независимые профессионалы.

Чем дальше в лес, тем больше я убеждаюсь, что всё запущено до безобразия. Единственное в чем я уверен, что был прав, когда говорил об этих заводах как о «Потемкинских деревнях».

А самое забавное, что люди, которые эту аферу задумали, скорее всего ещё наберутся наглости (если уже этого не сделали!) и заявятся на получение субсидий на возмещение части затрат на приобретение и расселение на предоставленных для осуществления товарного рыбоводства рыбопромысловых участках, жизнестойкой молоди гидробионтов, полученной в заводских условиях; субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей, предусмотренных договором финансовой аренды (лизинга), заключенным с российскими лизинговыми компаниями для реализации лизинговых проектов, направленных на приобретение новой техники и оборудования; субсидии на возмещение части затрат на разработку биотехнологий перспективных объектов товарного (промышленного) рыбоводства. Благо что такая возможность предусмотрена практически в каждом крае.

В завершении хотелось бы остановиться на одном моменте. Сам умничать не стану. Процитирую ученых: «В послевоенный период в конце 40-х — начале 50-х годов с точки зрения общебассейновой значимости острова являлись одним из основных районов добычи таких пород рыб, как горбуша, треска и камбаловые. В то время, как на штурм открытого океана были направлены специалисты разных профилей (гидробиологи, ихтиологи и др.), на Курилах приоритет в изучении прибрежной зоны был отдан охотоведам и работникам рыбоохраны, для сохранения и восстановления численности ценного пушного морского зверя — бобра-калана. Мероприятия и решения, предпринятые охотоведами преследующими только ведомственные цели (разведение и расселение американской норки 55 и голубого песца, акклиматизация северного оленя и др. на Курильских островах), по своей сути послужили поводом для уничтожения прибрежного флота и его береговой инфраструктуры, вместе с этим были запрещены прибрежное рыболовство и исследования, связанные с ним, как отпугивающие, раздражающие для бобракалана факторы, влияющие на его воспроизводство и численность».

«Следующий акт усиления охраны каланов произошел в 1963 г. По решению Сахалинского облисполкома острова Курильской гряды были объявлены заказниками местного значения. В результате почти вся Курило-Камчатская вулканическая дуга стала охранной зоной», и в этой зоне находятся РПУ ,где ловят рыбу наплавными и как показывает практика и дрифтерными сетями, а как же  калан ,который занесен в Красную книгу России и в Красный список МСОП и защищены Конвенцией CITES?

Сейчас приоритеты сместились. И ради имитации рыборазводной деятельности и наверное главное  извлечения прибыли любой ценой , под «нож пустят» всё?

И, соответственно, никакого соглашения между Сахалином и Камчаткой наверное быть не может и это несмотря на все старания Правительства Камчатского края . И самое обидное в этом то, что приложили к этому руку  чиновники, назначенные на ключевые посты в Росрыболовстве (СВТУ ФАР) и филиале Главрыбвода. Они свое дело сделали. Могут уезжать?

Свое личное мнение и оценочное суждение журналиста ,

основанное на имеющихся документах изложил Петрович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *