Общество и Власть. Антикоррупционное издание России

От рассвета до отката

ОТ РАССВЕТА ДО ОТКАТА

НОВЫЙ НАЧАЛЬНИК УЖКХ ПЕТРОПАВЛОВСКА ЗНАЕТ, СКОЛЬКО СТОИТ РЕМИКСЕР

Сергей Воробьев

     В мае 2009 года новым начальником УЖКХ администрации Петропавловск-Камчатского городского округа был назначен малоизвестный широкой публике Сергей Воробьев, занимавший до этого полгода пост директора МУП «Горсеть». Ранее он несколько лет руководил МУП «Управление механизации и транспорта» (УМиТ) на балансе которого числится городская достопримечательность — ремиксер (асфальтоукладчик), обклеенный партийными лейблами с косолапым медведем. Также в УМиТ на балансе стояла разная дорожная техника и приборы учета тепла. После своего назначения Сергей Воробьев и заместитель градоначальника (уже бывший) ведавший финансами Василий Никифоров укатили в служебную командировку в Швейцарию через Канаду. О ней нигде не сообщалось, но вроде как официальная цель командировки – участие в каком-то форуме по реформированию ЖКХ.

     Ну да шут с ней Швейцарией. Камчатские, да и вообще российские правители за все эти постперестроечные годы — сколько накатали по заграницам, перенимая прогрессивный опыт реформ, что у нас система ЖКХ должна по идее работать как швейцарские часы. На деле же ее реформирование выливается в регулярное повышение тарифов и ухудшение качества услуг. ЖКХ – черная дыра российского бюджета, высасывающая из карманов россиян немалые деньги.

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

     МУП «Управление механизации и транспорта» было создано на базе МУП «Сапожок», которое появилось при А. Дудникове в 1993 году. О «Сапожке» тоже мало что известно для чего оно создавалось, и чем занималось. В 2005 г. новый глава Петропавловска-Камчатского Владислав Скворцов поменял название «Сапожок» на «УМиТ» руководить которым назначили молодого и послушного Сергея Воробьева, который ошивался до этого в МУП «Дирекция службы заказчика». МУП «УМиТ» квартирует под одной крышей с МУП «Горсеть» на ул. Автомобилистов, 1. Оба коллектива с подозрением отнеслись к молодому и амбициозному начальнику и про него говорят, что «у него на лице все написано». Став начальником с подчиненными Воробьев стал вести себя, как и подобает с холопами. Мог обложить крепким словцом, прикрикнуть. Стелился перед начальством (без этого в России карьеру трудно сделать). Своего главного патрона из горадминистрации Василия Никифорова любезно называл по-панибратски Вася. Формально «УМиТ» подчинялось Комитету по управлению имуществом (руководитель Сергей Кондрашин), на деле же его дела почему-то курировал главный финансит мэра Василий Львович Никифоров.

     В 2008 году с поста директора «Горсети» ушел Александр Гаврилов (в чем-то не сошелся с главой города). Так вот в сравнении с ним, по мнению всех кто знает обоих, имеется в виду профессионализм, мастерство, знание ЖКХ, Воробьев просто первоклассник. Теперь первоклассник руководит всем УЖКХ города. Кстати «Горсеть» подведена под банкротство, что делалось в городе не единожды, чтобы не платить по счетам энергетикам и пр.

     До работы в «УМиТ» Сергей Воробьев жил небогато. Однокомнатная квартира в Елизово. Дешевое убранство. В МУП «УМиТ» он пришел по свидетельству чуть ли не в обносках. Но поработав с годик в МУПе г-н Воробьев приобрел себе 3-комнатную квартиру. Затем оформив ипотеку (это могут позволить себе люди с очень приличным заработком) купил 4-комнатную хатку на Горизонте. Затем Воробьева стали замечать на крутом «Мерседесе-500». Среди знакомых он хвастает, что стал владельцем 5 гектаров земли в Елизово. Также ходят слухи о персональной конюшне. Есть у человека слабость к животным.

     Неужели на муниципальных должностях так платили, что руководитель небольшого МУПа мог позволить себе такие дорогие приобретения. Достоверно известно, что сейчас зарплата руководителей МУПов колеблется в среднем от 40 до 50 тыс. рублей в месяц. Этого хватит на еду, одежду, кое-какие приобретения из бытовой техники. На квартиру и ипотеку не хватит явно. Если проанализировать чем занимался «УМиТ», то можно предположить, что помимо основного заработка у руководителя был еще приработок.

НЕНУЖНАЯ ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНАЯ ФИРМА

     Главную функцию для «УМиТ» городские власти определили как торгово-закупочную деятельность, тогда как Уставом предприятия такой вид деятельности не предусмотрен. Вообще вся деятельность МУП «Управление механизации и транспорта» пестрит сплошным нарушениями, что отражено в двух актах контрольно-счетной палаты Петропавловска-Камчатского. И здесь вина не только руководителя Сергея Воробьева, но и градоначальника с его замам, прикрывавших все безобразия.

     К примеру, по закону унитарные предприятия могут осуществляться заимствования в форме: банковских или бюджетных кредитов, либо путём размещения облигаций или выдачи векселей. Однако, в нарушение закона МУП «УМиТ» заключило договор займа от 08.12.2006 г. № 1 с ООО «Теплоресурс» сроком до 30.06.2007 г. на получение от последнего денежных средств в размере 600,0 тыс. рублей под 10 % годовых. Заключение данного договора согласовано приказом Комитета позже. Уставный фонд «УМиТ» сформирован Комитетом в августе 2006 года, то есть спустя 9 месяцев после регистрации предприятия. Таким образом, фактически, до августа 2006 года МУП «УМиТ» не имело право заключать какие-либо договоры, поскольку не могло гарантировать своим контрагентам минимальный объём обеспечения их имущественных интересов.

     Многочисленных нарушений в деятельности муниципальных предприятий не замечало государево око, и сами власти, т.к. на В. Скворцова и его первого зама Н. Пегина смотрели как на реформаторов, которые сделают из серого и унылого областного центра город-сад и мировой центр туризма. Пегин в стиле комсомольского вожака любил выступить с трибуны и бахвалиться о прожектёрских планах. Вы уже, наверное, подзабыли, что ул. Красинцев уже должна стать улицей ремесленников, между 7 и 8 км должен быть бизнес-центр с теннисными кортами, аллеями и фонтанами и т.д. Планы были похлеще, чем у В. Путина. Немалая сумма в несколько миллионов была заплачена одному из российских проектных институтов, который нарисовал генплан Петропавловска-Камчатского, куда включили невыполнимые пожелания новых отцов города. Этот план так и остался на бумаге. И видимо при правлении В. Скворцова ничего не изменится. А ведь в первый срок его мэрства денег он имел немало. Но использованы они крайне неэффективно. При этом порой власть пытается нелепо ставить себе в заслугу появление в Петропавловске-Камчатском новых красивых супермаркетов.

РЕМИКСЕР СТОИМОСТЬЮ СВЫШЕ 1 МЛН $

     Для начала мэрия решила заняться одной из важнейших проблем — устелить новым асфальтом разбомбленные дороги Петропавловска и заделать все ямы и воронки. Эту задачу должно было решить невиданное в наших краях чудо — немецкий асфальтоукладчик, или по западному ремиксер. Который в уже в 2009 году не выгнали на дороги, т.к. на его работу видимо в казне нет денег. Не будем говорить о качестве выполненной работы. Об этом уже писано-переписано. Несмотря на немецкую технику, немецкие катки, наши дороги не превратились в европейские автобаны обещанные властями. Хотя некоторое время там, где проехал ремиксер водители наслаждались ровной дорогой. А потом опять – дороги как после бомбардировки «Юнкерсов».

     Немного поговорим об асфальтоукладчике Wirtgen Remixer RX 4500. До сих пор по городу ходят разные слухи о его стоимости. То ли 700 тыс, то ли 800 тыс. долларов обошелся он городской казне. Точную сумму знает Сергей Воробьев и его патроны, поскольку эта техника была на балансе МУП «УМиТ». Ремиксер стоимостью 32 млн 78 тыс. рублей был получен по договору лизинга с ООО «Страйк от 10.08.2005 г. Опять же согласование на данную сделку Комитет по управлению имуществом дал спустя 4 месяца. В августе курс доллара был 1:28,37 руб, значит, в переводе на зеленые асфальтоукладчик стоил 1.130.701 доллар США.

     Новый такой же стоит порядка 1,2 млн. евро. На сайте градостроительного департамента администрации г. Южно-Сахалинска я нашел объявление за 2003 г., что они продают Remixer RX 4500, 1997 г.в. вместе с разогревателем за 19,5 млн. рублей. Не этот ли ремиксер в итоге попал к нам на Камчатку, пройдя через посредника ООО «Страйк» и поднявшись в цене на 12 млн. рублей? Говорят, что это и есть тот самый ремиксер. Было бы любопытно узнать кто в учредителях «Страйка» и кто стоит за этими фамилиями.

НЕВЫГОДНЫЕ СДЕЛКИ АДМИНИСТРАЦИИ В. СКВОРЦОВА

     «Wirtgen Remixer RX 4500» МУП «УМиТ» сдал в сублизинг (аренду) МУП «Спецдорремстрой». Последний полностью рассчитался с арендодателем, уплатив 32.077,9 тыс. рублей. По условиям данного договора перехода права собственности на объект имущества не предусматривалось. Из вышеизложенного следует, что МУП «Спецдорремстрой», оплатив полную стоимость приобретаемого объекта, включая комиссионное вознаграждение лизингодателя (ООО «Страйк»), так и не стало собственником данного имущества.

     Причем лизингодатель «Страйк» сдал в лизинг ремиксер с завышением цены на 30 %. Ну, дескать, включил свое вознаграждение, какие-то банковские кредиты которые фирма якобы брала до этого. На самом деле в коридорах администрации народ шептался, что именно эти завышенные 30 % (примерно 300 тыс. долларов) являлись откатом для кого-то из власть предержащих.

     Специалисты утверждали, что красная цена ремиксера не более 400-500 тыс. у.е. Причем когда его купили, то городской казне пришлось немало потратить денег на дополнительные расходы. Ремиксер разогревает асфальт газом. Где брать газ? Нужны были специальные емкости для перевозки, морские суда не имели лицензий на транспортировку газа и т.д. Пришлось платить миллионы и миллионы.

     Аудиторы КСП проверили эффективность осуществления операций по приобретению, отчуждению и пользованию ремиксера RХ-4500 и выяснили, что даже в случае привлечения МУП «Спецдорремстрой» кредита коммерческого банка для самостоятельного приобретения указанного имущества под максимальную процентную ставку , было бы экономнее чем брать технику в лизинг.

     КСП установила, что зачастую имущество, полученное МУП «УМиТ» по лизинговой сделке, впоследствии передавалось другим предприятиям городского округа по договорам сублизинга либо аренды по завышенным ценам, что, в конечном счёте, приводило к удорожанию приобретаемого имущества. Ну, скажите, разве не мог тот же МУП «Спецдорремстрой» напрямую взять в лизинг асфальтоукладчик? Зачем ему было нужно рассчитываться через посредника «УМиТ»? Ведь это лишние траты денег! Ну как тут не поверить в слухи и догадки про схемы откатов?! Бывший заместитель главы города Василий Никифоров запретил всем МУПам и городским организациям приобретать самостоятельно технику. Только через «УМиТ». Вся техника стоящая на балансе в других МУПах была передана на баланс в «УМиТ» а затем роздана обратно им же в аренду. Среди директоров МУПов и сотрудников администрации это вызывало возмущение и недовольство. Но в открытую никто не выступил, боясь потерять свое место.

     Если бы на покупку асфальтоукладчика взяли банковский кредит на условиях ежемесячного погашения суммы кредита равными долями и начисления процентов на оставшуюся сумму (т.н. сложный банковский процент), то это явилось бы для предприятий городского округа менее затратным способом приобретения имущества, нежели заключение договоров лизинга. При этом само приобретаемое имущество могло явиться объектом залога при привлечении кредита коммерческого банка.

БЕСПЛАТНЫЙ КАТОК?

     В августе 2008 г. директор МУПа «УМиТ» Сергей Воробьев рассказал с радостью СМИ, что администрация Петропавловска-Камчатского закупает по лизингу тандемный каток «Wirtgen» HD 120 HAMM для ремонта дорог. Стоимость агрегата — четыре миллиона рублей. Со слов Воробьева на его покупку из муниципального бюджета не было потрачено ни рубля. Конечно, напрямую из бюджета эта техника не оплачивалась. Но деньги все равно муниципальные перечислялись для расчета через «Спецдорремстрой», «УМиТ».
     Автор этих строк не поленился и набрал в поисковой службе Интернета марку этого катка и тут же отыскал один такой же каток 2006 г.в. по цене 4 млн., а другой 2008 г.в. на гарантии за 3,5 млн. руб.
     Искала ли администрация города, где подешевле, чтобы сэкономить деньги? Я думаю вряд ли. Ибо самая благодатная почва для отката — распределение бюджетных и муниципальных средств. Причем чем активнее дотируется отрасль, тем лучше развиты в ней откатные схемы.
     При В. Скорцове в лизинг покупалось немало техники: пескоразбрасыватели, автогрейдеры, бульдозеры, шнекороторы и т.д. В марте 2009 г. СМИ сообщали, что Камчатскому краю предполагается выделить 324,127 млн. руб., из них на закупку спецтехники для нужд коммунального хозяйства -155,319 млн. руб., на закупку автобусов для транспортного обслуживания населения- 132,014 млн. руб. и на закупку дорожно-строительной техники — 36,794 млн. руб. Выделили или нет, мы не знаем. Если же техника будет приобретаться по тем схемам которые придумал Скворцов и Ко значит городская казна, муниципальные предприятия переплатят лишние казенные миллионы и они могут попасть в карман вороватых муниципальных начальников.
     Аудиторы КСП сделали вывод, что Комитет по управлению имуществом не осуществлял должного контроля за деятельностью МУП «УМиТ» в части совершения такого рода сделок. Так, договоры лизинга, заключавшиеся с лизинговыми компаниями ООО «Профит-Лизинг» и ООО «Инвест-Лизинг» в 2005 и 2006 годах, согласованы приказами Комитета спустя 3 и 2 года соответственно после фактического заключения договоров.
В покупке техники в лизинг был задействован муниципальный «Камчатпрофитбанк» (кстати, какой смысл несет слово муниципальный?- Авт.) Дорожная техника, автомобили, теплосчётчики общей стоимостью 35,4 млн руб, были переданы в залог по кредитному договору от 19.06.06 г. № 2006-0086, заключённому с АКБ «Муниципальный Камчатпрофитбанк ». С данными сделками неплохо бы заняться компетентным органам. Выяснить их эффективность и целесообразность. Ибо «Профитбанк» взращенный во времена А. Дудникова неплохо «обезжиривал» муниципальный бюджет. И придумывает разные схемы и сейчас. Банк никогда своего не упустит и жирку нагуляет, в отличие от тех, кого он ссужает.
     В целом в результате посреднической деятельности МУП «УМиТ» (в части договоров сублизинга (аренды) и лизинга в качестве лизингодателя) расчётная сумма удорожания имущества, приобретаемого предприятиями городского округа в период с 2005 по 2007 годы по договорам лизинга и сублизинга (аренды) составила свыше 12 млн. руб.
     Таким образом, при принятии управленческого решения о приобретении имущества по договорам лизинга, предприятия городского округа не достаточно анализировали возможности снижения издержек на приобретение имущества путём привлечения альтернативных источников финансирования капитальных вложений. Сосредоточение имущества в стоимостном выражении на балансе МУП «УМИТ» обеспечивает последнему возможность стабильного получения кредитных средств под залог имущества и одновременно лишает такой возможности предприятия городского округа.
     Поскольку средства уставного фонда МУП «УМИТ» лимитированы в пределах 100,0 тыс. рублей, а большая часть имущества, определённого в качестве залога по кредитным договорам, одновременно находится в аренде или сублизинге у предприятий городского округа, то существует риск изъятия данного имущества у последних в обеспечение покрытия возможных долгов МУП «УМиТ». Изъятие имущества у предприятий городского округа означает лишение их средств производства и, как следствие, «веерное» банкротство, поскольку их производственная деятельность фактически зависима от финансово-хозяйственного состояния МУП «УМиТ».

ТАЙНЫ АСФАЛЬТОВОГО ЗАВОДА

     В 2008 году администрация города «втихаря» закупила новый асфальтовый завод (по дороге в Радыгино стоит на перекрестке желтого цвета). Повод – старый завод расположенный в районе ул. Высотной сильно коптил и загрязнял воздух. Отрадно, что власть озаботилась экологическими проблемами. Обычно на природу всем начихать.
     Автор этих строк пытался выяснить, во сколько обошлась покупка (или взятие в лизинг) нового завода. Но оказалось в администрации это большая тайна. Меня футболили от одного к другому. Пресс-служба Скворцова впервые от журналиста услышала про новый завод. В итоге глава МУП «УМиТ» Сергей Воробьев к которому удалось дозвониться задал вопрос: «А зачем вам это надо?». Но я ведь не спрашивал, за сколько он купил бриллиантовое колье жене?! Может хоть сейчас г-н Скворцов поведает о цене завода и какие дороги он ожидал увидеть после того как асфальт стали делать на новейшем оборудовании.

ВОЖДЕЛЕННЫЕ ТЕПЛОСЧЕТЧИКИ

     Любой квартиросъемщик хочет поменьше платить за коммунальные услуги, а предприятия ЖКХ и энергоснабжения хотят побольше сорвать с плательщиков.
     В июле 2007 году директор МУП «УМиТ» Сергей Воробьев отрапортовал для прессы, что к концу 2007 года в домах Петропавловска-Камчатского будет установлено, в общей сложности, 325 приборов учета тепловой энергии за которые жильцам не нужно будет платить. По словам Воробьева: «После установки в доме данного устройства жильцы оплачивают теплоэнергию по фактическому учёту. Опыт показал, что расходы горожан снижаются в среднем на 12%. Приборы в Петропавловск поставляет московский завод-изготовитель. Одно устройство с установкой стоит от 120 до 180 тысяч рублей. Цена зависит от того, сколько в доме квартир, и имеется ли в здании отдельное ГВС. На каждый дом устанавливается по одному прибору». Вообще то, экономия в РФ при установке теплосчетчиков колеблется в среднем от 20 до 30 %.
     Редакции стало известно, что МУП «УМиТ» закупило крайне неудачные домовые теплосчетчики «Абакан». Почти половина из них уже вышли из строя. И начали лететь через 3-4 месяца работы. Городу пришлось закупать новые марки ВЭПС и заменять «Абаканы». Известно, что специалисты теплоснабжающих организаций были против некачественных счетчиков «Абакан», но «УМиТ» сам себе голова.
     По словам Воробьева цена счетчика с установкой обходится в 120-180 тыс. руб. Спасибо американским изобретателям, которые по заказу Пентагона – создали Интернет. Пошастав во всемирной Паутине автор ради любопытства выяснил, что очень крутой домовой теплосчетчик стоит максимум 10 тыс. Установка его колеблется в России от 50 до 80 тыс. руб. Откуда у нас взялись такие цены? Или снова откаты от подрядчиков?! На покупку, установку, обслуживание, замену вышедших из строя город уже потратил порядка 100 млн. рублей.
     Несмотря на слова Воробьева о бесплатности теплосчетчиков на самом деле горожане за них заплатили сполна. Схема была такова. На жилых домах, где были установлены приборы учета тепла, с квартиросъемщиков собирались деньги по расчетным величинам, а поставщикам гикокалорий платили по показаниям приборов учета, что являлось нарушением постановления Правительства РФ № 307. В большинстве случаев жители переплачивали 20-30 %. Вот за счет этой разницы и погашались международные банковские кредиты, взятые на теплосчетчики. Схему по взятию кредитов разработал Василий Никифоров.
Подрядчиками по установке теплосчетчиков были несколько фирм: ООО «Акбарс», «Берег», «Евростиль», «Покров», «Теплострой», «Эвра», «Элит». По имеющейся информации некоторые из них не имели даже строительной лицензии (в частности «Еврострой») и не имели права заниматься подобным видом деятельности. Если это не так, то редакция готова опубликовать копию лицензии. Да и сам МУП «УМиТ» не имеет в своей строительной лицензии такого пункта как функция генподрядчика. Учредителем ООО «Еврострой» является бухгалтер МУП «УМиТ», а директор родственник главбуха «УМиТ». Так что все кругом повязано.
Вышеуказанные подрядчики своих обязательств в указанный в договоре срок не выполнили. При этом МУП «УМиТ» в 2006 году претензионную работу в отношении указанных дебиторов вело не в полном объёме. Кроме того, в ходе обследования МУП «УМиТ» установлены случаи, когда покупатели одновременно являлись подрядчиками МУПа, так как реализованные комплектующие применялись подрядными организациями для монтажа узлов учёта тепловой энергии.

     В настоящий момент подрядным организациям «УМиТ» много месяцев не выплачиваются долги за обслуживание приборов. И стоило ли тогда огород городить с установкой теплосчетчиков? Или бабки сорвали, откаты получили, а там трава не расти?

     Немаловажно и то, что по имеющейся информации невозможно найти объявлений о муниципальных конкурсах на право закупки, установки и обслуживания этих приборов учета тепла. На что-то конкурсы объявлялись, на что-то нет. Это как минимум предмет для проверки прокуратуры не только по поводу тендеров, а также предмет для наследницы советской ОБХСС а ныне ОБЭП УВД посмотреть цены на закупленные теплосчетчики, другую технику, обоснованность оплаты за установку домовых приборов учета тепла, а также возможность получить объяснение роста благосостояния директора МУП «УМиТ» Сергея Воробьева и его патрона Василия Никифорова. Заодно сотрудники этой посреднической муниципальной фирмы подсказывают органам, что следовало бы проверить сколько автомобилей взято г-ном Воробьевым для своих «служебных» целей у частных лиц и сколько топлива списывалось каждый месяц. Чтобы понять, во сколько налогоплательщикам Петропавловска-Камчатского обходится этот ненужный паразитический МУП «УМиТ» и менеджер новой волны г-н Сергей Воробьев, назначенный руководить Управлением ЖКХ городского округа.

Игорь Кравчук

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

4 комментария

  1. 66:

    Молодой хряк Воробьев , имей совесть ,слезь пожалуста с тела трудового народа !!! Рано или поздно , все равно , тебя стащут с тела за резинку твоих трусов .

    • йукщшгйукщхпг:

      на ВОробья заведено уголовное дело. А он уже свалил в Ю-Сахалинск где возглавил самую крупную управляющую компанию

  2. sergey:

    Бестолковая, эмоциональная статья. Автор не разбирается в впорсе и не желает разбираться — стоимость «крутого» теплосчетчика на дом за 10 тыс.руб. насмешила. Гуглить надо тоже уметь. Факты в студию! Нам в Южно-Сахалинске интересно узнать биографию людей с Камчатки, которые нашим ЖКХ рулят.

    • Vorobey:

      Это «свои» заказывали, первоначальный автор Андрей Кравчук. Что вам было бы интересно?

Оставить комментарий

Powered by WordPress | Designed by PureID
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru