Приплыли: вместо того чтобы развивать собственную промышленность, правительство рассматривает предложения о закупке рыбы из Фукусимы

Фото с сайта http://negani.com/

Как сообщает РИА Новости, со ссылкой на пресс-службу Россельхознадзора, Япония хочет возобновить поставки в Россию рыбы из акватории, прилегающей к префектурам, пострадавшим от аварии на АЭС «Фукусима-1», так как уровень стронция в окружающей среде, по данным японской стороны, находится в допустимых пределах. При этом развивать собственную рыбоперерабатывающую промышленность правительство РФ не торопится—а рыбаки предпочитают сдавать улов прямо в море китайцам или тем же японцам (точно также как рыбаки из Мурманской области сдают треску норвежцам).

«Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии сообщило, что уровень стронция в окружающей среде находится в допустимых пределах, и попросило российскую сторону оказать содействие в отмене обязательного приложения к действующему ветеринарному сертификату о результатах исследования партии рыбной продукции на наличие радионуклидов», — говорится в сообщении по итогам переговоров Россельхознадзора с японским министерством в формате телеконференции.

Далее в ведомстве добавили, что Российская сторона уже обратилась к Евразийской экономической комиссии с просьбой рассмотреть данную возможность. Процесс может ускориться, если японская сторона предоставит дополнительные материалы и контакты эксперта в области радиационной безопасности.

В связи с этим хочется задать представителям Россельхознадзора два вопроса:
В Фукусиме действительно исчезла радиация?
— И есть ли вообще потребность в японской рыбе для России — одного из мировых лидеров по экспорту рыбы за рубеж?

Судя по процитированному выше сообщению Россельхознадзора, решившись на переговоры, ведомство поверило «честному японскому слову» что океан большой все смоет. Однако российские ученые это мнение опровергают: «Этого просто физически быть не может. Другое дело, что они сообщают о том, что вся активность в этом случае собирается в костях, в хребте, в жабрах и в голове у рыбы. В общем-то, это всегда отрезается. И вообще, вокруг атомных станций, даже без аварий, не рекомендуют есть ничего кроме филе рыбы. Но в районе «Фукусимы» не только радиоактивность — там очень много грязи снесло во время цунами, там вдоль побережья образовалось много тяжелых металлов и так далее. Помните, как горели нефтехимические комбинаты? И это все смывалось в океан. Поэтому тамошнюю рыбу я бы не рекомендовал есть, что бы там не говорили.

«Фукусима» — это на несколько десятилетий как минимум. На весь XXI век. Здесь не надо строить иллюзий, потому что мы еще не научились избавляться не только от трития. Тритий не существует один. Тритий — весьма активный материал, и вообще не надо пытаться делить — лучше тритий, чем цезий, или лучше, чем стронций, и так далее. Это все — активные материалы, которые вызывают целую цепочку различных превращений. Он мгновенно переходит в другие соединения и активность возрастает. Это еще даже не изучено до конца… В Чернобыле только появилось несколько сотен различных изотопов. Я думаю, что Фукусима — не исключение, пусть там не врут они, очень много различных превращений, и очень много радиоактивных изотопов», — написал, в частности, научный публицист и автор ряда научных трудов Владимир Губарев.

Впрочем, о том, что фукусимская рыба небезопасна для здоровья, можно догадаться и без научных исследований. В сентябре 2015 года японский рыбак Хирасака Хироши выложил в своём твиттере видео, как он с трудом удерживает в руках свой триумфальный улов – зубатку длиной около двух метров – абсолютный рекорд. Как сообщает британское издание «Дейли Мэйл», это скорее всего связано с воздействием радиации после аварии на Фукусиме. А в мае прошлого года профессор экологической эпидемиологии Университета Окаямы Тошихиде Цуда заявил, что в японской префектуре Фукусима катастрофически увеличилось число детей, страдающих раком щитовидной железы, связав это на прямую с последствиями аварии на местной АЭС.

«По данным специалистов, на приведение самого объекта в стабильное и безопасное состояние может потребоваться до 40 лет. Опасный уровень радиации по-прежнему наблюдается на дне и в непосредственной близости от станции: АЭС все еще выбрасывает в Тихий океан радиоактивные материалы», — рассказали побывавшие в районе аварии 4 июля 2016 журналисты, пожалуй, самого авторитетного мирового журнала о природе — «Nacional Georaphic».

Мало того, в прессу то и дело попадают сведения о новых утечках радиоактивных отходов со злополучной АЭС. Так, 7 октября 2016 года согласно сообщению токийской энергетической компании TEPCO, на Фукусиме произошла протечка резервуара с жидкими радиоактивными отходами. На запрос экологов, японское правительство отвечало, что беспокоиться нечего, но доказательств так и не представило ни ученым, ни журналистам.

Что же касается второго вопроса, насчет того, нужна ли японская рыба России, то тут все еще интереснее. По статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Российская Федерация входит в первую десятку добывающих стран, занимаемых 8-9 позицию по объему вылова рыбы в мире. В 2015 году наша страна установила рекорд последних 15 лет по этому показателю — 4,7 миллиона тонн рыбы. Этот промысел хорошо развит в Атлантике, Баренцевом море и на морях Дальнего Востока. В прошлом году экспорт рыбы за первый квартал, рыбопродуктов и морепродуктов из РФ составил 1,66 млн тонн (более 30% от всей выловленной рыбы) на сумму 3,2 млрд долларов.

Доля экспорта ЗАО «Остров Сахалин» среди всех компаний экспортеров составляет 2,7% (45,41 тыс. тонн), общая сумма — 44,51 млн долларов. В Китай экспортировано 78% продукции (35,42 тыс. тонн).

Активно покупала нашу рыбу и Япония. Согласно статистическому сайту Тotal-rating.ru, экспорт рыбы из России занимает 6 место в списке продаваемых японцам товаров, уступая лишь нефти, алюминию, драгоценным и редкоземельным металлам, древесине и стали. В 2014 году его объем достиг 205 600 000 долларов, но из-за санкций рынок ушел в вышеуказанные Китай и Корею. Более того, японцы не только покупали нашу рыбу, в прошлом году они получили квоту на отлов рыбы в российской акватории.

Причины, почему Россия продает сырье, а покупает продукцию, известны давно. С одной стороны, по словам рыбаков, наши чиновники в борьбе за качество продукции и выполнение кучи бюрократических правил, вынуждают рыбаков продавать рыбу «за бугор» прямо в море, чтобы не испортилась. 9 января 2017 года Распоряжением правительства РФ утверждён план мероприятий по модернизации и развитию портовой и рыбохозяйственной инфраструктуры, сообщили в Росрыболовстве.

«Планом предусмотрены меры, направленные на повышение эффективности использования государственного имущества в морских терминалах для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, совершенствование порядка распоряжения таким имуществом. Принятые решения позволят повысить эффективность использования гидротехнических сооружений морских терминалов, находящихся в федеральной собственности, привлечь частные инвестиции при строительстве и модернизации объектов портовой и рыбохозяйственной инфраструктуры». Остается надеяться, что в этот раз правительство выполнит свой же план лучше, чем майские указы. С другой стороны, за 25 лет «демократии» наши олигархи и «эффективные менеджеры» просто не заморачивались над развитием таких долгоиграющих проектов, как переработка рыбы. Зато об этом задумались китайцы. «В соседней с Приморьем китайской провинции Цзилинь набирает обороты деятельность образцово-показательной зоны международного сотрудничества. Здесь, в городе Хуньчунь выдают продукцию десятки рыбоперерабатывающих заводов — используя, главным образом, российское сырье и рабочую силу из Северной Кореи.

Китайцы не скрывают, что именно эти два фактора стали определяющими при выборе месторасположения зоны. Близость к российской границе позволяет сократить маршрут поставок, и, соответственно, сэкономить на стоимости транспортировки.

По словам первого секретаря горкома КПК города Хуньчунь и главы администрации зоны международного сотрудничества Гао Юйлуна, еще три года назад объем рыбопереработки в Хуньчуне оценивался не более чем в миллиард юаней. В 2015-м он приблизился к шести, в этом году достигнет девяти миллиардов. В зоне работает больше 150 перерабатывающих и торговых предприятий, интерес к ней проявляют крупные компании Китая, — рассказывает он.

Ежегодный объем импорта водно-биологических ресурсов (ВБР), по большей части российских, в хуньчуньскую зону, по данным ДЦРИ, составляет 320 тысяч тонн, а объем переработки достигает 170 тысяч. Учитывая, что к 2018 году власти ставят задачу увеличить стоимость произведенной продукции до 12 миллиардов юаней, они рассчитывают на рост объема экспорта продукции и, как следствие, расширение производств и появление новых. Это может сделать Хуньчунь одной из важнейших баз рыбопереработки в Северо-Восточной Азии», — пишет Российская газета . В 2016 году Китай находился на третьем месте по импорту рыбной продукции в Россию (на первом месте Чили, на втором — Фарерские острова). Вопрос, а почему на нашей рыбе, которую они продают нам же, расцвел Хуньчунь, а не Владивосток, может быть вполне назван риторическим:

«Глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка призвал японских предпринимателей инвестировать в рыбоперерабатывающий комплекс Дальнего Востока в обмен на перспективу получения квот на вылов водных биоресурсов. Это предложение можно рассматривать как стремление побудить и российских рыбопромышленников, и инвесторов из Китая и Южной Кореи активнее вкладывать деньги в развитие рыбопереработки и судостроения на Дальнем Востоке. Япония — один из крупнейших потребителей морепродуктов, тогда как Китай и Южная Корея в большей степени выступают в качестве промежуточных пунктов, обеспечивая перевалку и переработку российской рыбной продукции для последующей ее отправки на конечные рынки. То есть, предлагая японцам инвестировать в российскую рыбопереработку в обмен на квоты, Россия тем самым предлагает им устранить посредников».

Вариант, а почему бы не взять за основу китайский опыт и сделать у себя, судя по публикациям, как-то и не рассматривался. И все бы было хорошо и красиво, вот только пока фактов вложения денег в российскую промышленность, что со стороны Китая, что Кореи, что Японии не видно, если они есть вообще. У Китая и Кореи есть свое рыбное производство, которое бурно развивается и вкладывать деньги в чужое при нынешних условиях было бы глупо. А японцы вылавливают и покупают у нас экологически чистую рыбу, а нам, взамен, продают неликвид — такую же потенциально опасную из акватории Фукусимы, зато по дешевке. В итоге вроде бы должны быть довольны все — покупатели увидят хоть какое-никакое, а падение цен на морепродукты, перекупщики получат свои немалые проценты, правительство отчитается о повышении потребления рыбы на душу населения, статистика улучшится и Дмитрию Медведеву можно будет лишний раз рассказать, как мы выходим из кризиса. Японцы довольны будут — наконец-то сбудут фукусимскую рыбу и купят недорого нормальную. Правда, в проигрыше снова окажется наша рыбная промышленность, но это уже мелочи для «эффективных менеджеров». Как бы у нас на прилавках не появились украинские яблоки из Припяти…. Там такие сады с такими урожаями, что мама не горюй. И опять же, небратья продадут по дешевке, олигархи-посредники свой процент сделают, позиции на рынке закроются, правительство отчитается о перемоге и на субсидиях собственным садоводам можно будет немного сэкономить. А будущее россиян? Так оно в статистику не попадает, им перед президентом не отчитаешься, а значит и чиновникам не особо интересно. Да и не будут они есть дешевую рыбу из Фукусимы.

http://finobzor.ru/show-30857-priplyli-pravitelstvo-dumaet-o-zakupke-ryby-iz-fukusimy.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *