Промышленная добыча золота убивает реки Камчатки

Послесловие по материалам «Золото Камчатки -Проблема Камчатки».

Жизнь на нашей планете существует биллион лет. Позвоночные животные появились 450 миллионов, а человек не более четырех миллионов лет назад, что по времени составляет 0,0004% от начала зарождения жизни на земле. Только за последние семьсот лет существования человечества его деятельность привела к неблагоприятным изменениям в окружающей среде. Антропогенное влияние значительно усилилось двести лет тому назад, но стало основным фактором существенных природных изменений после тридцатых–сороковых годов прошлого века, в связи с интенсивным развитием техногенной цивилизации. За этот незначительный срок (мизерный в сравнении с продолжительностью существования нашей планеты) природа, откликаясь на воздействие, троекратно ставила под угрозу существование человечества, предотвращая превышение допустимой антропогенной нагрузки, защищая, тем самым, другие формы жизни от деятельности человека.

zhmur

Первое антропогенное нашествие на природу было связано с загрязнением нечистотами и бактериальным заражением почв и водоемов в зонах концентрированного проживания людей, строивших крупные города по берегам рек. Природа ответила на нарастающее загрязнение пандемиями холеры, брюшного тифа, чумы, амебной дизентерии, возбудители этих заболеваний, которые передавались через воду, уносили миллионы жизней. Пандемии достигли пика своего развития в XVI – XVII веках, что привело к значительному сокращению продолжительности жизни человека в этот период. Численность населения после пандемий восстанавливалась в течение одного и даже двух поколений.

Научные открытия трех великих ученых в области микробиологии позволили отвести угрозу вымирания человека от опасных инфекционных заболеваний как биологического вида, и продлить продолжительность жизни человека как минимум на 35 лет! Среди этих ученых был Антони Ван Левенгук (1632–1675 гг.), положивший начало науке микробиологии, сделавший микроскоп и открывший более 200 видов микроорганизмов, а также установивший факт их гибели при нагревании. Луи Пастер (1822–1895 гг.) основоположник всех достижений по борьбе с инфекционными заболеваниями, открывший, что заразные заболевания вызывают патогенные микроорганизмы и доказавший, что вакцина, изготовленная из возбудителей болезни, способна предотвратить или ослабить болезнь. Александер Флеминг (1881–1955 гг.), открывший в 1928 г. пенициллин и положивший начало эры антибиотиков — наиболее знаменательной победы человечества над патогенными бактериями.

Вторая глобальная проблема загрязнения окружающей среды возникла в конце XIX–начале ХХ века, она была связана с накоплением в природных водоемах такого количества органических загрязняющих веществ, что природные процессы самоочищения не могли обеспечить их биохимического разложения. В научных кругах и даже в прессе того времени (главным образом в Англии) велись жаркие споры о том, сколько же лет (!) осталось существовать человечеству до полного исчерпания водных ресурсов.

. В 1912–1913 гг. Г. Фоулер теоретически обосновал очистку сточных вод с использованием перемешивания воздухом (аэрации). Е. Ардерн и В. Т. Локетт в 1914 г. начали проводить опыты в экспериментальных сооружениях и показали, что можно осуществлять высокоскоростные процессы окисления загрязняющих веществ, затрачивая несколько часов на очистку сточных вод. В естественных условиях водоемов, для обеспечения процессов самоочищения эквивалентного объема загрязнения, требуется несколько месяцев. Метод очистки сточных вод в аэротенках, способных очищать до нескольких миллионов кубометров сточных вод в сутки, применяется в настоящее время практически во всех городах и крупных поселках мира. Открытие и разработка скоростного способа биологического окисления органических соединений позволили человечеству воспроизводить запасы чистой воды и поддерживать их относительную неисчерпаемость.

Третий этап антропогенного «конфликта» с природой связан с понятием «токсикант» и приобрел особое значение с ростом промышленного производства после второй мировой войны. В результате, с середины прошлого века в мире возникла проблема эпидемий отравления людей промышленными токсикантами. Массовое отравление людей органической ртутью произошло в 1950 г. в Японии, где на острове Кюсю в г. Минамата работал химический комбинат, сливавший отходы в море. Тысячи японцев отравились и 120 погибли сразу после отравления, используя в пищу моллюсков и рыб, выловленных в заливе Минамата. Эта болезнь получила название «болезнь Минамата», ее симптомы — галлюцинации, бред, сумасшествие, она поражает генетический аппарат и передается по наследству. С 1940 по 1960 г.г. японцы также первые столкнулись с массовым отравлением кадмием, вызывающим смертельно опасное заболевание Итай-Итай. Шахтные воды, содержащие кадмий, попадали в ирригационные воды и посадки риса. Этот этап интенсивной индустриализации, стремительного технического прогресса и экономического развития (без оглядки на природу) сопровождался распространением токсикантов и радиоактивных веществ, растущим числом производимых химических веществ и их накоплением в экологических системах.

Распространение биохимически сложноокисляемых веществ, накопление токсикантов в окружающей среде в значительной степени способствовало увеличению раковых заболеваний в мире и появлению патологий, поражающих иммунную систему человека. Иммунная система животных создает антитела против чужеродных химических веществ. При повторном воздействии токсиканта иммунологический ответ формируется немедленно, но при часто повторяющихся атаках иммунная система постепенно разрушается. Заболевания иммунной системы человека начали приобретать масштабы эпидемий с начала 80-х годов прошлого столетия. Это ВИЧ – инфекции, вызываемые вирусом иммунодефицита человека, например, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) и им подобные заболевания, перечень которых растет с каждым годом. Ежегодно в мире появляется еще одно новое заболевание, поражающее иммунную систему. Самое опасное из них — эбола, приводящее к смерти человека через несколько дней от начала заболевания, распространенное в Судане, стране традиционного размещения отходов развитых стран. У инфицированного человека вирусами, вызывающими подобные заболевания не формируется защитный иммунитет. Рост поражающих иммунную систему заболеваний ставит под угрозу существование человека как биологического вида. Большая часть этих заболеваний связана с загрязнением окружающей среды промышленными загрязнителями, распространяющимися на большие расстояния.

Поиски эффективного лечения заболеваний иммунодефицита оказались мало результативными. Возможно, это связано с тем, что основные усилия человечества традиционно направляются на лечение последствий, а не на причины, вызывающие заболевания.

«Лучшее», что придумали для спасения своего населения развитые страны, — размещение отходов на территории бедных стран. Бедные страны, как заявил представитель одной из них, готовы на экологические жертвы ради экономического роста: «всем развивающимся странам известно об опасности, но они вполне готовы принять от развитых стран даже 100% их общего национального загрязнения, если таким образом можно повысить уровень промышленного развития» (Карагодин, 1983).

Процесс варварского воздействия на природу и последствия ее «ответа» переживали все развитые страны, в настоящее время он продолжается в развивающихся странах. Следует отметить здесь, что в настоящее время возрастающий спрос в мире на ископаемые, сырье и их огромные запасы в России, на фоне безответственной экологической политики природопользования и бессилия природоохранных органов, превращают Россию одной из наиболее уязвимых стран. Есть только один путь для решения данной проблемы: существенно сократить выбросы и сбросы токсичных веществ, поллютантов и ксенобиотиков в окружающую среду, совершенствовать технологии производства, добычи ископаемых, механизмы предотвращения загрязнения, ограничить добычу ископаемых поскольку возможности естественного самоочищения водоемов, подземных вод воздуха, почв ограничены, а технические средства очистки не достаточно совершенны. Техническое развитие в мире не позволяет в настоящее время экологически безопасно разрабатывать рудные месторождения.

Чем же страшна добыча руды и ее переработка? Горно-обогатительные комбинаты (ГОК) относятся к категории опасных для окружающей среды промышленных объектов, в связи с тем, что отходы цианирования руды представляют существенную опасность для здоровья человека и объектов окружающей среды, а их хранение требует повышенных мер безопасности. Деятельность ГОК «Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд» включена в перечень 17 наиболее опасных предприятий, наряду с переработкой радиоактивных отходов (Временная инструкция…, Госкомприрода СССР, 1990). Опасность таких предприятий связана с трансграничным распространением загрязнения, то есть, с опасностью воздействия не только внутри страны, но и за ее пределами. В соответствии с Международной Конвенцией о предотвращении промышленных аварий, ратифицированной в России 30.11.2011 № 366 ФЗ. Отходы ГОК содержат высокотоксичные вещества, свойства которых соответствуют свойствам, указанным в Международной Конвенции как «оказывающие токсичность… (в небольших концентрациях)…, которые в силу своих физических и химических свойств, способны создать опасность в случае промышленной аварии». При добыче руды, из которой извлекается низкие концентрации золота, а именно менее 0,4%, образуются значительные количества отходов (поэтому эта деятельность в мировой практике отнесена к крупномасштабной). В рудах ГОК содержится сера, дренирование с водой серосодержащих соединений из мест разработки руд и из массы руды, хранящейся в накопителях отходов, приводит к сильному повышению растворимости тяжелых металлов, содержащихся в рудах, и их биодоступности, то есть быстрому проникновению в организм животных и человека и проявлению токсичных свойств. В воде прудов, предназначенных для отстаивания вод из накопителя отходов, содержится широкий перечень присутствующих в руде металлов, среди них значительное число I – II класса опасности. Попадание атмосферных осадков в места хранения отходов приводит к развитию эрозии почв и выносу загрязняющих веществ из накопителя в водоемы, подземные воды. Транспортировка руды и ее обработка приводит к загрязнению воздуха, почвы и природных водных источников за счет распыления. Значительное содержание пыли в руде, около 3 кг/т (Pollution Prevention…., 1998) способствует распылению при перевозках. Пыль рудная включает ртуть, загрязнение которой особенно опасно. Ртуть коварный яд. Кроме того, анализ ртути в объектах окружающей среды осложняется ее свойствами высокой летучести. Поэтому результаты измерений ртути в пробах вод сомнительны и, как правило, занижены. Экологическая катастрофа в Японии, в районе залива Минамата, случилась потому, что не было достоверной информации об опасности или она скрывалась. При разработке рудных месторождений наиболее чувствительны к загрязнению водоемы, принимающие сточные воды, поскольку в отходах, , присутствуют: взвешенные вещества, нефтепродукты и масла, кадмий, хром, медь, никель, ртуть, свинец, железо, цианиды, мышьяк, цинк. Эти опасные токсиканты попадают в водоемы из близко расположенных к ним накопителей отходов. Ответственность таких предприятий за выполнение природоохранных требований и мониторинг должна быть установлена с особенной тщательностью. Но исполняется ли это требование Международной Конвенции на Камчатке? Только один пример.

Золотоизвлекательная фабрика Агинского ГОК, работающая с токсичными материалами, расположена в 15 м от ручья Варягов, со стороны площадки комбината в ручей проложены траншеи для сброса сточных вод, а накопитель отходов размещен непосредственно в русле рыбохозяйственного водотока — ручья Ветвистого — полностью перекрывая нижнюю часть его долины. Водоток, принимающий сточные воды Агинского ГОК, — р. Ага относится к высшей категории рыбохозяйственного значения, она в 12-ти км ниже от территории ГОК впадает в р. Копылье, в 23-ти км ниже по течению, впадает в р. Ича — крупнейшую нерестовую реку на Западном побережье Камчатки. Что значит для выживания рыб содержание взвешенных веществ в реке 1501,9 мг/л (именно такое содержание установлено в контрольном створе сброса сточных вод Агинского ГОКа), если уже при их содержании 25 мг/л возникает угроза забивания жаберного аппарата рыб, блокируется дыхание и рыба погибает, особенно чувствительна молодь. Столь большая концентрация взвешенных веществ в реке является следствием того, что на практике технология хранения отходов цианирования руды в накопителе отходов АГОК — это промывание отходов паводками, осадками и просачивание их водных вытяжек в подземные воды и сброс в нерестовые реки. Вот такая (как назвал ее представитель Агинского ГОКа на прошедшей в Москве международной конференции «Социальная и экологическая ответственность горнодобывающей отрасли. Российский и международный опыт» 5 октября 2012 года) «наилучшая технология».

Только за пределами зоны фактического воздействия Агинского ГОК, а именно, — в устье р. Элькевой и в среднем течении р. Ича (61 км ниже устья р. Ага — за весь период наблюдений (в 2005 г. и 2011 г.) поверхностные воды в водотоках сохранили стабильное качество и соответствовали показателю чистые воды. Два года (2009, 2010 г.г.) в зоне деятельности комбината не проводились исследования гидрохимического качества водоемов и оценка рыбохозяйственной характеристики водоемов, подверженных влиянию накопителя отходов предприятия. Опасные предприятия должны выполнять эти систематические исследования ежегодно.

На комбинате в конце января–начале февраля 2006 г. произошла авария — разрушению подвергся основной конструктивный элемент хвостохранилища — полиэтиленовый противофильтрационный экран (ПФЭ) на общей площади 17,3 тыс. м2 (около половины полезной площади хвостохранилища). Концентрация активного хлора в р. Аге вблизи устья ручья Ветвистого составила 0,38 мг/л (в 38 тыс. раз! превышена предельно допустимая концентрация для рыбохозяйственных водоемов). Авария вызвала заморы промысловых рыб. Вероятность повторных аварий не только не исключается, а очень высока.

За размещение отходов АГОК платит незначительные суммы, в сравнении с существенным ущербом, наносимым здоровью населения и экологическому состоянию нерестовых рек. А почему? Потому, что каким-то волшебным способом, отходы комбината отнесены к мало опасным, к IV классу опасности, в то время как значительная доля металлов, присутствующих в данной руде, относятся к опасным, к I классу (например, мышьяк, ртуть) и II-III классу, длинный перечень, начиная с кадмия, никеля, цианида, роданида, сурьмы. стронция, и пр. (Гигиенические нормативы ГН2.1.5.1315-03). По требованиям упомянутой Международной Конвенции: «Смеси и составы, содержащие такие опасные вещества, следует рассматривать точно так же, как и чистые вещества», входящие в смесь, то есть, в данном случае = отходы руды. Что касается стронция, по последним данным КамчаНИРО, он в значительных количествах накоплен в донных осадках. Для установления степени радиоактивной загрязненности в зоне деятельности ГОК необходимо было проводить обследования на объектах природной среды радиационной обстановки не реже одного раза в три года (Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009, п. 523). Испытания должны быть выполнены только в специализированной, аккредитованной лаборатории радиационного контроля, с выдачей свидетельства радиационного качества или акта радиационного контроля, а также протоколов отбора проб. Ни одно из этих и требований не выполняется. То есть что-то измеряют,, но выполняемый, таким образом, контроль является нарушением Закона РФ «О радиационной безопасности населения» (1995), действующих Норм радиационной безопасности (НРБ-99/2009, ОСПОРБ-99/2010). Необходимо выполнять комплексный анализ. Если измерять не все частицы, а только например, альфа — и бета -частицы, но не измерять гамма-частицы, мощность эквивалентной дозы гамма-излучения, удельную активность (Ra-226, Th-222, K-40) и пр., то можно делать ошибочные выводы об отсутствии радиоактивности. А это очень опасно. Поскольку на основании только достоверных и полных данных возможно создание концепции радиационно безопасного использования природных ресурсов.

На I Всероссийской научно-практической конференции «Экология Камчатки и устойчивое развитие региона», которая прошла 22-23 октября 2012 г. в П.-Камчатском (в КамГУ им. В.Беринга) прозвучал доклад представителя ООКК «Экология Камчатки», в котором подтверждаются данные КамчатНИРО о значительном увеличении в последние годы уровня загрязнения р. Аги тяжелыми металлами.

В настоящее время существует реальная угроза потери реки Аги как нерестового водоема лососевых рыб. Согласно требованиям Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна вестись с обеспечением «устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращением их деградации» и соблюдением «нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду».

Камчатка уникальный край, подобного ему не было и нет в мире. На его территории более 144 000 постоянных водотоков, из них 95 % — длиной менее 10 км, 105 рек протяженностью свыше 100 км, 7 рек — свыше 300 км, почти 90 % водных объектов относятся к высший категории рыбохозяйственного значения. Обеспеченность водными ресурсами — одна из самых высоких в России — удельный модуль стока Камчатских рек 820 тыс. м3/год с 1 км2. Это в 2-3 раза больше, чем в любом регионе Дальнего Востока. Этим, в первую очередь, объясняется высокая биопродуктивность экосистем Камчатки, в частности, ее рек и ручьев по ценным видам лососевых рыб (кеты, нерки, чавычи, кижуча). Камчатка имеет высокий рекреационный, бальнеологический потенциал, определяемый уникальностью экосистемы, а также высокую ценность растительного и животного мира. Экологические законы гласят, что чем уникальнее, богаче природа, тем ниже степень ее устойчивости к антропогенному воздействию и, как показывает печальный мировой опыт, восстановить уничтоженное не удается нескольким поколениям. Не в золоте основное богатство Камчатки. Слишком великую цену за него платят нерестовые реки.

Двадцать семь лет назад для защиты лососевых ресурсов Камчатки было принято Постановление Совета Министров РСФСР от 3 июня 1985 г. N 238 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы в районах интенсивного нереста лососевых рыб в Камчатской области», о котором давно забыли и объявили очередную войну природе.

Полученные в последние годы данные указывают на необходимость немедленного принятия законов, подзаконных нормативных актов (региональных природоохранных стандартов и регламентов) и долгосрочных целевых программ, направленных на предотвращение деградации нерестовых рек и лососевых ресурсов путем прекращения активного промышленного освоения Камчатки и необходимости ужесточения требований охраны природы и их исполнения. Это было отмечено в докладе сотрудников КамчатНИРО на парламентских слушаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Москве 18. октября 2012 г.

 

Жмур Н.С.

(докт.биолог..наук, Лауреат премии Правителства России по науке и технике, советник по экологии ФГУП «КамчатНИРО»)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *