Общество и Власть. Антикоррупционное издание России

Путина-2016: кого возьмут за жабры?

Не за горами – красная путина. Однако привычный ход промысла может быть нарушен: местное управление Росрыболовства готовится перекроить лососевый бизнес под предлогом борьбы с жаберными сетями. Стремится ли оно защитить рыбные запасы или просто лоббирует интересы отдельных компаний?

Вообще-то все сети являются жаберными. Других не бывает. Этот способ лова имеет свое название – сетной, а не жаберный. Но некоторые официальные лица в разговорах о сетях стали делать акцент на «страшном» слове – «жаберные», видимо пытаясь вызвать у слушателя какие-то неприятные ассоциации.

В прошлом году крестовый поход против жаберных возглавил руководитель северо-восточного территориального управления Росрыболовства Александр Христенко. На острие атаки оказались те, кто ловит сетями лососей с берега Охотского моря.

Вспомним, какие аргументы приводил А. Христенко. Во-первых, сети в отличие от неводов не дают лососю шанса обойти ловушки и подняться к местам нереста. Во-вторых, сети в неконтролируемом количестве выставляются рядом с неводами других пользователей, что негативно влияет на уловы последних.

Допустим, такие факты есть. Но ведь эта проблема решается старым-добрым регулированием рыболовства, а не только запретами. Хотя формально о запрете речи не идет, ведь правила рыболовства относят жаберные сети к разрешенным орудиям лова. СВТУ предлагает «всего лишь» ввести шесть проходных дней в неделю для тех, кто работает сетями. То есть, оставить им для промысла один день в неделю, что, по сути, равносильно запрету.

Первая попытка ввести такое ограничение состоялась 9 июля 2015-го. Краевая комиссия по регулированию вылова анадромных видов рыб установила по 6 проходных дней в неделю для морских рыбопромысловых участков Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзон, где работали сетями. А для участков, где ловили ставными неводами, режим проходных дней был снят. Про закидные невода вообще «забыли».

Заметим в скобках, что любая инициатива СВТУ получает «одобрямс» от комиссии по регулированию вылова анадромных, так как она более чем на треть состоит из представителей Росрыболовства (сотрудников СВТУ, Севвострыбвода, КамчатНИРО). Все они голосуют так, как это бы устроило руководителя СВТУ. Еще почти треть представляют иные федеральные органы власти, которые часто воздерживаются от «за» и «против». Остальные члены комиссии остаются в меньшинстве.

Как итог предложение о шести проходных днях для «сетевиков» в путину 2015-го было принято простым голосованием. Теперь, как стало известно от камчатского правозащитника и члена общественного совета СВТУ Сергея Мылова, ведомство Христенко готовится вновь продавить шесть проходных дней для сетного лова на всю путину 2016 года. И опять только в двух подзонах – Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской. То есть, восточное побережье сможет вести промысел лососей всеми орудиями лова, которые разрешены правилами рыболовства, а рыбаки Западной Камчатки – только неводами. На лицо – дискриминационные условия. Это приобретает особое значение, если учесть, что основная рыбалка в 2016-м придется именно на запад.

Заметим в скобках, что договоры на пользование рыбопромысловыми участками позволяют (за редким исключением) вести промысел всеми орудиями лова, которые разрешены правилами рыболовства, включая сети. Когда в 2008-м СВТУ проводило конкурсы на участки, оно не предупреждало об ограничениях на разрешенные орудия лова. Компании платили немалые деньги в бюджет края, чтобы победить в конкурсах, не зная, что будут лишены права вести лов на выигранных участках. Разве так честно?

Но эти аргументы будут в очередной раз проигнорированы, если инициатива СВТУ опять поступит на рассмотрение в краевую комиссию по регулированию вылова анадромных видов рыб.

Есть ли у Христенко союзники среди рыбопромышленников? Разумеется, это те, кто использует неводы и считает, что «жаберники» ведут оловство, СВТУ ФАР, Александр Христенко, КамчатНИРО, Севвострыбвод, Александр Христенко, СВТУ, промысел «слишком эффективно» при меньших затратах. Короче говоря, кого-то жаба задавила.

И пусть в союзниках Христенко две очень известные компании, однако они не выражают общую позицию рыбацкого сообщества. Не у всех рыбаков есть возможность перейти с сетей на невода. Так, постановка одного ставного невода и его обслуживание в период путины стоят примерно 2,5 млн рублей. Сети обходятся в разы дешевле.

Дело не только в цене вопроса. Например, представители КМНС, которые ведут традиционное рыболовство, не могут использовать ставной невод, так как он не прописан для них в правилах рыболовства. А закидной невод в сложных морских условиях требует тяжелой техники. Согласование на ее использование в водоохранной зоне аборигену получить крайне трудно, почти невозможно.

Но это все детали. Самое главное: зачем вообще нужны проходные дни? Как следует из самого названия, их задача – дать рыбе пройти к местам нереста. Это подразумевает временный запрет промысла для всех участков определенного бассейна, всеми орудиями лова. Когда же часть участков прекращает лов, а часть – продолжает работать без всяких ограничений, разве это можно назвать проходным днем? В такой интерпретации проходной день теряет первоначальный смысл, превращаясь в метод давления на рыбаков, в недобросовестную конкуренцию. Напрашивается вопрос: что на самом деле мотивирует чиновников голосовать за подобные решения?

Кстати, в июле 2015-го (незадолго до введения шести проходных дней для жаберных сетей) Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области постановил взыскать с некоего Христенко Александра Викторовича в пользу его бывших партнеров по бизнесу около 3,5 млн евро в рублях. Такую сумму собрать непросто, тем более при нынешних валютных курсах. Но мы, конечно, не верим, что это как-то связано с новациями, исходящими от руководства СВТУ. Пока будем считать это случайным совпадением.

Тем временем краевое управление ФАС рассматривает жалобу ООО «Дары Камчатки» – одной из тех компаний, чья деятельность была ограничена по инициативе СВТУ в путину 2015 года. На заседание в антимонопольную службу для объяснений были приглашены члены комиссии по регулированию вылова анадромных. Из приглашенных пришел только один человек – секретарь комиссии, начальник отдела по рыболовству министерства рыбного хозяйства края Владимир Давыдов. Владимир Германович подробно рассказал, почему комиссия большинством голосов одобряет «рекомендации», против которых проголосовал бы любой здравомыслящий специалист. Присутствовавший там же Сергей Мылов предложил внести изменения в состав комиссии, чтобы покончить в ней с монополией Росрыболовства.

«Создавшаяся ситуация позволяет представителям Росрыболовства практически единолично принимать решения о применении более «жестких» или «лояльных» ограничительных мер к определенным группам пользователей рыбопромысловых участков», – считает он.

Антимонопольный орган взял тайм-аут на изучение всех обстоятельств и вынесение вердикта. Возможно, его решение позволит избежать инициатив, которые грозят ряду камчатских предприятий провалом путины.

http://rybak.kam-kray.ru/174-putina-2016-kogo-vozmut-za-zhabry.html

Сергей НИКОЛАЕВ


DSC45392

Прокуратура Камчатского края подтвердила доводы Комиссии по борьбе с коррупцией о «произволе чиновников Росрыболовства» в отношении Камчатских рыбопромышленников»

Когда мы 25.03.2016 года разместили материал по обращению о возможном грубом нарушении законов РФ, в том числе коррупционной направленности, мы не думали, что прокуратура Камчатского в очень короткий срок рассмотрит доводы Комиссии и примет надлежащие меры прокурорского реагировании, но видно нарушения законов были явные и грубые и уже 06.04.2016 года все доводы комиссии были подтверждены и приняты надлежащие меры прокурорского реагирования, а именно:Прокуратурой края рассмотрено Ваше обращение по вопросу деятельности Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае.

Установлено, что в настоящее время на территории Камчатского края действует комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае (далее — Комиссия) состав которой утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее — Министерство) от 11.01.2013 № 3 (в редакции от 14.08.2015 № 366).

В составе Комиссии на данный момент состоят 24 члена, в том числе:

  • 6 представителей органов государственной власти Камчатского края;
  • 4 представителя СВТУ ФАР;
  • 3 представителя ФГБУ «Севвострыбвод»;

2 представителя научных организаций, подведомственных Росрыболовству (ФГУП «КамчатНИРО», ФГУП «ВНИРО»);

  • 7 представителей иных федеральных органов исполнительной власти (Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю, ПУ ФСБ России по Камчатскому краю, У МВД России по Камчатскому краю, Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю, Управление войск и сил на Северо- Востоке Российской Федерации, УФАС России по Камчатскому краю, УФСБ России по Камчатскому краю).
  • 2 представителя объединений юридических лиц (НО «Ассоциация КМНС Камчатского края», POOP НО «Союз рыбопромышленников»).

В соответствии с частью 4 статьи 29.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ) состав комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб и порядок ее деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Пунктом 8 Порядка деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб (далее — Порядок), утвержденного приказом Министерством от 08.04.2013 № 170 установлено, что в состав Комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представитель федерального органа исполнительной власти в области обороны, представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, представитель федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), а также научных организаций, находящихся в ведении Росрыболовства.

Согласно пункту 9 Порядка общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциаций и союзов), а также научных организаций, находящихся в ведении Росрыболовства, направляют предложения по составу Комиссии в орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) и орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации направляют предложения по составу Комиссии в Минсельхоз России, который своим приказом утверждает персональный состав Комиссии по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого будет осуществляться добыча (вылов) анадромных видов рыб.

Руководителем СВТУ ФАР Христенко А.В. в Министерство направлены предложения по включению в состав Комиссии представителей ФГБУ «Севвострыбвод». Вместе с тем данное бюджетное учреждение не относится к органам федеральной исполнительной власти, а также не является научной организацией.

В нарушение указанных требований законодательства Министерством на основании предложений СВТУ ФАР изданы приказы о внесении изменений в приказ Министерства от 11.01.2013 № 3, которыми в состав Комиссии включены представители ФГБУ «Севвострыбвод» Ставенко Г.А. (приказ от 03.09.2014 № 349), Шмидт Д.Ю. (приказ от 01.12.2014 № 475), Данилин Д.Д. (приказ от 14.08.2015 № 366).

По фактам выявленных нарушений прокуратурой Камчатского края 06.04.2016 внесено представление руководителю СВТУ ФАР Христенко А.В. об устранении нарушений действующего законодательства.

Кроме того прокуратурой Камчатского края подготовлено ходатайство в Генеральную прокуратуру Российской Федерации о принесении протеста на приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, для исключения из состава Комиссии указанных представителей ФГБУ «Севвострыбвод».

С информацией о результатах рассмотрения представления Вы вправе ознакомится в прокуратуре края после 10.05.2016.

Также в ходе проверки установлено, что Министром рыбного хозяйства Камчатского края Галицыным В.М. 20.11.2015 на совещании у заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации — Руководителя Федерального агентства по рыболовству поднимался вопрос оптимизации количества представителей различных органов власти в составе Комиссии.

По итогам данного совещания Управлению организации рыболовства ФАР поручено совместно с СВТУ ФАР и Правительством Камчатского края проработать вопрос о принципах формирования состава Комиссии в части оптимизации её состава.

Во исполнение пункта ‘ 4 протокола указанного совещания Министерством рыбного хозяйства Камчатского края 11.01.2016 и 04.04.2016 направлены предложения заместителю руководителя Федерального агентства по рыболовству об оптимизации состава Комиссии, в том числе в последнем письме предложено исключить из состава Комиссии представителей ФГБУ «Севвострыбвод», а также членов Комиссии, не имеющих по объективным причинам возможности для личного участия в заседаниях — руководителя администрации Корякского округа и заведующего лабораторией воспроизводства лососевых рыб ФГУП «ВНИРО».

Кроме того проверкой установлено, что в настоящее время СВТУ ФАР, ФГБНУ «КамчатНИРО» и ФГБУ «Севвострыбвод» осуществляется подготовка рекомендаций по организации и проведению добычи (вылова) тихоокеанских лососей в 2016 году в Камчатском крае, в том числе по определению проходных периодов производителей, для их последующего вынесения на заседание Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае (далее — региональная Комиссия). На 04.04.2016 формирование данных рекомендаций не завершено.

Как показала проверка, в связи с депрессивным состоянием популяции тихоокеанских лососей на западном побережье Камчатки СВТУ ФАР предложено ФГБНУ «КамчатНИРО» и ФГБУ «Севвострыбвод» проработать вопрос о возможности рекомендовать региональной Комиссии установить проходные периоды в количестве 6 дней в неделю (вторник-воскресенье) для пользователей водными биологическими ресурсами, осуществляющих промышленное и прибрежное рыболовство на морских рыбопромысловых участках в границах Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской промысловых подзон с использованием ставных жаберных сетей, без установления подобных ограничений для пользователей, осуществляющих рыболовство с использованием иных орудий лова (ставной невод, закидной невод).

Вместе с тем такое установление проходных периодов фактически предполагает введение ограничения на использование конкретного вида орудий лова, тогда как решение данного вопроса к компетенции региональной Комиссии не отнесено. Пределы деятельности региональной Комиссии ограничены возможностью установления проходных периодов, рассчитываемых в сутках или часах, в целом на водных объектах или их частях без дифференциации по видам орудий лова.

Поскольку включение в рекомендации по организации и проведению добычи (вылова) тихоокеанских лососей в 2016 году в Камчатском крае повлечет нарушение статьи 29.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ и пунктов 3, 5.2 Порядка, а также не обеспечит рационального сохранения запасов водных биологических ресурсов и достижения баланса интересов Российской Федерации и бизнеса, 04.04.2016 межрайонной природоохранной прокуратурой руководителям СВТУ Росрыболовства, ФГБНУ «КамчатНИРО» и ФГБУ «Севвострыбвод» объявлены соответствующие предостережения о недопустимости нарушения закона.

Одновременно о результатах проверки и необходимости исполнения требований законодательства о рыболовстве при рассмотрении региональной Комиссией научных рекомендаций по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае на 2016 год проинформирован заместитель председателя Правительства Камчатского края — министр рыбного хозяйства Камчатского края Галицын В.М.

Ход и результаты подготовки указанных рекомендаций находятся на контроле межрайонной природоохранной прокуратуры.

С учетом изложенного оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования не имеется.

В случае несогласия с принятым решением Вы вправе обжаловать его вышестоящему прокурору либо в судебном порядке.

Начальник отдела по надзору за исполнением федерального законодательства

советник юстиции

Н.П. Ковардаков

Также по нашей информация по аналогичным обращениям рыбопромышленников Камчатки и комиссии проводится проверка в УФАС России по Камчатскому краю, о результатах которой мы Вам сообщим позднее.

Свое личное мнение и оценочное суждение, основанное на имеющихся материалах, изложил С.Мылов.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Powered by WordPress | Designed by PureID
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru