«Сахалинский беспредел» на Северных Курилах уже стал серьезным вопросом И. Шестакова и проблемой субъектов дальнего востока.

Именно серьезным вопросом 26.02.2018 года назвал руководитель Росрыболовства И.В.Шестаков на 4 съезде работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации проблему, поднятую МОО «Экологическая безопасность» и озвученная в вынужденном открытом обращении № 20 от 07.02.2018 года депутату Государственной Думы РФ Слыщенко К.Г. и Губернатору Камчатского края Илюхину В.И. которая сводится к следующему:

В последнее время в общественную приемную МОО «Экологическая безопасность» стали массово поступать обращения от рыбопромышленников Камчатского края ,которые обращали внимание на тот факт ,что с 2014 года не обеспечена беспрепятственная миграция тихоокеанских лососей на нерестилища Западной Камчатки в виду постоянного и практически бесконтрольного лова тихоокеанских лососей на островах Северных Курил рыбыдобывающими предприятиями Сахалинской области в период с май по сентябрь начиная с 2014 года.

Получается, что в целях заполнения нерестилищ Западной Камчатки рыбопромышленникам Камчатского края во время путины ограничивают объемы вылова, вводят так называемые проходные дни , а рыбопромышленника Сахалинскеой области ловят практически без ограничения и без учета заполнены ли нерестилища Западной Камчатки или нет.

Так же согласно информации полученной из отдела организации государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов ПУ ФСБ России по Камчатскому краю в указанных местах, где ранее производился дрифтерный лов лова установлены ставные сети ,но по полученной от них информации сотрудниками ПУ ФСБ России были выявлены многочисленные нарушения правил рыболовства в том числе и использования плавных (дрифтерных) сетей.

В своем обращении МОО «Экологическая безопасность» просила в установленный законом РФ срок рассмотреть указанное обращение и оказать помощь и содействие в целях прекращения массового уничтожения государственной собственности Российской Федерации в виде ВБР в Камчатском крае.

Позицию МОО «Экологическая безопасность» в последствии поддержали практически весь рыбохохяйственный комплекс Камчатского края в своем обращении 21.02.2018 года к руководителям Российской Федерации ,где они вновь озвучили проблему поднятую общественной экологической организацией,а именно :

Рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие организации западного побережья Камчатского края обращаются к Вам с просьбой принять меры к урегулированию вопросов организации добычи предприятиями Сахалинской области тихоокеанских, лососей, мигрирующих в Охотское море в районе Северных Курильских островов.

Данное обращение единогласно поддержано всеми ассоциациями и сообществами рыбопромышленных организаций, сформированных на западном побережье Камчатки, а также всеми организациями, не являющимися членами общественных объединений, но также осуществляющими добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках Камчатско — Курильской и Западно — Камчатской подзон.

Мы, подписавшие настоящее обращение, являемся пользователями морских и речных рыбопромысловых участков, расположенных на западном побережье Камчатки и предназначенных для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства, которые были предоставлены нам на*~20-ти летний срок в установленном законом порядке по результатам проведённых конкурсов в 2008 и последующие годы.

Мы, нижеподписавшиеся, имеем свою историю ,от малых предприятий, которые вели добычу (вылов) и переработку рыбы практически в полевых условиях, за многие годы развившиеся до крупнейших в России современных рыбоперерабатывающих комплексов, дающих тысячи рабочих мест, обеспечивающих основные налоговые поступления в бюджет Камчатского края.

В 2011 году между Правительствами Сахалинской области и Камчатского края с участием Росрыболовства было заключено соглашение, направленное на создание благоприятных условий для развития промышленного и прибрежнего рыболовства и устойчивой эксплуатации запасов тихоокеанских лососей в промысловых районах Сахалинской области Камчатского края.

Соглашением было признано, что запасы лососей происхождения собственно Северных Курильских островов. Поданным рыбохозяйственной науки составляют: горбуши – до 4 000тонн, нерки – от 100 до 250 тонн, кеты – 250 тон и кижуча в пределах 100 тонн. Отмечено, что основным объектом промысла является горбуша сахалинско — курильского происхождения, а нерестовая миграция кеты и нерки собственных стад растянута во времени без образования промысловых скоплений. При этом основные уловы кеты нерки в водах Северных Курильских островов обеспечиваются камчатскими популяциями. Соглашением был регламентирован алгоритм расчётов возможного вылова в транзитной зоне и определены сроки осуществления рыболовства для предприятии Сахалинской области.

Ввиду выхода Сахалинской области из указанного coглашения в одностороннем порядке в ходе путины 2014 года, регулирование данных вопросов отнесено к ведению Росрыболовства.

Протоколом совещания у Заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации — руководителя Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестакова от 29.01.2015 № 44, посвященного совершенствованиию регулирования промысла тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке России, были зафиксированы решения касающиеся процедуры установления для предприятии Сахалинской области в районе Северных Курил объёмов разрешенного вылова с учётом прогноза подходов к местам происхождения лососей (нерестилищам), принято предварительное решение по срокам промысла (с 01 июля но 31 августа) и процедуры их: уточнения с участием ФГБНУ «КамчатНИРО» и представителей субъектов Российской Федерации. Также данным документом была установлена необходимость разработки программы поэтапной замены в течение 3-х лет судового промысла лососей дрифтерными сетями на рыбопромысловых участках в водаx Северных Курильских островов береговымм промыслом ставными и закидными неводами.

Данные решения на практике не выполняются. Сроки начала промысла без должного обсуждения в течение ряда лет устанавливаются с 15 июня, что направлена па организацию раннего лова транзитной нерки и кеты, то есть до начала подходов горбуши сахалинско — курильского происхождения. Решения, касающиеся замены судового промысла неводным, также не реализуется.

Официальный вылов кеты, нерки и кижуча у Северных Курил в последние годы составляет порядка 4 000 тонн при вылове горбуши около 1000 тонн. Кроме того по имеющейся информации, в данном районе ведется судовой промысел с систематическим нарушением правил рыболовства, что позволяет предположить существования системного сокрытия уловов транзитных популяций лососей.

Практика раннего открытия промысла в районе Северных Курильских островов и судовой промысел в узких проливах, но мнению ученых, может полностью подорвать запасы малочисленных популяций лососей отдельных рек западной Камчатки. Вместе с тем в Камчатском крае с целью обеспечения устойчивого воспроизводства устанавливаются жесткие меры регулирования промысла. Основной промысел на западном побережье Камчатки разрешается только лишь, по второй половине июля на всех рыбопромысловах участках вводится режим проходных дней 2-3 дня в неделю. В свою очередь в районе Северных Курильских островов осуществляется как уже было сказано выше, с середины июня и без проходных дней.

10 ноября 2017 года в г, Южно-Сахалинске состоялось заседание Дальневосточного научно-промыслового Совета. Одним из принятых решении явилось предложение о введении запрета на использование сошных жаберных сотей на западном побережье Камчатки даже организаций, не имеющих альтернативных орудий лова в силу заключенных с ними договоров о предоставлении рыбопромысловых участков. При этом вопрос о запрете использования сетных орудий лова на морской акватории, прилегающей к Северным Курильским островам даже не рассматривался!!

О нём упомянули вскользь с ремаркой о безальтернативнооти использования иных орудий лова кроме жаберных сетей

Мы уверены ,что дальнейшее непринятие мер к установлению конкретных и четких условий промысла в районе Северных Курильских островов может принести к экологической и экономической катастрофе на западной Камчатке!

Мы обращаемся к Вам с просьбой рассмотреть наши предложения по возможных вариантам решения изложенного в настоящем обращении вопроса.

За основу предложений мы считаем целесообразным пришив решения, принятые на совещании у заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации- руководителя Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестакова, которое состоялось 29.01.2015 (протокол от 29.01.2015 года). а именно:

— ежегодно устанавливать объёмы возможного вылова тихоокеанских лососей в водах Северных Курильских островов с учетом прогноза подходов к местам их происхождения (нерестилищам), раздельно по каждому виду и не корректировать их течении периода добычи (вылова);

-установить в правилах рыболовства сроки промысла в северо – курильском районе с 01 июля по 31 августа;

— поручить Росрыболовству и ФГБНУ «ВНИРО» провести анализ деятельности по добыче (вылову) тихоокеанских лососей, который вела Япония до 1945 года на северных Курильских островах, для замены судового промысла тихоокеанских лососей дрифтерными сетями на рыбопромысловых участках береговым промыслом ставными неводами.

Вот из вышеуказанного получается ,что все наши Камчатские местные чиновники, Губернатор Камчатского края об этой проблеме знали ,но надлежащих мер не принимали и может правильно сказал на съезде И.В.Шестаков ,когда я ему задал ему прямой вопрос об этой теме ,так что делать надо он ответил «Это проблема субъектов ,а они не могут договорится» эти видно все сказано.

Вот видимо по этой причине последнее время рыбаки Камчатки и называют Министерство рыбной промышленности Камчатского края, представительством рыбопромышленников Сахалинской области на Камчатке , врут наверное?

Мне не верится ,что наш Губернатор с 2014 года не принимал надлежащих мер по сохранению государственной собственности в виде ВБР и защиты Камчатского рыбохозяйственного комплекса , а может не смог?

В целях объективности мы публикуем интервью по указанной теме Заместителя председателя правительства Камчатского края Галицыным В.М.

Мылов С.А.: Владимир Михайлович я хочу прояснить ситуацию с нашими так называемыми «Сахалинскими делами». По обращению рыбопромышленников по нашему соглашению. Как вы видите эту ситуацию и как вы видите выход из этой ситуации. То есть , что конкретно министерством рыбного хозяйства Камчатского края сделано для регулирования этого вопроса и будет сделано дальше.

Галицын В.М.: Проблема промысла на Северных Курилах существует достаточно давно, промысел был возобновлен после долгих научных исследований там в 2009-2010 гг. В 2011 году по настоянию Камчатки и по согласованию с росрыболовством нам удалось договориться с Сахалином, часть восстановления определенных условий добычи тихоокеанских лососей транзитных стад Западной Камчатки в Курильских проливах, учитывая, что промысел там в рамках выделяемых объемов и сразу оговорюсь, что промысел этот ведется и будет вестись. Речь всегда шла о том, что какие объемы могут вылавливаться на путях транзитной миграции лосося из Западной Камчатки без ущерба для популяции плоскости Западной Камчатки. Я напомню, что Камчатка традиционно принимает огромное количество решений, связанных с запретом ограничения промысла на Западной Камчатке. Проходные дни на море уже несколько лет 2 дня в неделю, проходные дни на речке где-то от трех-четырех, а бывает, что мы устанавливаем полностью запреты, начинаем рыбалку не раньше середины июля, для того что бы пропустить малочисленные стада отдельных популяций в реки Западной Камчатки. При этом на Северных Курилах практика промысла с мая месяца существовала, сейчас они рыбачат с середины июня, когда мы подписывали соглашение в 2011 году в основе основ там была необходимость в вылове на Северных Курилах объемов горбуши стад собственного происхождения и возможности прилова отдельных объемов нерки, кеты и кижуча поскольку это неизбежно. Речь шла о том, что надо ловить горбушу, но по факту, когда мы посмотрели за 2012-2013гг. вылов в основном осуществлялся нерки и кеты, в то время, как горбуши к моменту массового хода, промысел начинался осуществляться рано и к тому моменту, когда действительно начинала идти горбуша массово, которую надо было ловить, они вылавливали по 1000-1500 т нерки и кеты, и мотивируя тем что, что у них еще не выбрано горбуша, а к тому времени был год, они поймали 79т горбуши, когда выловил тысячу с лишним тонн нерки. И понятно, что речь шла о специализированном промысле и все было заточено под промысел нерки и кеты Западной Камчатки. И вот тогда мы поставили жестко вопрос о том, что идет перелов, что мы видим несоблюдение норм положений соглашений, а самое главное мы видим перспективу уничтожения отдельных стад лососей на Западной Камчатки, потому что мы пытаемся эти стада сохранить, это ранее нерка Тегеля, Паланы, кета отдельных рек на Камчатской подзоне. Это популяции на столько малочисленные, у них никогда не было проходных дней и когда я им задаю вопрос о том, что как вы определите, что вы не уничтожили своими сетями на путях миграции малочисленную популяции той или иной реки. В 2014 году Сахалин, мотивируя тем, что Камчатка искусственно занижает стартовые объемы тихоокеанских лососей на Западной Камчатке, ну это ценично, конечно, тем самым развязали себе руки окончательно. В 2015 году после наших многочисленных обращений в адрес в руководство минсельхоза Шестаков провел совещание на котором все-таки были обсуждены вопросы промысла на Северных Курилах. И где были приняты на мой взгляд принципиальные решения, связанные с необходимостью организации промысла на Северных Курилах, было установлено главное, что нельзя увеличивать объемы вылова лосося на Северных Курилах в ходе путины, рекомендовано было региональной комиссией Сахалинской по добыче рыб, устанавливает сроки промысла не ранее 1 июля и не позднее 30 августа, но эти сроки всегда нарушались, они уже третий год подряд рыбачат с 15 июня, когда еще горбуша не идет, но идет малочисленная популяция чавычи Западной Камчатки, которую мы не ловим вообще ни в каком режиме, кроме любительского, на удочки и объемы у нас катастрофически малы. С 2008 года

объем популяции чавычи упал со 150 до 30 тонн. Мы не ловим на сетки принципиально, уже давно, при этом чавыча эффективно прилавливается при промысле в этот период на морских участках Северных Курил. Еще третий момент, было рекомендовано рассмотреть программу перехода со с сетных орудий лова на невода. Кстати первоначально, когда обсуждался вопрос промысла Северных Курил наука рекомендовала ставить не больше 10-15 неводов, чтобы не получить эффект, который был в свое время от японского лова на Северных Курилах. До 45 года, до окончания войны японцы ловили в наших водах и ловили очень эффективно и итогом этого стало, что Япония ловила 150000 тонн лососей на транзитных путях. А это можно уничтожить все стадо Западной Камчатки. Сейчас участков гораздо больше, сети эффективно рыбачат. До сих пор используются по факту дрифтерные сети, несмотря на запрет. Пограничники подтверждают, что когда пограничные корабли приходят в проем промысла, подходят к конкретным участкам, по-моему, 6 судов, которые рыбачили в эконом зоне, в последнюю путину 2017 года рыбачили на Северных Курилах дрифтерным путем. Когда погранцы подходят в район промысла, те сразу перестают рыбачить, на вопрос почему прекратили рыбачить, говорят указания начальства, продолжают рыбалку после того как пограничные корабли уходят. Если посмотреть данные по вылову, то в прошлом году была удивительная ситуация. Это пример того, что на взгляд подтверждает незаконный промысел на Северных Курилах. Вот смотрите, промысел осуществлялся до конца августа, они поймали по кете из 1800 выделенных, там было больше 1800 тонн, они эти данные, когда я указал на совещании в штабе путины, сказал, что у них идет перелов, мне сказали, что у меня не точные данные, мы сейчас сами посмотрим. Действительно данные были на следующий день уточнены, но это данные, которые они посылают в региональную науку, но я могу ошибаться. Смысл в чем, удивительным образом цифра остановилась на 1800 тоннах при этом промысел остальных видов рыбы, горбуши и кижуча продолжался и количество объема вылова по этим двум видам росло и по нерке тоже росло. Кета перестала ловиться в тот день, как мы на это обратили внимание, но я понимаю, смотря динамику за предыдущие дни, сколько было выловлено в день кеты, кижуча и горбуши, понимаю, что кеты было выловлено гораздо больше. Либо она выбрасывалась за борт поскольку был достигнут предел объема вылова, либо каким-то образом перекрашивалась.

Мылов С.А.: Вот 14 до 19 апреля будет ДВМПС у нас на Камчатке, вы будете озвучивать указанную ситуацию?

Галицын В.М.: Обязательно! Более того губернатор принципиально дал команду разобраться с вопросом промысла на Северных Курилах с тем что бы мы каким-то образом пришли все-таки к разумным соглашениям и нормальному урегулированию со стороны, как и Федерального агентства по рыболовству Сахалинской области, так и нашей стороны.

Мылов С.А: Получается решение от 2015 года не исполнено до настоящего времени?

Галицын В.М.: Оно частично исполнено. В большей части на мой взгляд оно не исполнено! Ни в отношении сроков, ни в отношении согласования с субъектом. Оставить без внимания вопрос в общем-то без контрольного вылова лосося на Северных Курилах – это значит, как говорится, потерять лицо!!!

 

Свое личное мнение и оценочное суждение журналиста изложил С.Мылов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *