Стратегия управления быдлом или как Росрыболовство собирается ввести в заблуждение Президента России

Не хорошо ерничать над людьми. Тем более, в то время, когда у них проблемы. Но это о нас, о людях, а поёрничать над бизнесом и уж тем более над тем, успешность которого находится в прямой зависимости либо от степени приближенности к власти, либо от длины языка и уровня владения им — сам бог велел!

Население страны уже давно привыкло к способам, которыми власть предержащие научились отмахиваться от народного мнения. Примеры? Да сколько хочешь! Проголосовали, скажем, на референдуме против строительства терминала в Туапсе – перевели его статус из города в поселок городского типа и опаньки – решение референдума не играет никакой роли. Встало, скажем, на дыбы рыбацкое сообщество против закона о спортивном и любительском рыболовстве – не вопрос! Закружили-запуржили и уже который год мурыжат в стенах думы или может уже в подвалах. Да и то правда, чего спорить с активистами? Человек тварь смертная и с каждым годом количество недовольных естественным способом уменьшается, а вновь рождающиеся принимают сложившуюся ситуацию как данность.

У нас в регионе огромное количество решений принимается на уровне президиума законодательного собрания. Да-да. Ни всем собранием, а именно президиумом. И ничего – сработало! Ни концов потом не найдешь, ни документов. Не говоря уже об общественном обсуждении проектов документов. Таким образом, я считаю свой регион своеобразным застрельщиком в разработке методов государственного управления. Тем более, что этот метод ловко был подхвачен на самом верху (хотя, скорее всего, он там и был разработан).

В данном конкретном случае, по непонятным для руководства страны причинам, вдруг в едином порыве стало против инициатив спускаемых сверху рыболовецкое сообщество.

А так все хорошо намечалось. Обсуждение, народное ликование, хвалебные публикации, и как кульминация — съезд ликующего народа на государственный совет. Но что-то вдруг пошло не так и планируемый госсовет в одночасье переделан в заседание его президиума. Соответственно и представители из регионов на нем не требуются. С решениями, принятыми на нем, быдло сообщество ознакомят в части касающейся и всё – в койку! А поцеловать, скажите вы! Ни к чему эти ласки, тем более что никак они не походят на предварительные. Все вопросы к правительству, на решение которого затем сошлются. Так или иначе, но к нам в руки попала презентация, подготовленная к тому самому заседанию президиума государственного совета и с целью максимального участия населения в жизни страны и дабы последняя кухарка была в курсе событий мы его выкладываем для изучения, переваривания и осмысления. Хотя по сути, данные, которые в презентации изложены в качестве тезисов может изложить не только кухарка, но и не поступившая в ВУЗы столицы школьница так и не решившаяся остаться на Ленинградском шоссе. Быть может, тем не менее, для кого-то эти материалы станут откровением. У меня же они вызвали непомерный зуд и жажду познаний.

Захотелось вдруг узнать, отчего основные направления развития рыбохозяйственного комплекса сформулированы таким образом, что создается впечатление, будто доклад готовил студент-заочник в последний день перед вылетом на сессию.

Так они выглядят:

Основные направления развития рыбохозяйственного комплекса
Основные направления развития рыбохозяйственного комплекса

И если в историческом контексте вроде все понятно, то не понятен сам заголовок очередного слайда. О каких принципах речь? Глядя на те метания, которые изложены ниже, становится абсолютно понятно ,что ключевым фактором в распределении квот была и есть беспринципность. И уж, по крайней мере, совершенно не понятен механизм вхождения в этот бизнес новых игроков и вылет из него проштрафившихся. Это к вопросу о механизмах доступа в ВБР.

GS12-10-2

Также полагаю, что во всех рыболовецких регионах есть, что сказать по поводу единого промыслового пространства. Мы ведь не так давно крутили пальцем у виска на высказывания наших американских «друзей» о недопустимости использования запасов Сибири русскими в одиночку. Поясните мне убогому, а в чем разница? Регионы и так остаются без ресурсов после того как бизнесмены из столичных регионов скупили рыболовецкие фирмы на окраинах, а теперь и без налоговых отчислений из-за того что бизнес выведен в более выгодные регионы.

Про стимулирование береговой переработки, казалось бы уже нечего сказать после повального разорения больших и малых заводов на побережье дальнего востока. На моей памяти ничем береговым предприятиям государство не помогло. Хотя, может речь не о них? Или имеется ввиду береговая переработка в подмосковье? Ну и рассказали бы тогда о том, какими мерами собираются её (переработку) стимулировать. Хотя не надо, а то зависть одолеет.

То же касается и обновления рыбопромыслового флота. Рыбопроышленники уже вроде незамысловато дали понять, что сами с усами и решат когда и что обновлять. Вы бы только не мешали и льготное кредитование под эти цели организовали. Вон и «положительный эффект от исторического распределения квот» нарисовался.

GS12-10-3

Стабильность, одним словом. И, казалось бы, затаите дыхание и не вспугните. Вам ведь теперь только и осталось, что увеличить порог освоения квот с 50% хотя бы до 70% (сами сказали) и будет всем счастье, но нет – нам нужно кого-то перегнать.

Наверное, поэтому одним из основных направлений развития рыбохозяйственного комплекса назван приоритет аквакультуры. Позвольте! Приоритет над чем? Если принять, что продукция аквакультуры ежегодно не превышает (согласно вашим же данным) 0,2 млн. тонн или 3% от общего объема выловленного и произведенных водных биоресурсов, поясните, вы хотите снизить вылов в морских районах до таких цифр или настолько увеличить объемы выращенной рыбы?

Современное производство аквакультуры по странам

GS12-10-4GS12-10-5

Не понятно, почему аквакультуру собираются развивать не в тех регионах, где рыбы естественного происхождения мало, а там где она в достаточном количестве и на практике будет не реально проконтролировать какого происхождения будет вылавливаемая рыба. То есть, прикрываясь необходимостью развития аквакультуры будет возложен дополнительный пресс не ресурсы естественного воспроизводства. Трудно разжевывать всё, что изложено в презентации к президиуму госсовета, но и барану понятно, что уж доколе Россия, чья доля рыбной продукции происхождением из аквакультуры составляет менее пяти процентов от общего вылова в состоянии обеспечить 22,3 кг рыбопродукции на душу населения, то стремиться к 33,5 кг потребляемой рыбопродукции по образцу Китая, наверное, не стоит, хотя бы на том основании, что уровень производства продукции аквакультуры у них в сто раз больше чем в России как, собственно, и численность населения не идет ни в какое сравнение с нашим.

Что такое некоммерческое рыболовство, не смог ответить даже гугл. Если же все таки имеется ввиду спортивное рыболовство, то хватит уже над сирыми и убогими издеваться! О каком отсутствии коммерции идет речь!? Благо, что не надо ни перед кем отчитываться. Рыбаки-любители наверняка этот доклад читать не будут. И рассчитан он, скорее на некий междусобойчик среди тех, кто «в теме».

А менеджмент на местах разберет доклад на цитаты и будет нести благую весть и прочую чушь с трибун пониже рангом. Кстати к вопросу об эффективных менеджерах. Основываясь на собственных представлениях, подкрепленных также общественным мнением и презентацией доклада к государственному совету, могу сказать лишь одно – модель принятая Петром первым по самообразованию посредством потешного полка и непосредственным участием в обучении с азов при постройке кораблей куда эффективнее, нежели та, в которой подростку дают поиграться целой отраслью. Нынешняя ситуация все более походит на сценарий к фильму «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли. Так и у нас в России стало модным вместо надлежащего воспитания недоросля, подарить ему развлечение, стоимость которого зависит от положения, которое занимает отец, чрезвычайно занятой человек. Существует выражение – завидуйте молча! Так я и не завидую! Я лишь предложить хотел. Может дитятке неразумной перед тем как отраслью командовать нужно было на прудике каком попрактиковаться, а?

Теперь же, когда компетенция главного рыбовода страны не вызывает ни у кого никаких сомнений и во избежание полного повторения сюжета фильма где дитятко бросает своего батяню, события вполне вероятно будут развиваться в следующей последовательности – дабы дитятко не плакало и другие дети в детском саду при правительстве на него не обзывались к примеру Ильюша-чинуша, мы как дипломированные воспитатели при всех скажем спасибо Ильюше и предложим ему поиграть во что-нибудь другое. К примеру, в спортивную отрасль! Хотя нет – там английский надо знать хотя бы на уровне Мутко. Придумаем, одним словом! Не пропадали на земле русской Ильюши.

А вот строки из доклада, относительно искоренения рыбных рантье смахивают на деяния совершенные с особым цинизмом. Ведь все вокруг знают, кто является владельцем львиной доли квот. Кто скупил и продолжает скупать фирмы с богатым «историческим прошлым».

А про научное обеспечение рыбохозяйственного комплекса не стоило даже заикаться. Кому оно нужно, если в любом случае вычерпаете столько сколько нужно. Ведь о рыбоохране к слову сказать даже не упомянули.

Свое личное мнение ,оценочное суждение и анализ презентации изложил Петрович.

Нажмите, чтобы скачать презентацию

 


Кризис в государственном управлении рыбохозяйственным комплексом России

Рыбаки России бьют во все колокола про «квоты поддержки» родственников олигархов и друзей руководителей Росрыболовства.

В октябре 2015 года ожидается заседание президиума Госсовета по развитию рыбного хозяйства. Борьба между рыбопромышленниками и новыми «синтетическими рыбаками» обострилась. В рыбном хозяйстве России готовится «продразверстка». Основным инициатором рыбного передела является Русская рыбопромышленная компания, которая публично заявила о своем желании получить дополнительно 300 тыс. тонн минтая за счет традиционных пользователей водными биоресурсами.

Согласно официальным данным, учредителями ООО «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) с уставным капиталом в 20 тысяч рублей являются:  Максим Воробьев – 34% акций, Глеб Франк  – 34%, Вадим Гуринов – 11,9% акций, гендиректор РРПК Андрей Тетеркин – 5,1%. Оставшимися долями (в 10% и 5%) владеют кипрские оффшорные компании Oktomer Trade Limited и Ovego Trade Limited соответственно.

Какие «инструменты» пускает в ход РРПК, по какой схеме осуществляется давление на органы госвласти, как «заточка» законопроекта под одну компанию вылилась в открытое противостояние отраслевого регулятора и предпринимателей, об этом рассказывает эксперт Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин БАЛАШОВ.

Давление на органы государственной власти

Русская рыбопромышленная компания открыто демонстрирует «силу» бизнеса, близкого к отраслевому регулятору.

Метод — изменение законодательства под свои коммерческие интересы.

Инструмент — делегирование в Росрыболовство на высокую государственную должность заместителя руководителя ведомства бывшего топ-менеджера РРПК Петра Савчука.

Цель – отъем у других российских рыбодобытчиков сырьевых ресурсов и увеличение капитализации бизнеса РРПК.

Форма работы — раздувание мифа о катастрофическом состоянии рыбопромыслового флота.

За два года публичной демагогии о судостроении сама РРПК не построила ни одного нового судна.  На самом деле это не цель. РРПК безразлично то, что было в рыбной отрасли до их появления. «Синтетических рыбаков» не волнует то, что рыбопромышленники работают в море десятилетиями, и выгребали из убытков 90-ых годов, позже развивались в 2000-ые только за счет имеющегося у них по договору с государством сырьевого ресурса. Значительную часть квот, залезая в огромные долги, пришлось покупать на государственных аукционах.

Желание откусить жирный кусок сырьевого ресурса у других вполне понятно, ведь у структуры владельцев бывшего «Русского моря-Добыча» на конец 2014 года имеется чистый долг 453,4 млн. долл. США. Похоже, что долг образовался  перед кипрским оффшором, залезшим в рыбный бизнес России. Бывшее «Русское море» во всем своем многообразии является обыкновенной оффшорной структурой, а никаким не «российским стратегическим» предприятием. В 2011 году «RS Group Ltd.» (Британские Виргинские острова) и инвестфонд «Volga Resources Group» (Люксембург) на паритетных началах учредили на Кипре компанию «Rsea Holdings Ltd.», которая стала владельцем 60,9% акций группы «Русское море».

Коммерческая идеология новых «рыбных» бизнесменов не отличается оригинальностью. Как говорит гендиректор и акционер РРПК Андрей Тетеркин, кроме Дальнего Востока регионом для экспансии компании может стать Северо-Западный бассейн. «РРПК готова потратить на приобретение активов на рынке рыбодобычи «столько, сколько будет необходимо для развития бизнеса. Пока же мы сосредоточены в Дальневосточном бассейне».  Однако разворачивать рыбу в сторону российского берега и, соответственно, внутреннего рынка РРПК явно не намерена. «У нас нет «плановых заданий» по продажам на внутренний рынок — только экономика. Будет лучшая цена на внутреннем рынке – продадим на нем, на внешнем – будем экспортировать». РРПК «сохраняет   интерес» к сотрудничеству c гонконгским холдингом «Пасифик Андес». Для справки: этот китайский холдинг уже скупил половину российского минтая.

Вот такая появилась у нас «национально ориентированная» рыбодобывающая компания с молодыми честными патриотическими глазами с Кипра.

Росрыболовство и законопроект для Русской рыбопромышленной компании

В результате бурной агитационной деятельности «синтетических рыбаков», в период с января 2014 года по настоящее время несколькими федеральными ведомствами, демонстративно компрометируя российских рыбопромышленников, делаются попытки радикально изменить законодательство о рыболовстве в пользу одной привилегированной рыбодобывающей компании. За это время Росрыболовство трижды предлагало различные законопроекты, предусматривающие передел правил доступа хозяйствующих субъектов к сырьевому ресурсу, а также изменение принципов работы предприятий рыбного хозяйства. К процессу законотворческих инициатив активно присоединились Минпромторг России, Министерство по развитию Дальнего Востока и Федеральная антимонопольная служба.

В частности, без всякого экономического обоснования и экспертизы, проектов административной и контрольной нормативно-правовой базы инициаторами рыбного передела продавливаются новые видов квот: «квоты поддержки», «квоты под инвестиции», «квоты для территорий опережающего развития», коэффициенты пересчета объемов для промышленного и прибрежного рыболовства и т.д. и т.п. Новая «творческая продукция» отраслевых чиновников залила многочисленные государственные кабинеты и теле/радио эфиры популистскими лозунгами с одной стороны и обвинениями в адрес рыбаков с другой. С весны 2015 года российское рыбное хозяйство узнает о существовании очередных идей Росрыболовства из неформальных источников, читая их в «самиздатовских вариантах»  — официально бумаги не рассылаются уже давно. Все это было бы смешно, но только уже начинает надоедать.

В течение двух лет рыбацкие общественные объединения и представители органов государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации пытались спокойно разъяснить руководителям Росрыболовства необоснованность и пагубность для рыбного хозяйства России выдвигаемых ими каждый месяц идей по «улучшению» работы отрасли. Однако попытки вести профессиональный и аргументированный диалог наталкивались на непримиримое отторжение. Это происходило в течение 2014-2015 г.г. на различных рабочих группах в Москве, на совещаниях в регионах, на Восточном экономическом форуме, на Международном конгрессе рыбаков. Ничего не работает, рыбные чиновники как заколдованные — оглохли. Последняя первоапрельская версия очередного «законопроекта», неожиданно представленная отраслевым регулятором для публичного обсуждения, по количеству слов уже была сопоставима с объемом действующего Закона о рыболовстве. Этот шедевр получил в сентябре 2015 года отрицательную оценку не только со стороны рыбацкого сообщества, но и вызвал возражения даже у ряда федеральных органов исполнительной власти.

В то же самое время на публичных официальных мероприятиях Росрыболовство постоянно делает вывод о хорошей работе отрасли в последние десятилетие, а куда денешься — цифры говорят сами за себя.  И вдруг, тут же, как у человека с раздвоением сознания включается  рефлекс – «нет, отрасль в застое!», надо менять правила, надо модернизировать, надо повышать эффективность. В рамках подготовки к заседанию президиума Госсовета по вопросам развития рыбного хозяйства совместная Рабочая группа так и не смогла прийти к единому пониманию необходимости внедрения в рыбацкую жизнь предлагаемых отраслевыми чиновниками многочисленных изменений. В результате окончательный текст основного доклада на Госсовет, подготовленный Росрыболовством, не учел ни одного принципиального возражения промысловиков, несмотря на их настойчивые просьбы — их просто проигнорировали.

Рыбопромышленники против планов Росрыболовства

Сложилась ситуация открытого противостояния отраслевого регулятора и предпринимателей. В сентябре последние были вынуждены провести Всероссийское координационное совещание руководителей предприятий, отраслевых союзов и ассоциаций и совместно напрямую обратиться к Президенту России В.В. Путину с предложениями о дальнейшем развитии рыбного хозяйства страны.

В 2015 году цифры официальной государственной статистики говорят о том, что сегодня в рыбной отрасли финансовое благополучие. Это обеспечивает достаток на рыбных прилавках России. В стране среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов выше, чем в США и Евросоюзе и составляет 22.5 кг в год. Ежегодный вылов рыбы и производство рыбной продукции увеличились на 1 млн. тонн. Достигнуто это рыбаками за 7 лет без всякого передела и «рыбных революций».  В основе уверенного развития рыбного рынка страны лежат решения президиума Госсовета 2007 года в Астрахани, и в первую очередь — это наглухо закрытая от влияния чиновников всех видов система распределения долей квот между пользователями на долгосрочный период.   Благодаря этому в  России ликвидирована сама возможность «химичить» с квотами, наведен порядок в учете выловов и контроле рыболовства. Это дает рыбакам уверенность в спокойном развитии бизнеса, а российскому потребителю выбор самой разнообразной рыбной продукции в магазине.

Но, по всему видно, что такая жизнь не устраивает «синтетических рыбаков» и связанных с ними федеральных чиновников. Есть возможность под прикрытием плана импортозамещения  с помощью административного ресурса устроить передел в доступе к рыбному сырьевому ресурсу в пользу одной дружественной компании.

В 2018 году заканчиваются договоры с государством у двух тысяч рыбодобывающих компаний на право ловить рыбу от Камчатки, Сахалина до Мурманска, Архангельска и Калининграда. Желающие вернуть отрасль в режим «ручного управления квотами» известны, они и не скрывают свои цели.  В Астрахани 19 октября 2015 года пройдет очередное заседание президиума Госсовета по развитию рыбного хозяйства. Разойдясь принципиально по вопросу о «квотах», диалог между российскими рыбаками и Росрыболовством  прекратился. Кризис управления отраслью достиг апогея.

 

Источник: ВАРПЭ varpe.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *