ТРУБА-ДЕЛО

Огромные деньги. Нескончаемые ресурсы. Государство в государстве. Как еще можно назвать Газпром? Множество филиалов. Дочерние компании, значит, и материнские. Подрядчики, заказчики, субподрядчики. Даже несколько законов РФ, пролоббированных под Газпром. А самое главное — все уже написано-переписано, как говорится — клейма ставить негде. Империя пришельцев.
Вот в принципе и все, что можно написать о Газпроме, остальное прилагается. И все же…
Рассказывали мы много раз, как тянулась ветка газовой трубы на нашем полуострове. И о крайне сжатых сроках писали, и о множестве связанных с этим проблем. Писали о сомнительных проектах, общих так сказать, за уши притянутых к нашим конкретным условиям. И вот первый звоночек – труба газопровода разобрана на протяжении нескольких километров в районе реки Авача между поселками Раздольный и Центральными Коряками. Причина — речной лед начал наваливаться на трубу и опоры, грозя снести конструкцию и устроить грандиозную аварию, в том числе и экологическую. Впрочем, экологическая авария устроена давно, еще при строительстве, но всегда может случиться и худший вариант.
Что сейчас происходит на территории предполагаемого участка ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО СОБЫТИЯ?
Вполне естественно, что за ответом на этот вопрос мы обратились к специалистам, работникам ФАР. Представляем вашему вниманию короткий отчет с места событий.
— Мы получили сообщение из отдела согласования нашего управления по факту производства капитального ремонта магистрального газопровода в районе реки Авача между поселками Раздольный и Центральными Коряками. Выехали, ознакомились с ситуацией на месте, посмотрели всю документацию, которую нам предоставили. Выяснилось следующее: по словам строителей (или ремонтников?) ситуация сложилась чрезвычайная — лед начал давить на трубу, грозя снести ее в реку. Для начала решено было выкопать траншею. Выкопали, вода начала отходить. И тут же началось производство работ — отсыпка грунта поверх ледяного покрова с одной стороны берега. Со стороны поселка Раздольного возвели площадку вроде строительной базы. Отсыпка грунта производилась для прохождения там большегрузной техники. Возвели временный мост. Одним словом, работы в полном разгаре. Но нас интересовал самый главный вопрос, касающийся ФАР напрямую. Почему все это строительство должным, законным образом не согласовали с нами, как с органом исполнительной власти в области рыболовства? А может быть пытались согласовать, но документы где-то затерялись?
Как оказалось, никаких документов и не было. Впрочем, есть вариант, при котором проведение таких работ без согласования возможно. Но в этом случае ситуация должна быть признана чрезвычайной. Мы послали запрос в МЧС, где нам осторожно ответили, что возможно она чрезвычайная. Ничего более конкретного нам не сообщили. То есть получается, что все это — угроза к возникновению ситуации чрезвычайного характера. Затем выяснилось, что ремонтники делали какие-то запросы… В МЧС, в лесное хозяйство. Лесники с удивлением ответили, что это дело вообще их не касается. В итоге разрешение на проведение работ субподрядчикам из Перми было выдано самими подрядчиками согласно протоколу производственного совещания от 6 марта этого года. То есть, Газпром сам все решил и сам себе все разрешил.
Сейчас по поводу этих работ возбуждено дело и проводится административное расследование. Мы запросили «КамчатНИРО» о предоставлении специалиста, который смог бы оценить причиненный ущерб в ходе производственной деятельности на реке. Специалист прибыл, произвел взятие проб для анализов. Затем нам представили документы по расчету размера ущерба. В итоге сейчас мы готовим документы в суд Петропавловска-Камчатского для принятия решения по этому делу и взысканию ущерба размером 44 тысячи рублей. И, как определили представители науки, это ущерб только по одной стороне реки, и то не полный. Также рассчитано негативное воздействие временного моста и части отсыпки и дан прогноз, что произойдет в результате таяния. Ничего хорошего не прогнозируется.
Да, штраф в 44 тысячи рублей – сумма не великая, но, вероятно, состоится еще один штраф строителям, как юридическому лицу в размере 100 тысяч рублей.
К настоящему времени на всем участке труба демонтирована полностью, все фермы, пролеты также демонтированы. Насколько нам известно, у строителей в планах положить эту трубу под рекой, но и этого проекта мы не видели, все только на словах.
По последним данным, природоохранная прокуратура приостановила проведение работ на ветке газопровода, однако, как нам кажется, не надолго, поскольку если ситуация и вправду чрезвычайная, то исправлять ее надо.

Подведем итог

Как говорили не раз, газопровод, прошедший стальной колеей по огромной территории полуострова, изначально был рассчитан на некие средние природный параметры, проект во множестве случаев просто не соответствовал нашим местным природным условиям. Прилегающие территории частично загажены, а в некоторых местах просто разорены. Виной тому — чрезвычайная спешка при строительстве и наплевательское отношение к камчатским природным ресурсам. Даже трудно представить, что на территории любого другого, даже не слишком цивилизованного государства, строители подобных масштабов смогли бы безнаказанно гробить природу. У нас — запросто. Это все равно, как у себя дома для ремонта сгоревшей розетки разворотить отбойным молотком полстены. И оно того стоило?
И снова суды, протоколы, предписания… И за всем этим — большой вопрос: сколько еще подобных УГРОЗ ЧРЕЗВЫ-ЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ случится у нас по вине газовиков в ближайшее время? И будут ли латки, поставленные наспех, защищать нас от таких неприятных сюрпризов? Сомнительно.

Михаил Федоренко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *