В Госдуме разработаны поправки к закону о госзакупках

Компании чиновников и их родственников хотят отлучить от госзакупок

Компании чиновников и их родственников хотят отлучить от госзакупок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Депутаты Госдумы Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов (все — ЛДПР) подготовили проект закона (имеется в распоряжении «Известий») о внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих дополнение перечня требований к участникам закупок. В частности, парламентарии предлагают внести в ст. 31 «Требования к участникам закупки» дополнение о необходимости отсутствия конфликта интересов между участником закупки и заказчиком.

Под конфликтом интересов, который не позволит компании участвовать в муниципальном или государственном тендере, понимается ситуация, при которой учредитель компании или член ее органа управления является либо 5 лет являлся членом законодательного органа власти или руководителем исполнительной власти того субъекта, который проводит конкурс и из бюджета которого выделяются средства на его исполнение. Также в госзакупке не сможет участвовать компания, где учредитель или управляющий является также учредителем или управляющим юридического лица — заказчика услуг. Кроме того, не смогут претендовать на участие в муниципальном и государственном тендере компании ближайших родственников (внуки, дети, супруги, родители, бабушки и дедушки) членов законодательных органов либо руководителей исполнительной власти.

— Путем введения этих норм мы хотим отделить бизнес и политику, о чем говорил глава администрации президента РФ Сергей Иванов, указывая на то, что около 99% аукционов проводится по серым коррупционным схемам. А коррупция представляет собой прямую угрозу национальной безопасности России, — пояснил соавтор законопроекта Ярослав Нилов. — У нас есть серьезные проблемы в сфере госзакупок. У людей, которые получают инсайдерскую информацию, есть больше возможностей стать победителями конкурса, и они этим пользуются.

В конце января этого года глава администрации президента Сергей Иванов, выступая на семинаре-совещании для региональных руководителей в Корпоративном университете Сбербанка, заявил, что в России «необходимо полностью исключить практику закупок для государственных и муниципальных нужд у аффилированных с властью структур, в том числе у родственников, друзей и других приближенных к руководителям лиц».

По мнению генерал-майора налоговой полиции в отставке, сопредседателя партии «Народ против коррупции» Олега Степанова, создание особых условий для участия в аукционах госзакупок для компаний родственников чиновников действительно представляет собой серьезную проблему.

— Сплошь и рядом коррупционные схемы строятся на договоренностях между чиновниками и их родственниками, открывшими компании, которые часто не только не обладают необходимой инфраструктурой для исполнения задач по этим тендерам, но и чувствуют свою безнаказанность. В такой обстановке борьба за качество и здоровая конкуренция между участниками тендеров просто не могут существовать, — отметил Олег Степанов. — Поэтому такой закон необходим. Но также необходимо и прописать ответственность за его неисполнение, потому что это даже более важный момент — исполнение такого неудобного для многих закона, так как именно на этом этапе, скорее всего, будет много затруднений.

Представители же исполнительной власти заявляют, что пресекают попытки реализации подобных схем. Так, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что в его регионе власти проводят тщательные проверки условий и участников закупок с целью избежать возможных коррупционных схем с участием приближенных компаний.

— У нас таких инцидентов в области нет. Все попытки построения коррупционных схем такого образца мы пресекаем на корню. Можно сказать, выжигаем каленым железом, — заверил губернатор.

Исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Георгий Сухадольский считает, что большинство чиновников сможет найти лазейки, как обойти нормы нового законопроекта в случае его принятия.

— С точки зрения проблем коррупции это может произвести как положительный эффект, так и обратный. Если чиновник пришел из среды бизнеса в ту сферу, в которой разбирается благодаря этому опыту, и потом в этот бизнес планирует уйти, то он уже должен учитывать условия этого закона, — сказал эксперт. — Что касается ограничений по родственникам, то чиновник или бывший чиновник всегда найдет способ обойти закон. Если не будет возможности подключить родственников, он сможет подключить друзей. Методика и практика борьбы с этим в других странах у всех разная. Однако, как показал пример Китая, не всегда обязательно иметь точечно действующий закон, чтобы выявить коррупционный сговор между родственниками, но можно преподать урок замышляющим подобное путем вынесения особо жесткого наказания попавшимся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *