В Камчатском крае сложилась негативная ситуация при перевозке рыбы и рыбопродукции гражданами в ручной клади и багаже?

При том, что в полномочия Управления Россельхознадзора не входят мероприятия по пресечению незаконной добычи водных биоресурсов, при осуществлении полномочий по контролю за качеством и безопасностью продукции при ее хранении и транспортировке должностные лица Управления сталкиваются с отработанными схемами вывоза продукции неизвестного происхождения, в том числе незаконно добытой, за пределы Камчатского края. Не вызывает сомнения, что пресечение этих схем вывоза подорвет экономическую составляющую, которая в значительной степени мотивирует незаконный вылов лососевых пород рыб.

В то время, когда провоз рыбопродукции, в том числе икры, через грузовой терминал аэропорта Елизово постоянно контролируется должностными лицами Россельхознадзора, по данным указанного Управления значительно выросли объемы перевозок икры в ручной клади пассажиров, декларируемой как продукция, предназначенная для личного потребления, на которую документы, подтверждающие ее качество и безопасность оформлять не требуется. Фактически, объемы совокупных перевозок достигают размеров промышленных партий.

Так, по направлению г. Петропавловск-Камчатский — г. Москва в среднем отмечаются следующие объемы перевозки багажа за один рейс:

  • в период с февраля по июнь — около 6800 кг;
  • в период с июля по август — около 8000 кг;
  • в период с сентября по январь — около 11000 кг.

Как видим, количество перевозимого багажа возрастает после окончания путины, уже после окончания основного периода отпусков почти в два раза.

С учетом изложенного, лицами, осуществляющими коммерческий оборот контрафактной и фальсифицированной рыбопродукции, изготовленной в кустарных условиях, налажена схема отправки крупных объемов лососевой соленой икры за пределы Камчатского края путем ее передачи через пассажиров, вылетающих за пределы края.

В летне-осенний период количество рейсов, вылетающих за пределы Камчатского края по различным направлениям, составляет 32 рейса в неделю, согласно тарифам Авиакомпании «Аэрофлот», основного авиаперевозчика, осуществляющего рейсы с территории Камчатского края, стоимость перевозки сверхнормативного багажа составляет 2500 рублей за каждое второе место весом 23 кг и 7500 рублей за каждое третье и последующее место весом 23 кг, что не превышает затраты при отправке грузов транспортными компаниями через грузовой терминал.

Низкие затраты на транспортировку в ручной клади и на изготовление в кустарных условиях рыбопродукции и как следствие низкая ее себестоимость (почти в три раза по сравнению с рыбопродукцией, изготовленной сертифицированными предприятиями) делает крайне привлекательной схему вывоза за пределы Камчатского края коммерческих партий контрафактной продукции под прикрытием понятия «личное потребление».

Хотя законодательством не установлены нормы провоза продукции, предназначенной для личного потребления, среднестатистическое потребление рыбных продуктов, включая рыбу, икру и пр. составляет 34 кг. на человека в год (по данным Росстата), а утвержденными Минздравом России Рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, потребность в употреблении в пищу рыбопродукции, составляет 22 кг в год на человека.

Таким образом, перевозка рыбопродукции в объемах, превышающих вышеуказанные значения, свидетельствует о ее коммерческом назначении, не связанным с личным потреблением.

Следует отметить, что взаимодействие в прошедшем году Управления и Ассоциаций рыбопромышленников Усть-Камчатского и Озерновского региона по оперативному обмену информацией о выпускаемой рыбопродукции и ее реализации позволило предотвратить оборот фальсифицированной рыбопродукции, изготовленной якобы предприятиями Усть-Камчатского района.

Поскольку основным нормативным актом, регламентирующим перевозки багажа авиатранспортом, являются «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82, которыми предусмотрена обязанность пассажиров в прохождении процедур санитарно­карантинного и ветеринарного видов контроля при перевозке ручной клади и багажа, целесообразным представляется внесение в этот документ дополнения в виде требований к количеству и упаковке продукции животного происхождения, в том числе рыбопродукции, допускающейся к перевозке в ручной клади и багаже.

В целях устранения возможностей вывоза за пределы Камчатского края для дальнейшей реализации больших объемов икорной продукции неизвестного происхождения, в том числе изготовленной из незаконно добытых рыб лососевых пород, предлагаем:

  • продолжить практику оперативного обмена информацией с Рыбопромышленными ассоциациями Камчатского края с целью выявления находящейся в обороте контрафактной продукции;
  • обратиться в Минтранс России с предложением о внесении изменений в «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82, в части утверждения объема и вида упаковки рыбопродукции, принимаемого к перевозке в багаже и ручной клади пассажиров как продукции, предназначенной для личного потребления, без оформления ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ее качество и безопасность.

 

Председатель Общественного Совета

при Управление Россельхознадзора

по Камчатскому краю

и Чукотскому автономному округу.

С.А. Мылов.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *