Выкуп: ПРАВО — НЕ ОБЯЗАННОСТЬ

Федеральные и региональные законы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства  подтверждают предоставление ему самых широких возможностей для  безусловного расширения и процветания.  Президент  и премьер-министр подчеркивают, что на малый и средний бизнес возлагаются большие надежды в укрепление социально-экономического подъема России. На Камчатке, только на словах и на бумаге осуществляется поддержка   и создание нормальных условии для развития  малого и среднего бизнеса.
Именно нормальных, а не каких-то льготных условий в последние годы не создано. Мало того — постоянно вставляются палки в колеса. Основным камнем преткновения все эти годы является вопрос преимущественного права представителями мелкого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества при возмездном отчуждении из государственной собственности.
Примером может служить безуспешное стремление ООО «Ирмарин» выкупить арендуемое им с 2006 г. здание кафе по адресу г. Петропавловск-Камчатский ул. Пограничная. Арендатор с разрешения собственника за свой счет произвел капитальный ремонт стен, крыши, полов — от первоначального  практически ничего не сохранилось. И это здание обществу с ограниченной ответственностью «Ирмарин» не дают выкупить.
Прояснить эту ситуацию мы попросили генерального директора ООО «Ирмарин» А.С.  Кашина.
— Почему малый и средний бизнес не  может реализовать свое преимущественное право выкупа у государства арендуемое многие годы  имущество? Я внимательно изучил, как реализуется в Камчатском крае Федеральный закон № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», принятого еще 22 июля 2008 года. Этот закон, в котором все ясно и понятно прописано — действуй в соответствии с буквой этого нормативного акта и никаких проблем не поднимется — наши чиновники  трактуют на свой лад. Причем на всех уровнях, начиная от балансодержателя (ГУП «Камчатстройэнергосервис») и министерства земельных и имущественных отношений. На письменные обращения ООО «Ирмарин» либо вообще не отвечают, либо отделываются отписками без вразумительных ответов причин отказа, при этом ссылаются на упомянутый закон. Мол, принятие решения о приватизации помещения является правом, а не обязанностью того же «Камчатстройэнергосервис».
Такое, с позволения сказать, пренебрежительное отношение основывается, на мой взгляд, на цене вопроса.
Федеральным Законом № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» принятом 29 июля 1998 года установлен порядок реализации государственного имущества. Она проводится по ценам, равным его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком. В этом документе все четко и понятно. Но вот как быть с затратами, которые произведены арендаторами на капитальный ремонт арендуемых помещений, на создание за период их эксплуатации неотделимых от объекта улучшений реализуемого помещения? За ответом далеко ходить не надо. Он на поверхности, но  тщательно скрываем чиновниками от арендаторов. Кстати, по непонятным причинам «Камчатстройэнергосервис» проводил три независимых оценки здания. С какой целью тратились на них деньги?
Естественно, объект государственной собственности за годы аренды стал во много раз, если не в десятки дороже. Собственник затраты арендатора на улучшение площади не зачел в счет арендной платы. Теперь по процедуре упомянутого Закона в случае реализации объекта госсобственности продавцу придется зачесть затраты арендатора. А они скопились совсем не малые.
Разумеется, с таким оборотом наши чиновники не могут согласиться. Но чтобы не исполнять требования Федерального Закона занимаются элементарными отписками, сообщая предпринимателям, желающим на законных основаниях приватизировать арендуемые помещения, о том, что “для совершение такой сделки, в соответствии с законодательством, требуется согласие владельца имущества — субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В случае получения такого согласия, государственное или муниципальное унитарное предприятие также самостоятельно направляет арендатору предложение о заключении договора купли-продажи отчуждаемого имущества”.
Именно такой ответ на свой запрос я по лучил из Министерства имущественных и земельных  отношений Камчатского края.
Мне просто попытались, как говорится, “повесить лапшу на уши”. Читаю: «В настоящее время государственное унитарное предприятие «Камчатстройэнергосервис» Не имеет намерений отчуждать недвижимое имущество — здание кафе по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная. Учитывая изложенное, у Министерства нет правовых оснований требовать от государственного унитарного предприятия «Камчатстройэнергосервис» принять решение об отчуждении указанного недвижимого имущества».
Разве не министерство должно повлиять на «получение согласия»?
Не создается ли впечатления, будто ГУП «Камчатстройэнергосервис» по своему статусу выше собственного учредителя  — министерства имущественных и земельных отношений?
Между прочим, в министерство я, как арендатор, обратился  не сразу, а после трёх писем в ГУП с просьбой реализовать арендуемое помещение. Ответы получал однообразные, смысл которых сводится к одному, мол, отчуждение недвижимого имущества является не обязанностью, а правом государственного унитарного предприятия.
А у кого это право взять? Или его таким способом предлагают купить?
Малому и среднему бизнесу, создающему рабочие места для целой армии безработных, власти вставляют палки в предпринимательскую деятельность, а зарождающему классу рантье — зеленый свет на всех направлениях: землю под строительство, разрешения на возведение супермаркетов предоставляются в первую очередь. А что дальше? Сдача в аренду площадей, бешенные ставки за сдаваемых в аренду бутиков… И ни кому в голову не приходит мысль о том, этот самый малый и средний бизнес разорится,  а рабочие места испарятся.
С момента принятия Федерального Закона № 159 прошло более трех лет. К сожалению, для его полной реализации практически ничего не сделано.  Прежде всего, потому, что краевые чиновники проявить политическую волю, скорее всего, не спешат, а вероятно —  и не желают её проявлять. По этой же причине не создаются условия для установленного Федеральным Законом преимущественного права на возмездную реализацию арендуемого государственного имущества.  Как известно, волнующей представителей малого и среднего бизнеса проблемой пока никто не озадачен, а если и обсуждается она в узком кругу чиновников, то без принятия каких либо решений и подписания соответствующих документов.
Остаётся надежда, что этот вопрос разрешится, если обратиться к губернатору Камчатского края.
— И на какой же стадии решение вашего вопроса сейчас? Вы продолжаете выплачивать аренду за помещение, которое практически сами наполовину выстроили?
— Сейчас продолжает работать тот старый договор, заключенный еще в 2006 году. Но теперь творятся и вовсе непонятные вещи… Например, перестали поступать счета за электроэнергию. Я написал письмо с просьбой заключить договор, но ответа не получил. И только после обращения в прокуратуру мне прислали договор на эксплуатацию здания и договор на обеспечение электроэнергией. Сейчас я перестал платить за эксплуатацию здания. Платил долгое время, потом попросил предоставить мне расчет, чтобы понять, за что я плачу, попросил предоставить мне расшифровку. Опять тишина. По-моему это довольно просто посчитать, что туда входит: уборка мусора, оплата воды, телефоны…
Что же касается выкупа здания, то, мне кажется все просто: сделали уже третью независимую оценку здания, получилось восемь миллионов рублей. Я потратил на капитальный ремонт и строительство четыре миллиона рублей, и никто не хочет учитывать эту разницу. Так что, что будет дальше — не знаю…

Беседовал Михаил Федоренко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *