ГДЕ ВАШИ БИЗОНЫ, МИССИС УИЛЬЯМС?

Впервые камчатский народ увидел Лору Уильямс в 2007 году, когда Долину гейзеров накрыл сель. Взволнованная американка, говорящая с легким акцентом, с экрана телевизора произнесла похоронную речь примерно такого содержания: «Это трагедия для человечества: мы потеряли одно из величайших чудес мира!». Вся Камчатка была в трауре, но еще тогда подумалось: да неужели за тысячи лет, что существует долина, это был первый глобальный катаклизм? Да неужели рассказы компетентных ученых о самовосстановлении природы – просто сказки? Теперь-то всем ясно, что ничего сверхвыдающегося не произошло, и Долина гейзеров вновь жива и лупит струями кипятка вверх. Даже гейзеров больше стало. Но вопрос – кто такая Лора Уильямс, почему именно она так радеет за нашу природу — был неясен. Как непонятна и степень компетенции специалистки из США. И в чем, собственно, она специалистка.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ ЛОРЫ УИЛЬЯМС НА САЙТЕ WWF

Лора Уильямс, Главный консультант Камчатского/Берингийского экорегионального отделения.
«Родилась я в Америке. В детстве у меня в комнате все время жили всякие животные: морские свинки, крысы, хомячки, рыбки — из-за чего вся семья стороной обходила мою комнату.
Мы жили в частном доме, поэтому я держала еще кроликов и лошадей. Мне всегда хотелось заниматься охраной природы. В Корнельском университете (Нью-Йорк) я изучила экологию и русский язык, и в 1993-м году моя путеводная звезда перекочевала в Россию.
В Москве я помогала открыть первое российское представительство WWF. После четырех лет жизни в мегаполисе я захотела быть ближе к природе и переехала в глушь заповедника Брянский лес, где работала специалистом по экопросвещению и писала статьи о русской природе.
В этом заповеднике я познакомилась со своим мужем, фотографом Игорем Шпиленком. А позже, в гнезде аиста рядом с нашим домом мы нашли двух мальчиков — Андрея и Макара.
В 2006 году вместе с детьми и их бесстрашной няней мы с Игорем переехали на Камчатку, чтобы открыть Камчатский/Берингийский экорегиональный офис».
Блиц-опрос:
Любимое место на планете Земля?
Наверное, деревня Чухраи в Брянском лесу.
Чем ты занимаешься в WWF?
Защищаю природу самого дальнего уголка России.
А как ты столько всего успеваешь?
Рабочий день у нас резиновый. И голова тоже… особенно к вечеру.
Самое яркое воспоминание детства?
Когда мне было 13, папа начал строить загон возле нашего дома, говорил, что это для кроликов. Позже к нашему дому подъехал грузовик. На вопрос «что в нем?» папа ответил «кролики». Но вместо них там оказались две замечательные пони. С тех пор я очень люблю лошадей и верховую езду.

Вот такой прямой и четкий путь: рыбки, кролики, пони, Корнельский университет, брянские леса и Камчатка. С идеей спасти мировую природу. И организация солидная — WWF, созданная для спасения всемирной природы как минимум. Знаете, чем занимается WWF на полуострове? Весь список приводить не буду — газеты не хватит, покажу только самое интересное:
1994 — WWF начинает работу на Камчатке.
1995 – 1998 — WWF ведет работу по охране бурого медведя: проведен учет, составлен план управления популяцией, разработаны нормативные документы, обеспечивающие реализацию плана.
1996 — WWF объявляет о начале международной программы «Живая планета», которая объединяет усилия правительств, ученых, предпринимателей и частных лиц для осуществления конкретных действий, получивших название «Подарки Земле». Камчатка — одна из первых территорий России, вошедших в список глобальных экорегионов Земли.
В 1999 году WWF начинает работу по созданию региональных природных парков на Камчатке, и здесь появляются природные парки «Ключевской» площадью 375 981 га и «Голубые озера» площадью 4 702 га.
1998 — В природном парке «Налычево» с помощью WWF построен Центр экологического просвещения и проведена большая работа по благоустройству парка, WWF начинает оснащать Камчатку средствами радиосвязи. Программа стала называться «Панда-Связь». Жители отдаленных таежных поселений, рыбаки, оленеводы бесплатно получают радиостанции с одним условием: ежедневно передавать информацию об экологической обстановке в районе проживания.
1998-2002 — WWF занимается охраной лесов Камчатки на особо охраняемых природных территориях: поддерживает природные парки, заповедники, участвует в создании новых природных резерватов. Теперь особо охраняемые природные территории составляют треть всей территории Камчатки!
1999-2000 — WWF ведет работы по созданию морской зоны природного парка «Налычево» и поддерживает деятельность антибраконьерских бригад по сохранению запасов лосося.
2000 — В Камчатском регионе WWF начинает поддержку аналитической группы по спутниковому мониторингу в системе рыбоохраны (ФГУП «Севвострыбвод»).
2006 — Начинается большой проект по сохранению биоразнообразия лососей на Камчатке в содружестве с Центром Дикого Лосося и другими неправительственными организациями.
С 2006 года WWF регулярно поддерживает фестиваль «Хранители лосося», в котором участвуют школьники и студенты из разных районов Камчатки. Стартовал проект по поддержке традиционного образа жизни коренных народов Камчатки: в северных поселках организованы мастерские по шитью национальной одежды, проходят выставки, идет поиск каналов сбыта продукции. Разработан бизнес-план восстановления оленеводческого совхоза в поселке Хаилино. C этого года WWF поддерживает ежегодные экологические праздники в природном парке «Налычево» — «День медведя», «День птиц», «День вулканов». Познавательные викторины, лекции и конкурсы проходят в центральной части парка.
2007 — При поддержке WWF в Кроноцком заповеднике создана оперативная антибраконьерская группа. Мобильная бригада патрулирует территорию заповедника и Южно-Камчатского заказника. Проведены десятки задержаний браконьеров, снято множество петель, расставленных на медвежьих тропах, уничтожены браконьерские станы и километры рыболовных сетей. В результате уровень браконьерства на территории заказника практически сведен к нулю.
2008 — Стартовала кампания против дрифтерного промысла в российских водах — самого неэкологичного вида промысла, приводящего к гибели морских млекопитающих, птиц и непромысловых видов рыб. Проведен обзор законодательста относительно правил полетов и посадок вертолетов на заповедных территориях. В Долине гейзеров установлена веб-камера, транслирующая изображение извергающихся гейзеров и обитателей Долины на сайте wwf.ru/kamchatka/webcam и сайте Кроноцкого заповедника.
2010 — В Усть-Большерецком районе создан первый на Камчатке Общественный лососевый совет. Его рекомендации учитываются при управлении рыбным промыслом. Для жителей отдаленных от краевого центра поселений организован ряд семинаров и тренингов по повышению юридической грамотности. При поддержке Евросоюза проведен конкурс малых грантов. Его победители реализовали 5 правозащитных экологических проектов. Разработана программа полевых практикумов для студентов кафедры водно-биологических ресурсов КамчатГТУ. Она основана на принципах ответственного управления лососевыми запасами. Для камчатских студентов  организован курс лекций и практических занятий с преподавателями из Университета штата Вашингтон, США.
2011 — Стартовал международный проект по экологизации процесса добычи, переработки, продажи и потребления продукции из камчатского лосося.

По всему складывается, что без помощи WWF Камчатке уже не выжить. Мы не сможем самостоятельно пользоваться лесами, уровень подготовки не тот. Мы не можем ловить лосося — не умеем правильно. Наши птицы дохнут, наши медведи вымирают. А скоро — не удивлюсь — волонтеры из WWF займутся чисткой вручную жерл вулканов и декоративной покраской фумарол в самой Долине гейзеров.

 

ГДЕ ВАШИ БИЗОНЫ, МИССИС УИЛЬЯМС?

Одно неясно… Копаясь «по локоть» в интернете, пытался найти, чем же занимается столь солидная организация у себя, в США. Едва нашел. Там они пытаются охранять собственные леса. Но, по признанию самих WWFовцев, работа продвигается с трудом — ну не идут им навстречу государственные службы! Оказывается, есть уже кому этим заниматься, есть кому за это деньги получать. Настоящие профессионалы, не то, что у нас в России.
В интервью, данном в марте 2003 года, Марк Херли, сотрудник WWF США, ответственный за связи с общественностью, сказал: «Роль офиса WWF США заключается в получении денег от Всемирного Банка и USAID для поддержания работы по устойчивому лесопользованию в Латинской Америке, на Дальнем Востоке России и в Азиатских странах, а также — в координации работы национальных офисов в этих странах. Именно наша организация играет роль посредника между Всемирным Банком и USAID и теми, комы мы выделяем деньги».
Как вам такая картинка: красивые мужественные люди в резиновом суденышке «Гринпис» идут наперерез огромному китобою, мешая гарпунеру целиться в беззащитного кита? Красиво…  Или вот такая: мальчик с надписью на футболке «WWF» смело бросается на охотника, коварно целящегося в беззащитного медведя… И, конечно, «наши парни» всегда побеждают, бессовестные любители наживы остаются ни с чем, даже может быть за бортом (в кустах, в грязи) — кому как нравится.
На фоне такой романтическо-героической картинки становится как-то неясно: господа, а куда делся ваш, американский, лосось? Как же вы его так загнобили, что и восстановить теперь не можете? Куда же смотрел WWF? Куда смотрели мужественные парни в суденышках «Гринпис»? Про бизонов, успешно истребленных на всей территории США за суперкороткие сроки, и говорить как-то неудобно… Нету бизонов, одни суррогаты, выведенные из зубра остались. Похоже конечно, но не то. Не на них охотились веками индейцы, которых, кстати, тоже едва не истребили белые американские граждане. Так где же ваши бизоны, госпожа Уильямс?

НЕМНОГО ИНТЕРЕСНОГО (Некоторые направления деятельности WWF)

Началась «перепись» черношапочных сурков. В июле-августе на территории всех четырёх кластеров природного парка «Вулканы Камчатки» ежегодно проводится плановый учёт черношапочных сурков, которые являются индикатором состояния горных экосистем и оказывают существенное влияние на микрорельеф и почвенно-растительный покров территорий обитания.
В Петропавловске специалисты Всемирный фонд дикой природы ( WWF) проведут семинар «Маркетинг продукции из дикого лосося, как инструмент развития неистощительного использования ресурсов». Цель семинара — продвижение маркетинговых стратегий и инструментов, направленных на развитие рационального рыбного промысла и на увеличение добавочной стоимости продуктов из лосося. Курс разработан для руководителей и специалистов камчатских рыбопромысловых и рыбообрабатывающих предприятий.
На семинаре будет представлен опыт брэндирования и маркетинга дикого лосося на примере брэнда «Дикий Лосось Медной Реки, Аляска». Семинар будет состоять из презентаций пяти передовых специалистов США и Великобритании, имеющих большой опыт работы по созданию брэнда Аляскинского дикого лосося и являющихся экспертами международных рынков рыбной продукции.
Благодаря партнеру WWF — компании «Мултон», известной своими соками «Добрый», — питомник Приокско-Террасного заповедника получил дополнительное финансирование и начата программа «Зубры под Доброй защитой».
Хотя все офисы WWF взаимодействуют как сеть, среди них существует некоторая специализация. Например, в офис США специализируется на макроэкономических вопросах, а в Бельгии — работает с Евросоюзом, который тоже расположен в Брюсселе. Офисы в индустриально развитых странах занимаются стратегическим планированием, фандрейзингом и координацией проектов, которые реализуются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
Сотрудники WWF понимают, что пока в странах с недостаточно развитой экономикой не будут удовлетворены базовые потребности людей, они будут продолжать эксплуатировать природные ресурсы (Wapner, 1996: 72).
Остается добавить, что даром американские джентльмены деньги не расходуют. Никогда. Основной принцип работы любой компании, даже такой, как WWF — конечная прибыль. Или, возможно, какие то стратегические  интересы США. Это, я думаю, понятно всем. Бесспорно, спасение природы — дело благородное, хорошее. Вот только несколько коробит американский снобизм и расчетливость. Да и к странам третьего мира как-то причисляться не хочется, мы как-никак ядерная держава… Может быть поэтому WWF так упорно набивается в советчики? Учат нас житью-бытью, разъясняют, как нам жить на Камчатке и как сохранять нашу природу. Может поэтому и различные гранты выделяют… Без них мы точно погибнем. Хотя лосось у нас все еще есть, чай не Америка… И остается WWF лишь следить за черноголовыми сусликами. В чужой стране. Поскольку в своей и за бизонами не уследили.

Михаил Федоренко

Один комментарий к “ГДЕ ВАШИ БИЗОНЫ, МИССИС УИЛЬЯМС?

  1. Уважаемый Михаил Федоренко,
    А вот у меня, сотрудника заповедника, как раз большие сомнения, что без опыта других стран в охране природы и без финансовой поддержки извне мы справимся с охраной НАШЕЙ ПРИРОДЫ от НАШИХ КОРРУМПИРОВАННЫХ ЧИНОВНИКОВ которые рассматривают природоохранные организации как кормушку.
    Примеров тому множество.
    Из последних — история с Приокско-террасным заповедником.
    Вот несколько ссылок для ознакомления:
    http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/10-11-2011-oopt-prioksko-terrasny/
    http://ecoreporter.ru/node/344
    http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=10677
    http://online.stack.net/~ptz/tur/pismo1.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *