Граждане, покупающие поддельные полисы «ОСАГО», рискуют остаться без страховых выплат

В полицию Камчатского края обращаются граждане, купившие поддельные страховые полисы ОСАГО. Многие узнают, что у них на руках подделка, когда наступил страховой случай. Все обращения, а их уже более ста, зарегистрированы в книгу учета сообщений о преступлениях, по ним проводятся проверки. В рамках проверок были проведены обыски в нескольких пунктах продажи полисов ОСАГО, изъяты документы, проведены контрольные закупки поддельных полисов, собраны другие материалы.

По трем материалам проверок приняты решения о возбуждении уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Одной из подозреваемых, занимавшейся продажей поддельных страховых полисов ОСАГО предъявлено обвинение. Кроме того, два уголовных дела возбуждены по признакам преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков». Расследование продолжается.

Схемы обмана покупателей в основном схожие. Потерпевшим выдавали на руки документы с номерами, дублирующими уже проданные полисы, либо не подлинный полис, а его копию, которую работники офиса должны отправлять в страховую компанию. В результате два клиента получали полисы с одинаковыми номерами. Многие потерпевшие утверждают, что не знали, как проверить подлинность страховки.

Полиция разъясняет, что достоверность полиса ОСАГО  можно проверить на специальном сервере Российского Союза Автостраховщиков (РСА) autoins.ru. Также база данных РСА содержит информацию о том, какой страховой компанией был выдан тот или иной бланк ОСАГО. Чтобы проверить подлинность документа, выйдете на сайт Союза Автостраховщиков введите 10 цифр полиса, если полис принадлежит страхователю, с которым Вы заключили договор обязательного страхования, значит сделка совершена надлежащим образом.

Уважаемые автовладельцы, чтобы быть уверенным в том, что в случаях, предусмотренных страховыми случаями, Вы получите страховые выплаты, оформляйте ОСАГО у надежных и проверенных страховщиков.

 

Пресс-служба УМВД России по Камчатскому краю


ОСАГО. Почему так получилось и кто виноват?

Еще до начала спада в экономике рынок автострахования уже находился в глубочайшей… Нет, не так. Они были в глубоком кризисе. Страховщики не просто несли колоссальные убытки, а оказались в условиях в которых просто невозможно вести бизнес. Сегодня темпы роста выплат страховых премий значительно превышают темпы сбора премий. Как итог массовый уход страховщиков с рынка, причем как российских, так и зарубежных. Более 70 компаний просто не справились со своими обязательствами. Только каждый второй страховщик остался в строю.

Первопричина.

Резервы страховщиков из которых осуществляются выплаты формируются не с потолка, а согласно тарифу. Тарифу, который не менялся 11 лет. И вот 1 октября 2014 года тариф был повышен одновременно с повышением лимитов по «железу» в 3,3 раза – со 120 тыс. до 400 тыс. рублей. Исходя из этого повышения страховщики просто не в силах выполнить свои обязательства. Как минимум в 30 регионах страны коэффициент убыточности по ОСАГО превысил 100%.

К тому же в тариф не был заложен процент инфляции, не было привязки к мировых валютам.

Вторая причина.

Отсутствие единой методики оценки ущерба. Расчет стоимости ремонта авто должен производиться строго при единой методике определения расходов на восстановительный ремонт транспорта и утвержденных справочников. Один оценщик считал по одной методичке, второй по другой, третий по третей и как итог только за прошлый год в суды было передано более сотни тысяч споров по ОСАГО. Судебная система перегружена. Теперь же разница в расчетах между двумя оценщиками по единой методике и справочнику не должна превышать 10%

Третье.

Эта причина вытекает из второй. Есть такого рода мошенники, причем из числа бывших страховщиков, которые прознали систему автострахования изнутри и имя которым «автоюристы». Они сотрудничая с ГИБДД приезжали на место ДТП раньше самих сотрудников и попросту выкупали страховой случай. И после шли сразу в суд, а не к страховщику и отсуживали завышенные страховые премии, тем самым кидая кость своим верным «псам — гайцам». «Автоюристы» используя пробелы в законодательстве (отсутствие единых методик и справочников прим.редакции) значительно завышали страховые выплаты и действовали явно не в интересах попавшего в ДТП. Сейчас же по законодательству положено идти сначала к страховщику, рассчитывать сумму страховой премии, а в случае несогласия с ней идти уже в суд.

Как следствие.

Страховщики, чтобы нарастить капитал вынуждены отгружать бланки полисов за деньги своим агентам (по нашей информации 1 бланк – 1000 рублей) и ставить в обязанность навязать определенное количество допуслуг, агенты вынуждены продавать дополнительные страховки жизни, дачи, квартиры (зачастую не работающие страховки, а обычные бумажки прим.редакции), создавать «прокладки» в виде «ОООшек», занимающихся якобы доставкой полиса с материка, продавать через те же «прокладки» недействительные полиса или бланки почти разорившихся компаний. И вся эта нагрузка ложится на плечи многострадального русского народа, который все вытерпит. И не такое терпел. Мы имеем, то что имеем.

Рыцарь лишённый наследства


Выстроенная в масштабах страны коррупционная схема заметна всем, кроме тех, кто должен с ней бороться. На Камчатке в ней крутятся сотни миллионов рублей.

Микрокапля в океане

Абсурд легко становится нормой. К нелепости люди привыкают быстрее всего…

Когда портал «Кам 24» опубликовал в феврале сообщение о фиктивных техосмотрах, реакция читателей меня, если честно¸ удивила. Я рассчитывал прочитать в комментариях что угодно, но только не ссылки, где ещё можно пройти заочный техосмотр, не предъявляя машину…

«Конторки», оказывающие такие услуги, расплодились, как грибы после дождя. Платишь деньги девчушке, сидящей за компьютером, через день у неё же получаешь готовую диагностическую карту, а потом и сам полис.

Невольно усомнишься в своей же вменяемости. Может, я чего-то не «догоняю» в современной жизни и не нужны уже вообще эти осмотры? Может, это пережиток прошлого?

– Нужны, конечно, – возвращает мне веру в свою психическую нормальность начальник отдела пропаганды краевого ГИБДД Андрей Волков. – Технические средства, безусловно, необходимо осматривать. Иначе последствия непредсказуемы.

Краевое ГИБДД терроризировал ещё один зануда, вроде меня, председатель краевого отделения Комиссии по борьбе с коррупцией Сергей Александрович Мылов. Это общероссийская общественная организация. Мылов регулярно приносил заявления о фиктивных техосмотрах, и ГИБДД провела-таки вместе с ним проверку аж пяти водителей, указанных Мыловым, и ещё четверых по своим «наводкам». Итого девять! А знаете, сколько по городу катается машин с «филькиным» техосмотром? Семьдесят шесть тысяч! Откуда узнал, спросите? Подсчёт, грубый; его сделал один человек, о котором речь дальше. Но даже если он слегка ошибся, порядок цифр всё равно примерно такой.

Заговор шаромыжников

– Это сговор в масштабах России, – считает Александр Иванов, учредитель предприятия автосервиса «Автолюкс Ойл». – Я знаю примеры, когда в страховой компании целенаправленно адресовали людей в разные «шарашкины конторы». Автовладелец заходит в сарай, платит деньги, и через день ему якобы привозят с материка диагностическую карту. Связанная с мошенниками страховая компания выписывает на основании этой фальшивки фиктивный договор ОСАГО.

Предприятие Иванова входит в число 8-9 операторов Камчатки, выполняющих реальный техосмотр. Машину загоняют на площадку, включается видеосъёмка, указывается время, информация уходит в базу данных. Всё прозрачно; махинации исключены.

– У меня техосмотр занимает 35-40 минут, то есть за восьмичасовую смену мы можем провести не более 12 осмотров, – продолжает Александр Иванов. – А шаромыжники выполняют за день мою месячную норму.

Вот подсчёты Иванова. В Петропавловске выполняют реальный техосмотр до 9 операторов, и за год они суммарно обслуживают порядка 24 тысячи автомашин. А в краевой столице, согласно официальной статистике, машин никак не меньше 100 тысяч.

Горький привкус халявного сыра

Собственно, «прогресс» пошёл дальше. Сараи уже не актуальны – диагностическую карту, да и страховку можно оформить через материковскую фирму: в Москве, Владивостоке, Питере, Кемерово… Обращаться в работающие на Камчатке страховые фирмы уже не интересно, поскольку они стали навязывать в нагрузку к ОСАГО дополнительные услуги. «Кам 24» сообщало о таких случаях на примере «Росгосстраха». Прокуратура штрафует их через суд, но главное зло невредимо. Официальных камчатских страховщиков наказывают за навязывание услуг, а рядом с ними «конторки» пачками штампуют полисы от имени страховщиков из других регионов, причём без всякого навязывания, быстро и по разумным ценам.

Халявный сыр, как известно, только в мышеловке. Обладатели таких «филькиных грамот», порой, не понимают, что их проблемы решены только до первого страхового случая. Когда таковой наступает, выясняется, что полис с точно таким же номером существует в Москве (Санкт-Петребурге, Кемерово и т.д.). Печатаются два страховых бланка с одним и тем же номером: один выдают на Камчатке, второй – на материке, но уже другому человеку. Действительный – тот, что материковский, а обладателю его камчатского «двойника» страховку не получить никогда. Страховщики на законных основаниях умывают руки: бланк, мол, фальшивый, компания не получила страховую премию, поэтому платить страховку не будет, подавайте в суд.

Это подтвердил и Андрей Волков, рассказывая о выявленных материковских полисах на руках у камчатских водителей. Как считает Волков, обладатели таких «документов» тешат себя пустыми иллюзиями. Никакой страховки они не получат. Так сколько на полуострове таких «пленников иллюзий»? Смотрите цифры выше.

Вроде как расследование

– Масштабы афёры колоссальные, – считает Александр Иванов. – Этот спрут всю страну опутал: коррупция на самом высоком законодательном уровне. Наглые, хладнокровные мерзавцы цинично попирают закон. Что они дурачат автовладельцев, ещё пол беды. Страшнее другое – кто считал погибших на дорогах из-за неудовлетворительного состояния техники?

Как рассказал Иванов, представители авторемонтной отрасли давно акцентируют внимание правоохранителей на творящейся вакханалии:

– Сейчас вроде как идёт расследование. Мы полицию напрягли… Ох, как им это не нравится! Нам даже высказывали претензии от них, хотя претензии могут быть у нас, налогоплательщиков. Мы просто хотим, чтобы полицейские проверяли в базе данных, где пройден техосмотр машины. Если на материке – применять власть. Ведь никто туда машины на осмотр не гоняет!.. Пускай начнут хотя бы с таксистов – они же людей перевозят! А вообще всё решается просто: или вернуть систему выдачи талонов через ГИБДД, или ужесточить контроль за операторами. И нужно писать в Центробанк о лишении лицензии страховых компаний, замешанных в афёре.

Пшык века

Председатель камчатского отделения Комиссии по борьбе с коррупцией Сергей Мылов регулярно писал письма в краевую прокуратуру и полицию. В прокуратуру, видимо, напрасно, поскольку, как пояснили мне в прокурорской пресс-службе, такие дела (аферисты, мошенники и прочее) не в их компетенции. В управлении Следственного комитета мне тоже пояснили, что такая мелочёвка не по адресу. Вот если бы там были замешаны должностные лица!..

Полицию Мылов, с его слов, долбил очень долго. Он и письма мне показывал, какие отправлял начальнику краевого УМВД Александру Сидоренко и начальнику управления экономической безопасности и противодействия коррупции подполковнику полиции Сергею Скороходу. Особое внимание обращал Мылов на действие организованной преступной группы на полуострове. Мог быть процесс века. Но вышел пшык, а не процесс века.

Полиция подключилась. По крайней мере, об этом мне рассказал старший инспектор Александр Лупанов, занимавшийся такими делами. Дел, с его слов, было 12, все в этом году. Материалы уже направлены по территориальности – то есть в те регионы, где зарегистрированы страховые компании, выдающие камчатским водителям материковские полисы. Как пояснил мне Лупанов, ответственность за подобные действия (передача в единую автоматизированную информсистему техосмотра сведений о проведении техосмотра транспортного средства, в отношении которого осмотр не проводился) появилась в Кодексе об административных правонарушениях только в октябре прошлого года (часть 4 статьи 14.4.1 КоАП РФ). До этого к «конторкам» вообще не за что было придраться. Под уголовную статью о мошенничестве они никаким боком не подходят, а по «административке» за это предусмотрен штраф от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. И то только с юридических лиц.

Как думаешь, читатель, чем всё закончиться? Долго гадать не нужно: спустя время, из материковских городов придут ответы, что, согласно проведённой проверке, указанные страховые компании легально работают на основании действующего законодательства. Оно и понятно: у себя в Питере, Москве, Хабаровске или Самаре они действительно ничего формально не нарушают. Нарушением (притом, совершенно очевидным) является то, что их камчатские партнёры оформляют полисы на основании техосмотра, который никто не проходил… Но мошенничеством это почему-то не считается. Замкнутый порочный круг. Если и влупят кому-то штраф, ситуацию это принципиально не изменит.

«Розовые очки»

Подведём итог. Три года назад, в 2012-м, выдачу техталонов забрали у ГИБДД. Теперь всем заправляют автостраховщики. Казалось, разрушили коррупционную систему, процветавшую в сфере техосмотров ГИБДД, но взамен создали новую. По-моему, ещё более опасную, поскольку теперь теневыми миллионами ворочают вообще дилетанты, не имеющие к техосмотру никакого отношения. Заочные техосмотры сродни дистанционной беременности – родиться от неё ничего не может.

– Рынок этих услуг на Камчатке около 300-400 миллионов рублей, – прозвучало на общественном слушании по данной проблеме, состоявшемся ещё 24 декабря в правительстве Камчатского края. – Это огромные деньги; мошенники будут за них отчаянно бороться, и никто ничего с ними не сделает, пока этим не займётся полиция.

Выступающего поправили, что куш составляет, скорее даже не миллионы, а миллиарды рублей, чего с лихвой хватит и на «крышу» во власти, и на «розовые очки» для тех, кто обязан это искоренять, и на физическое истребление особо назойливых борцов за справедливость.

Как отметили некоторые выступавшие, уголовный состав преступления (мошенничества) в действиях участников афёры всё же есть, например, изготовление и выдача недостоверных документов, что может напрямую повлечь человеческие жертвы.

Один из участников слушаний напомнил, что в прошлом году полиция возбудила уголовное дело по изготовлению недостоверных медкнижек. Ещё раньше, в пресловутые 90-е, после долгой раскачки и возмущения общественности, взялись-таки за «напёрсточников». В Москве посадили гения финансовых пирамид Мавроди… Аналогий с сегодняшними аферистами более чем достаточно. В чём же дело? Так и будем слушать объяснения о юридических лазейках?

Другой вопрос, что для организации нормального техосмотра Камчатка, мягко говоря, не очень-то готова. Пропускная способность сертифицированных операторов озвучена выше Александром Ивановым: около четверти от количества машин. Но мощность легальных операторов никогда и не вырастет, если их будут душить мошенники, предлагающие свои «услуги» при попустительстве власти. Ещё один порочный круг… Ведь можно ли назвать действенными мерами то, о чём сообщили представители полиции Андрей Волков и Александр Лупанов? Девять, двенадцать выявленных фактов на фоне тотального характера происходящего беспредела – масштаб, извините, мизерный.

Абсурд легко становится нормой. С этой философской мысли я начал свои рассуждения. Она не оставляет меня и сейчас.

Подумай, читатель, вот над чем. Фиктивные техосмотры удобны большинству самих автовладельцев: и дешевле, и проще. Поэтому моё занудство вряд ли встретит горячую поддержку, на которую я не рассчитываю. Но ведь за счёт этого «удобства» наживается узкая группка откровенных мерзавцев (тут я абсолютно согласен с Александром Ивановым), а кто-то из нас заплатит за всё это жизнью. Неисправная машина на дороге – потенциальный источник многих бед. Это вызывает у кого-то сомнения?

 

Александр КРЫШТАЛЬ.

http://www.kam24.ru/news/main/20150427/22030.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *