Круглый стол Совета Федерации

Тема совещания – совершенствование законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства.

Выяснилось, что многие «якобы проблемы» КМНС созданы искусственно некоторыми членами родовых общин.

bronevich

Меньше всего мы хотели быть цитируемыми. На подобного рода совещаниях, но, я, прежде всего, хотела бы от имени губернатора и правительства Камчатского Края выразить огромную благодарность Совету Федерации, комитетам, которые стали авторами сегодняшнего круглого стола за ту системную и последовательную работу которую проводит комитет. Я уже не первый раз участвую на заседании круглых столов, когда очень откровенно и заинтересовано идет разговор о судьбе всех народов России, но и коренных в частности.  Я скажу, так, чтобы Камчатский край не выглядел очень страшно в ваших глазах.

Камчатский Край это уникальная территория, где проживают 132 национальности, исторически, очень давно, рука об руку и при этом, это отмечают все, что именно, что именно коренные народы Камчатки являются духовной скрепой, которая держит этот межнациональный мир на такой специфической территории. Огромное уважение, заинтересованность в развитии, поддержка коренных народов всеми кто проживает на Камчатке – это и есть основа для того, чтобы Камчатский Край и вся Россия двигалась вперед. И этот позитивный опыт надо использовать, надо изучать и его надо применять в других территориях, где могут возникнуть проблемы.

Все что прозвучало необходимо поддержать, все имеет право на обсуждение, все вопросы которые обозначались. Мы очень плотно работает с Минрегионом и мы видим огромную заинтересованность Минрегиона несмотря на то что прозвучала критика в том, чтобы навести порядок, разобраться с понятиями, посмотреть как мы можем продвигаться вперед с тем, чтобы не нарушить права никого кто сегодня оказался в этой сфере деятельности.

Понятно, что рыболовство, в том числе традиционное на пике. На пике негативного восприятия. Но я хочу сказать, что те лидерские организации, которые видят все это на местах, к сожалению не дают этому оценку, не изучают свои общины изнутри, не выявляют тех, кто порочит общины и не делают из этого никаких выводов.

Буквально две недели назад по нашему настойчивому убеждению президиум ассоциации краевой только-только рассмотрел на своем заседании и сказал: ну да, наверное, не хорошо общины поступают. Но это только слова. Мы учитывая что возникла такая спорная ситуация очень много изучаем проблему с общинами и вообще в целом изнутри каждую. И вот к тем данным которые прозвучали могу добавить с полной ответственностью, что из 184 общин, которые зарегистрированы на территории Юга, который особо отличился, как заявляет ФАР. Только 24 в своих заявках, вот если мы их сгруппируем, мы увидим сотни тысяч тонн принадлежат вот этой небольшой группе южных общин, которые заявляются и этим самым создают имидж и самим коренным и их общинам. Благодаря тому, что мы тесно взаимодействуем с министерством юстиции, мы посмотрели что это за общины. Коллеги, вы будете удивлены, но в практически в 90 случаев в этих 24 общинах уже нет коренных. И это мы, коренные, видим. Это Елизовские общины, которые мы знаем на перечет и вы знаете, что этими общинами давно уже управляют совсем другие люди. И молчим до сих пор. Вот о чем надо говорить. Мы проверили налоговые, мы проверили пенсионные и мы видим, что эти общины не хотят ничего платить. И при этом тихонечко сидят и изображают, что они на самом деле общины, мы попытались найти учредителей, некоторые из них уже на Украине живут, кто-то может еще дальше, мы пока не добрались до этой информации. Но однозначно могу вам сказать, что сегодня из этих 24 общин, минимум есть две которые судятся для того чтобы вернуть общины себе. Есть коренные которые даже не знали, что в общине произошли изменения. Люди совершенно посторонние управляют.CIMG0235

Уникальным опытом обладаю в том числе и с советских времен. И не все было плохо. Нам надо тщательно проработать над 104 ФЗ об общинах, надо больше дать прав органам которые управляют, регистрируют, контролируют общины. Мы даже туда не можем войти, есть те кто добровольно приглашают нас на свои заседания, а те 24 что-то скрывают, не пускают нас ни контролирующие органы, никакие. Так откуда мы будем знать, что там происходит? Надо больше полномочий контролирующим органам дать тогда мы действительно сможем защитить  те общины, которые сегодня создают экономическую базу для своего устойчивого развития.

Броневич В.Т.

Выступление Мылова С.А.:

Добрый день! Я хочу продолжить тему КМНС, в связи с тем, что у нас такая практика, когда у меня нет фактов, решения прокуратуры, суда или видеосъемок я ничего не говорю просто так. В связи с тем, что я являюсь членом рабочей группы по развитию законодательства КМНС в Камчатском Крае на протяжении уже двух лет, также я являюсь членом комиссии по распределению рыболовных участков в  СВТУ ФАР  России для коренных малочисленных народов и  членом Совета при губернаторе по борьбе с коррупцией. И поэтому нет таких КМНС, которые бы обвинить меня ,что я взял ту  сторону или другую – очень сложно. Так как только за этот год нами выявлено 37 нарушений природоохранного законодательства среди рыбоперерабатывающих заводов и по нашим искам 7 заводов практически прекратили свою деятельность.mylov

Также мы получаем обращения от КМНС, просматриваем их и только в этом году по трем из них выявлены нарушения законов  РФ сотрудниками полиции в отношении КМНС. Хочу отметить данная ситуация сложилась исключительно в южных районах Камчатки. На севере Камчатки этого нет, там люди действительно ведут коренной образ жизни, и они заслуживают своих льгот. Я прошу обратить внимание: право, право бесплатного доступа к федеральному ресурсу. Что происходит на Камчатке в южных районах? Ситуация сложилась так, что южные районы более инфраструктурно развиты: дорога – единственный порт, то есть можно без всяких проблем реализовать свою продукцию. У нас раньше ситуация обстояла следующим образом: север Камчатки – место традиционного проживания КМНС, потом по каким-то причинам включили и юг, включая город Петропавловск-Камчатский и Елизово. Петропавловск-Камчатский стал местом традиционного проживания представителей КМНС. Данная проблема возникла еще года три назад, мы ее поднимали, что надо менять законодательство.

Приведу конкретные примеры : В 2011 году Законодательное  собрание Камчатского Края настояло о выделении дополнительных лимитов для социально незащищенных представителей КМНС Камчатского Края в объеме 189,5 тонн. Указанную рыбу представители КМНС  выловили в полном объеме,  а раздали из этого только 30 тонн, а 159,5 тонн до сих пор найти не могут сами же представители КМНС для своих же социально не защищенных людей. Сами представители КМНС, для своих же социально незащищенных представителей. Представители КМНС сразу входят в несколько родовых общин, и проблема здесь стоит эту сферу регулирует юстиция, но у юстиции нет прав проверять достоверность предоставляемых сведений и остальных представленных документов  нет. Кроме юстиции никто не может регулировать данный вопрос – законно или не законно? Вот Валентина Тадеевна привела 2 примера, а у меня лежит еще 3 заявления лежит и мы по ним работали, где люди узнавали, что они являются членами  и учредителями родовых общин только после того как им приходили штрафы за нарушение  правил рыболовства.CIMG0245

Как пример: здесь должен был выступить Дещенко Василий Васильевич, он является, как он считает себя, председателем родовых общин ительменов и в тоже время  Дещенко Василий Васильевич еще входит в родовую общину Айны. То есть он и ительмен, и представитель родовая община Айны. Такая у нас складывается ситуация? Это связано с тем, что  не урегулированы законодательно следующие вопросы: 1. Кто должен входить в общину? 2. Какими конкретно  объемами они должны наделяться? 3. Что представляет из себя  само понятие традиционный образ жизни? Это нигде не конкретно не  сформулировано. Надо определиться, где конкретно   ведется  традиционный коренной образ жизни и какими федеральными ресурсами надо их наделять. Потому что у нас получилось так, что  сейчас 80% ОДУ краба по заявкам ушло представителям КМНС, а это налоги в бюджет РФ . Также попрошу обратить внимание на один вопрос: чтобы представители КМНС платили налог наравне со всеми:

  • В пенсионный фонд,
  • налог в бюджет РФ,
  • налог с продаж продукции

CIMG0251

Но получается, что кроме родовых общин получают объемы ВБР еще и физические лица КМНС.  но эти объемы проданной продукции  попросту уходят от налогового обложения РФ. Я привел только малую часть тех примеров ,если кому надо можем приготовить развернутую справку с видео и фото материалами и решениями многочисленных судов и я хочу закончить свое выступление опять словами Президента Путина В.В. « Россия многонациональная страна, но мы единый народ» хотят КМНС заниматься рыбным бизнесом тогда должны быть и одинаковые условия для всех предпринимателей кто этим бизнесом занимается и платить законные налоги и отчисления . Считаю, что для представителей КМНС на Севере Камчатского края указанное право для первоочередного доступа к ВБР необходимо ,но только для тех кто ведет истинный традиционный образ жизни ,а не для ведения  браконьерства и бизнеса под прикрытием КМНС

Мылов С.А

Проблемы законодательного регулирования традиционного рыболовства и пути их решения (проект)

Одним из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных: ресурсов является обеспечение коренным малочисленным народам упрощенного доступа к пользованию водными биоресурсами.

При этом законодательством не предусмотрены ограничения объемов водных биоресурсов заявляемых представителями коренных малочисленных народов и их общинами для осуществления традиционного рыболовства. В этой связи уполномоченными органами государственной власти в полном объеме удовлетворяются поданные в установленные сроки и в соответствии с существующей формой заявки на предоставление водных биологических ресурсов.

Вместе с тем, после принятия норм, обеспечивающих приоритетный доступ малочисленных народов к биологическим ресурсам, стало происходить массовое создание и регистрация общин КМНС -2 территориях приморских субъектов Российской Федерации с разрешенным видом экономической деятельности: оптовая продажа рыбной продукции. В некоторых случаях инициаторами создания указанных общин являются лица, не имеющие отношения к КМНС, но желающие получить квоты добычи (вылова) ВБР, причем любого вида, в любом количестве и в любой подзоне дальневосточного бассейна. Число общин только в Камчатском крае за три года выросло с 40 до 400, то есть в десять раз.

Количество подаваемых представителями малочисленных народов и причисляющих себя к их числу лицами заявок на водные биоресурсы стремительно возрастает. На 2011 год общины подали 303т на 2013 год — 485заявок. На 2014 год только на Камчатке было подано 384 заявки от 158 родовых общин (в 2012 году было 228 заявок). Физические лица из числа КМНС подавали на 2011 год 26080 заявок, на 2012 год-45224 заявок, на 2013 год-52617 заявок.

В связи с этим в последние 3-4 года объем водных биоресурсов, заявляемых на осуществление традиционного рыболовства, значительно превышает ранее выделявшийся для указанных целей, Особенно ярко это проявляется в Камчатском крае. Если на 2013 год заявки там были поданы на 79,5 тысяч тонн, то на 2014 год — на 202184 тонн всех видов водных биоресурсов, в том числе 40950,873 тонн лососей, а также 3154 морских млекопитающих. Основная часть заявленного объема ВБР приходится на общины коренных народов. Количество заявок общин КМНС по объемам, указанным в них. составляет:

—  сверх 10 тыс. тонн — 4 заявки;

—  до 10 тыс. тонн — 19 заявок;

—  до 1 тыс. тонн — 201 заявка;

—  до 100 тонн — 120 заявок;

—  до 20 тонн — 38 заявок;

—  до 1 тонны — 2 заявки.

В среднем — 1,3 тысячи тонн на 1 общину. Максимальный объем, заявленный одной общиной, составляет 75530 тонн ВБР.

С учетом первоочередности определения квот на добычу (вылов) водных биоресурсов для нужд коренных малочисленных народов, объемы заявляемых на осуществление традиционного рыболовства квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, особенно высоколиквидных и дорогостоящих (лососевые виды рыб, крабы и палтусы), превышают в отдельных случаях прогнозируемый отраслевыми научно-исследовательскими институтами общий допустимый улов на предстоящий промысловый год, в то время, как традиционно добываемые ранее коренными малочисленными народами виды водных биологических ресурсов (в том числе морские млекопитающие), порой не осваиваются вовсе.

Таким образом, из оборота рыбохозяйственного комплекса Камчатского края выводятся весьма значительные объемы основных объектов прибрежного промысла, в том числе ранее не выделявшихся ли целей традиционного рыболовства. В текущем, 2013 году, это уже привело к существенному ограничению, а по палтусам Петропавловско-Командорской подзоны — полному прекращению иных видов рыболовства, в том числе рыболовства в научно-исследовательских целях.

Аналогичная ситуация складывается и в Республике Бурятия, где заявляемые объемы добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления традиционного рыболовства ежегодно приобретают все больший размер. Так, в 2010 году заявленные объемы водных биоресурсов составили 208 тонн, в

2012   году — 687 тонн, а в 2013 году — 812 тонн и данные заявки в основном ориентированы на добычу (вылов) ценных видов рыб.

Более того, большую часть видов ВБР, заявляемых представителями КМНС к освоению, орудиями лова, разрешенными для традиционного промысла правилами рыболовства, добыть (выловить) невозможно. В этой связи представители КМНС начали требовать расширить перечень разрешенных к применению коренными народами орудий лова, и разрешить им использовать донные невода-снюрреводы, кошельковые невода, ярусные орудия лова, мотивируя это тем, что общины коренных народов находятся в заведомо худших условиях ведения промысла, чем промышленные предприятия.

В результате сложившейся ситуации резко снижаются объемы водных биологических ресурсов, выделяемые для осуществления других видов рыболовства, что самым негативным образом сказывается на социально-экономическом развитии регионов и приводит к значительному снижению поступления налогов в бюджеты всех уровней в связи с сокращением объемов добычи (вылова) водных биоресурсов и их переработки, а также обострению межнациональных отношений. Происходящее дискредитирует подход государственной власти к поддержке традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности. Кроме того, вызывает опасение, что теневой бизнес создаст существенные трудности самим представителям КМНС для реализации своих прав.

Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда, рассмотрев 19 сентября 2013 года дело по отказу представителям КМНС в предоставлении в пользование водных биоресурсов в количестве, указанном в поданных ими заявлениях и понуждении Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства устранить допущенные нарушения прав и законных

интересов заявителей из числа КМНС, установила, что содержащееся в п.6.ст.16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» указание об определении объема добычи (вылова) водных биоресурсов по заявлению лица, не свидетельствует о том, что водные биоресурсы должны быть представлены пользователю именно в тех объемах, которые были указаны в его заявке.

Иное толкование данной нормы указанного Федерального закона противоречит принципам, закрепленным в этом же Федеральном законе, и предполагает безусловную обязанность территориального управления Росрыболовства предоставить пользователю водные биоресурсы именно в том объеме, который указан в его заявке, без учета принципов сохранения водных биоресурсов и их рационального использования, определения объема добычи водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, а также без учета каких-либо критериев вообще, в том числе, разумности и справедливости.

Таким образом, вопрос совершенствования законодательства в области традиционного рыболовства является актуальным, своевременным и требует безотлагательного решения.

Работа в этом направлении уже ведется. Росрыболовством подготовлен и в октябре текущего года направлен в Минсельхоз России проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства».

Принятие законопроекта, с одной стороны, позволит лицам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, в полной мере реализовать права на приоритетный доступ к водным биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для удовлетворения личных, семейных, домашних нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

С другой стороны, вносимые законопроектом изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства позволят ограничить объем водных биологических ресурсов, так как выделяться он будет только категории граждан, включенных в реестр лиц, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, осуществляющих традиционное рыболовство для удовлетворения личных, семейных, домашних нужд в соответствии с установленными лимитами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, определяемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, на основании принятия решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование.

Также подготовлены и направлены в указанное министерство, предложения по внесению изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 768 и от 1 октября 2008 г. № 765 в части передачи части полномочий по регулированию традиционного рыболовства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ряд предложений, направленных на упорядочение регулирования данного вида рыболовства, учтены в подготовленном Росрыболовством совместно с Минсельхозом России Порядке деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утвержденном приказом Минсельхоза России от 8 апреля 2013 г. № 170 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2013 г., регистрационный № 28842).

Также приказом Минсельхоза России от 16 сентября 2013 г. № 347 «О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявок на предоставление водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 19 сентября

2013      г., регистрационный № 29980) утверждены разработанные совместно с Росрыболовством изменения в приказ Минсельхоза России от 28 декабря 2012 г. № 660, в соответствии с которыми в число заявителей, подающих заявки на предоставление анадромных видов рыб, в пользование в целях осуществления традиционного рыболовства включены также физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам.

Принимая во внимание оптимальный баланс между потребностями коренных малочисленных народов и существующими природными и социальными реалиями, а также историческими основами и традициями, полагаем необходимым для защиты интересов представителей малочисленных народов, сохраняющих свой уникальный образ жизни и традиции, произвести следующие изменения в нормативные правовые акты федерального и регионального уровней:

—    внести изменения в законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, предусмотрев определенные ограничения (лимиты) на вылов водных биоресурсов для указанных целей;

—    уточнить понятийный аппарата Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части понятия (традиционный образ жизни» и дополнения понятием «традиционная хозяйственная деятельность»;

—   внести изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р в части изложения пункта 6 Перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в следующей редакции: «6. Рыболовство (морской и зверобойный промысел) и использование уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции для собственных нужд.»;

—     дополнить приказа Минсельхоза России от 28 декабря 2012 г. № 660 положением, предусматривающим учет рекомендаций отраслевых научных институтов при приятии решения о предоставлении объемов добычи (вылова) водных биоресурсов в пользование по заявкам лиц из числа коренных малочисленных народов для осуществления традиционного рыболовства;

—       внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность коренных малочисленных народов по осуществлению традиционного рыболовства, которые определяли бы применение только традиционных орудий лова и необходимость строгой отчетности по осуществлению указанного вида рыболовства;

—    наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по формированию и ведению реестра физических лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов.

 

Проект

вносится Правительством Российской Федерации

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5270; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 52 ст. 5498; 2007, № 1, ст. 23; № 17, ст. 1933; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748; 2011, № 1, ст. 32) следующие изменения:

1)     статью 1 дополнить пунктом 10.2 следующего содержания:

«10.2) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — традиционное рыболовство)

— деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, осуществляемая лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — коренные малочисленные народы) и лицами, к ним не относящимися, но постоянно проживающими в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, осуществляющими виды традиционной хозяйственной деятельности и ведущими традиционный образ жизни этих народов, для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;»;

2) в пункте 6 части 1 статьи 2 слова «Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» исключить;

3)  пункт 7 части 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«7) традиционное рыболовство.»;

4)   в части 2 статьи 18 исключить слова «рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,»;

5)  статью 25 изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Традиционное рыболовство

  1. Традиционное рыболовство осуществляется в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов свободно, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, бесплатно, без ограничений по объему добычи (вылова) водных биоресурсов и без предоставления рыбопромыслового участка лицами из числа коренных малочисленных народов и лицами, не относящимися к ним, но постоянно проживающими в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, осуществляющими виды традиционной хозяйственной деятельности и ведущими традиционный образ жизни этих народов.

Указанные лица имеют приоритетное право на добычу (вылов) водных биоресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, с применением традиционных методов добычи (вылова) водных биоресурсов, если такие методы прямо или косвенно не ведут к снижению биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое воспроизводство водных биоресурсов, не нарушают среду их обитания и не представляют опасности для человека. Перечни традиционных методов добычи (вылова) водных биоресурсов, применяемых лицами из числа коренных малочисленных народов на конкретной территории, включенной в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, устанавливаются правилами рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

  1. Порядок осуществления традиционного рыболовства устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, могут осуществлять традиционное рыболовство на рыбопромысловых участках, предоставленных индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам на основании заключенных договоров о предоставлении рыбопромыслового участка в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, с обязательным уведомлением этих лиц в письменной форме не менее чем за десять дней до начала осуществления традиционного рыболовства и одновременным направлением информации о таком уведомлении в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства (его территориальный орган).»;

6)   пункт 4 части 1 статьи 26 дополнить словосочетанием «, включая традиционные методы добычи (вылова) водных биоресурсов, применяемые лицами из числа коренных малочисленных народов»;

7)  пункт 7 части 1 статьи 30 исключить;

8)  часть 6 статьи 31 исключить;

9)  пункт 4 части 1 статьи 33.2 исключить;

10) часть 3 статьи 33.3 после слов «такого договора» дополнить словами: «если иное не установлено законодательством Российской Федерации»;

Статья 2

1)  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2)  Общины и иные объединения коренных малочисленных народов, осуществлявшие рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на предоставленных для этой цели рыбопромысловых участках до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на указанные рыбопромысловые участки до окончания срока действия соответствующих договоров о предоставлении таких участков.

Президент

Российской Федерации

                                                                                                В.Путин

 

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства»

1. Общие характеристики.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства» (далее — законопроект) разработан в соответствии с решением (протокол от 1 июля 2013 г. № 81) межведомственного совещания с представителями Минсельхоза России, Минрегиона России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в части совершенствования механизма предоставления в пользование водных биоресурсов физическим лицам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов для удовлетворения личных, семейных, домашних нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — Концепция), целью которой

является создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Для достижения данной цели Концепции намечено решение ряда задач, в том числе сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, что предусматривает обеспечение приоритетного доступа лицам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, к водным биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Одним из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Необходимость принятия законопроекта обусловлена, прежде всего тем, что, согласно проведенному анализу, отношения в сфере рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — традиционное рыболовство) не в полной мере урегулированы.

Лица из числа коренных малочисленных народов сталкиваются с проблемой доступа к водным биологическим ресурсам, отнесенным к объектам рыболовства и необходимым для обеспечения их жизнедеятельности.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование» установлен заявительный принцип предоставления водных биоресурсов в пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, в части требования о ежегодном предоставлении до 1 сентября текущего года заявок на предоставление водных биоресурсов в пользование для обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на следующий год, что является препятствием для реализации прав коренных малочисленных народов на осуществление традиционного рыболовства. В тоже время необходимо отметить, что в соответствии с законодательством в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления традиционного рыболовства определяются в первоочередном порядке, а объемы добычи (вылова) водных биоресурсов для других видов рыболовства определяются по остаточному принципу.

С учетом указанной первоочередности, отсутствия ограничений по объемам водных биоресурсов, представляемых в пользование для осуществления традиционного рыболовства коренным малочисленным народам и их общинам, сложилась негативная практика заявлять необоснованно большие объемы, в том числе ценных видов водных биологических ресурсов, за счет снижения объемов водных биоресурсов для осуществления других социально значимых видов рыболовства, что приводит к нарушению существующего в приморских регионах баланса других видов рыболовства, обеспечивающих занятость населения регионов, поступление налогов в бюджеты всех уровней, отрицательным образом сказывается на показателях, характеризующих социально-экономическое развитие приморских регионов в части индекса промышленного производства, объема инвестиций и товарооборота и приводит к обострению негативных межнациональных настроений.

После принятия норм, обеспечивающих приоритетный доступ малочисленных народов к биологическим ресурсам, количество подаваемых представителями малочисленных народов и причисляющих себя к их числу лицами заявок на водные биоресурсы многократно возросло, число общин только в Камчатском крае за последние годы увеличилось в десятки раз.

Объемы заявляемых квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на осуществление традиционного рыболовства значительно превышают ранее выделявшиеся для указанных целей. В результате в ряде приморских субъектов Российской Федерации объемы заявленных водных биологических ресурсов для осуществления традиционного рыболовства превышают рекомендованные отраслевыми научно-исследовательскими институтами объемы общих допустимых и рекомендованных уловов.

Также, в Росрыболовство поступают обращения от пользователей, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов в режиме промышленного и прибрежного рыболовства, о поступающих к ним предложений от общин коренных малочисленных народов на покупку либо освоение объемов водных биоресурсов, предоставленных общинам для осуществления традиционного рыболовства и ведения традиционного образа жизни.

Данные факты говорят и том, что общины коренных малочисленных народов, получившие необоснованно большие объёмы водных биологических ресурсов (в разы, превосходящие их потребности в сохранении традиционного образа жизни) фактически превратились в монопольных владельцев особо востребованных водных биоресурсов и основным видом дохода которых является получение ренты за переуступку права пользования этими ресурсами.

В этой связи, слабым местом порядка принятия решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование является отсутствие каких-либо ограничений по объемам водных биоресурсов при декларируемом законодательством приоритете предоставления водных биоресурсов. На сегодняшний день это создало ситуацию, ведущую к монополизации промысла особо востребованных ресурсов данным видом рыболовства, дестабилизации работы рыбохозяйственного комплекса и обострению негативных межнациональных настроений.

Так, в 2013 году Росрыболовство уже было вынуждено предоставить для осуществления традиционного рыболовства в Камчатском крае более 21,5 тысяч тонн морских биоресурсов, выведя, таким образом, из оборота рыбохозяйственного комплекса Камчатского края весьма значительные лимиты основных объектов прибрежного промысла — 68% камбал и 100% палтусов Петропавловско- Командорской промысловой подзоны, 48% наваги и 76% палтусов Камчатско-Курильской подзоны. Это привело к существенному ограничению, а по палтусам Петропавловско-Командорской подзоны

—       полному прекращению иных видов рыболовства, в том числе рыболовства в научно- исследовательских целях.

Аналогичная ситуация складывается в Республике Бурятия, где заявляемые объемы добычи вылова) водных биоресурсов для осуществления традиционного рыболовства ежегодно приобретают все больший размер. Так, в 2010 году заявленные объемы водных биоресурсов составили 208 тонн, в 2012 году — 687 тонн, а в 2013 году — 812 тонн и данные заявки в основном ориентированы на добычу (вылов) ценных видов рыб.

3. Оценка эффективности предлагаемых решений.

Принятие законопроекта позволит лицам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов в полной мере реализовать права на приоритетный доступ к водным биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для удовлетворения личных, семейных, домашних нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Вносимые законопроектом изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства позволят указанной категории граждан, включенных в реестр лиц, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов осуществлять традиционное рыболовство без предоставления рыбопромыслового участка, без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов для удовлетворения личных, семейных, домашних нужд в соответствии с установленными лимитами на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, определяемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами-исполнительной власти в области рыболовства, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, на основании принятия решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование.

4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.

Реализация предлагаемых законопроектом решений наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по формированию и утверждению реестра лиц, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, не потребует дополнительных ассигнований и не приведет к сокращению доходной части соответствующих бюджетов.

Осуществление государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочий, предусмотренных указанным документом, не предполагает дополнительных затрат или увеличения численности служащих данных органов.

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5270; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 52 ст. 5498; 2007, № 1, ст. 23; № 17, ст. 1933; № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748; 2011, № 1, ст. 32, № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728; №48, ст. 6732; № 50, ст. 7343; ст. № 50, ст. 7351; 2013, № 27, ст.3440) следующие изменения:

1)     статью 1 дополнить пунктом 10.2 следующего содержания:

«10.2) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — традиционное рыболовство)

—     деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, осуществляемая физическим лицом, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов для удовлетворения личных нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов»;

2)   в пункте 6 части 1 статьи 2 слова «Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» исключить;

3)  пункт 7 части 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«7) традиционное рыболовство.»;

4)  в статье 18:

в части 2 исключить слова «рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,»;

дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Рыбопромысловый участок не формируется на акватории водного объекта или ее части в границах рыбопромысловых участков, ранее предоставленных для рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.»;

Часть 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации публикует информацию об акватории водных объектов или ее части в границах рыбопромысловых участков ранее предоставленных для рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.».

5)  статью 25 изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Традиционное рыболовство

  1. Традиционное рыболовство осуществляется физическим лицом, включенным в реестр лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания соответствующего субъекта Российской Федерации, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов.

Ведение реестра осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Основания для включения в реестр лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения реестра лиц, постоянно проживающих в местах традиционного проживания соответствующего субъекта Российской Федерации, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Традиционное рыболовство осуществляется лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, без предоставления рыбопромыслового участка и без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в соответствии с установленными лимитами на добычу (вылов) водных биоресурсов из расчета на одного человека по видам водных биоресурсов, определяемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.

3. Решение о предоставлении водных биоресурсов в пользование лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, принимается на основании части 2 статьи 33.2 настоящего Федерального закона.

4. Традиционное рыболовство осуществляется лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, самостоятельно или в составе общины малочисленных народов, в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В случае осуществления традиционного рыболовства в составе общины общий объем добычи (вылова) водных биоресурсов в календарном году не должен превышать суммарного объема годовых лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов, установленных лицам, входящим в состав данной общины, и по которым принято решение в соответствии с частью 2 статьи 33.2.

Порядок определения лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов для осуществления традиционного рыболовства устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Добыча (вылов) анадромных видов рыб при осуществлении традиционного рыболовства регулируется в соответствии со статьей 29.1 настоящего Федерального закона.».

5)  статью 29.1 дополнить новой частью 6.1 следующего содержания:

«6.1 Добыча (вылов) анадромных видов рыб осуществляется лицами, указанными в части

1  статьи 25 настоящего Федерального закона, на основании решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование, предусмотренного статьей 33.2 настоящего Федерального закона, с соблюдением определенных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб сроков, мест и условий добычи (вылова)».

6)  пункт 7 части 1 статьи 30 изложить в новой редакции:

«квоты (добычи) вылова водных биоресурсов для осуществления традиционного рыболовства»;

7)  часть 6 статьи 31 изложить в новой редакции:

«Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления традиционного рыболовства распределяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

8)  пункт 4 части 1 статьи 33.2 изложить в новой редакции:

«традиционного рыболовства»;

9)  дополнить статьей 58 следующего содержания:

«Статья 58. О сроке действия договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления традиционного рыболовства.

Договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления традиционного рыболовства действует до окончания срока предоставления рыбопромыслового участка, при этом общий объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов в календарном году не должен превышать суммарного объема годовых лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов, установленных лицам, входящим в состав данной общины, а также объема лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов индивидуального предпринимателя, по которым принято решение в соответствии с частью 2 статьи 33.2.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» следующие изменения:

в абзаце десятом статьи 6 слова «рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» заменить словами «традиционного рыболовства».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2014 года.

 

Президент Российской Федерации

В.Путин

Один комментарий к “Круглый стол Совета Федерации

  1. Сергей Александрович намекает на то что нечего делать коренным на юге Камчатке пусть Валят к себе на север спиваются мрут как мухи от туберкулеза убивают друг друга но от юга где хоть какое то человеческое развитие держутся подальше нечего делать на большой земле где промышлиники вылавливают тысячи тон !!!! Мое мнение что Броневич не достойно занимает место в правительстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *