МВД и прокуратура не сошлись в методах ловли коррупционеров

Госслужащих среди взяточников в 2014 году оказалась менее половины

Глава столичной полиции Анатолий Якунин сообщил сегодня депутатам Мосгордумы о том, что в 2014 году оперативники выявили почти на 40% больше взяточников, чем в позапрошлом году. Средняя сумма взятки составила 327 тыс. рублей. Столичная прокуратура видит ситуацию несколько иначе: в погоне за служебной статистикой оперативники по-прежнему предпочитают охотиться за гражданами, дающими мелкие «бытовые» взятки гаишникам и врачам, а не за крупными чиновниками-коррупционерами. Доля последних среди привлеченных к уголовной ответственности в 2014 году не достигла даже 50%.

Начальник ГУ МВД по Москве Анатолий Якунин отчитывался перед столичными парламентариями о работе полицейских в 2014 году. Помимо прочего, генерал сообщил, что в прошлом году на было выявлено на 37% больше людей по фактам получения взятки. Как выяснялось, Москва оказалась рекордсменом по среднему размеру взятки — 327 тыс. рублей. По России это значение составляет 139 тыс.

В качестве примера Якунин рассказал о задержании замначальника отдела госэкспертизы Росприроднадзора Вячеслава Спицина за взятку в 1 млн рублей, начальника Дорогомиловского отдела судебных приставов Антона Жмурко, замглавы отдела УФМС в Юго-Восточном округе Москвы Петра Бойчука. По версии следствия, последний в составе группы получил за крышевание нелегальных мигрантов взятки на 10 млн рублей. Среди успешных операций Якунин назвал задержание руководства управ столичных районов Сокол, Марфино, Академический, Северное Бутово и поселения Первомайское.

Между тем две недели назад итоги надзорной деятельности за 2014 год подводила прокуратура Москвы, и тогда ситуация в сфере борьбы с коррупционерами в городе выглядела не столь радужной. Прокуроры отмечали, что столичные силовики, и в первую очередь полицейские, во главу угла ставят служебную статистику, потому подменяют борьбу с коррупцией «различной мелочовкой».

— В Москве распространена порочная практика, когда статистика по борьбе с коррупцией формируется на основании многоэпизодных дел. Например, когда оперативники сидят в засаде, ждут, когда один гаишник возьмет взятки у 5–6 водителей, после чего ловят его и возбуждают сразу несколько одинаковых уголовных дел по ст. 290 УК («Получение взятки»), — рассказал «Известиям» источник в прокуратуре Москвы.

Дело дошло до того, что в Мосгорпрокуратуре было создано специальное Управление правовой статистики, которое теперь борется с дутой статистикой всех столичных силовиков. За 2014 год прокуроры нашли более 50 тыс. нарушений при формировании правовой статистики у столичных силовиков. Причем у полицейских при учете преступлений было обнаружено 49 тыс. нарушений, в том числе и пресловутая многоэпизодность.

После вмешательства прокуратуры количество зарегистрированных коррупционных преступлений в Москве снизилось с более чем 2 тыс. в 2013 году до 1,2 тыс. в 2014-м, однако самих фигурантов уголовных дел стало больше примерно на 10%.

Главная проблема заключается не в статистике, а в том, что столичные силовики до сих пор предпочитают охотиться за рядовыми гражданами или мелкими предпринимателями, дающими «бытовые» взятки гаишникам, врачам или проверяющим. Против них возбуждается уголовное дело по ст. 291 УК («Дача взятки должностному лицу»). По данным Мосгорпрокуратуры, доля задержанных и привлеченных к уголовной ответственности госслужащих именно за получение взятки в 2014 году в столице оценивалась всего в 46%. Все остальное — это те, кто им приносил взятки.

— Полицейские обычно делают статистику лишь на мелких взяткодателях, — объяснил «Известиям» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Например, гаишники устраивают на дорогах провокации и ловят водителей на взятках. 

Это связано с тем, что разработка крупных коррупционеров требуют много времени, сил и технических ресурсов. Расследовать такие дела, довести их до суда и приговора — трудно.

Расследование же уголовных дел о взяткодателях занимает всего несколько дней, после чего они передаются в суд. Как показывает практика, по большинству уголовных дел выносятся обвинительные приговоры, но сами преступники обычно отделываются легким испугом — получают штраф или условный срок. Обычная история — когда любой районный суд Москвы может рассмотреть за год несколько десятков уголовных дел о попытке дачи взятки и ни одного о получении. Почти во всех подобных делах фигурируют взятки от 500 рублей до 5 тыс. рублей.

Согласно официальной статистике Мосгорсуда, за 9 месяцев 2014 года столичные суды рассмотрели 93 уголовных дела по ст. 290 УК и 306 — по ст. 291 УК. Таким образом, на скамье подсудимых оказалось в три раза больше людей, которые давали мелкие взятки, чем тех, кто их брал. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *