2 декабря 2024 года состоялось событие, которое, на мой взгляд, можно считать самым значимым для Камчатки за уходящий год. Оно не касается рекордных уловов или проведения очередного экологического саммита, но окажет влияние на рыбохозяйственную отрасль края в недалеком будущем.
Обо всем по порядку. Состоялось заседание комиссии по формированию двух рыбоводных участков по обращению северо-восточного филиала Главрыбвода.
Ещё на этапе сбора мнений, организованном министерством рыбного хозяйства, многие из числа моих знакомых, не видели смысла в высказывании своего отношения и полагали, что все как всегда заранее решено и дёргаться нет смысла.
Но что-то пошло не так!
И это сразу стало понятно с начала выступления ключевого игрока, чье мнение обычно становится решающим – камчатский филиал ФГБНУ «ВНИРО». Его руководитель Шпигальская Нина Юрьевна высказала свои соображения, с точки зрения биологической обоснованности. Участок находится в нижнем течении реки Большая в 18-20 км от устья. Выпуск будет также осуществляться там же. Поскольку там нет нерестовых площадей то, по мнению ученых, не целесообразно формировать участки в нижнем течении рек.
Поскольку молодь выпускаемых лососей будет не в состоянии адаптироваться к новым условиям и будет не готова к скату, то данное мероприятие неизбежно приведет к повышенной смертности молоди, что, по сути, сведет все усилия рыборазведения к нулю. Это связано с биологией лососей, которым необходим период адаптации к солоноватым водам после пресной. Другим аргументом против, который высказала Нина Юрьевна, заключался в неизбежности облова естественной (дикой) части популяции лососей при последующем промысловом изъятии. В настоящее время по сведениям, получаемым наукой с бассейна реки Большая, основная часть популяции лососей составляют нативные стада естественного происхождения.
В настоящее время в реке Большая учеными фиксируется от 2 до 8 % нерки заводского происхождения, по кете это значение колеблется от 1 до 7%, по чавыче от 3 до 18%. По мнению науки, формирование новых рыбоводных участков между существующими (сформированными) промысловыми, неизбежно приведет к облову именно естественной популяции, а не заводского происхождения. Кроме того, основное промысловое значение на реке Большая придается горбуше как наиболее массовому виду и в годы её высокой численности она неизбежно будет попадаться в сетные орудия лова, используемые Главрыбводом. И хотя, в соответствии с Правилами рыболовства, она должна будет отпущена в естественную среду обитания все понимают, что рыба 100% погибнет. По сути к существующим 21 РПУ в бассейне река Большая добавится ещё один полноценный промысловый участок с особыми условиями. Подводя итог своему выступлению, Нина Юрьевна сочла формирование двух рыбоводных участков не целесообразным.
Следующим, кто высказал свое мнение от имени ассоциации добытчиков лососей Камчатки был её председатель Владимир Михайлович Галицын, который задал инициаторам проекта вопрос о причинах выбора именно указанной акватории или точнее сказать, участка, расположенного на удалении более чем в 100 км от ближайшего рыборазводного завода, где гораздо удобнее отделять из улова «свою» т.е. заводского происхождения рыбу. Ещё один вопрос, который был задан В.М. Галицыным, касался осуществления на заводах Главрыбвода отолитного мечения молоди для последующего определения процента возврата рыбы заводского происхождения? Представитель Главрыбвода не смог ответить на этот вопрос и традиционно обратился к представителям науки. И процент кеты заводского происхождения рухнул практически на глазах с 1 до 7% (по версии Н.Ю. Шпигальской) до 2-3% (по версии А.В. Бугаева). Не смог Цыбуленко М.Л. ответить и на вопрос о способах сортировки в уловах в периоды преобладания в них горбуши. Как мы уже писали выше, заниматься сортировкой уловов в период путины попросту будет некому. А кроме всего прочего, по заверениям В.М. Галицына «когда рыба только заходит с моря она вся серебристая и даже человеку с ихтиологическим образованием не просто отличить нерку от симы. Тем более, когда вся она еще находится в неводе».
Между тем промысловая статистика, собранная за последние годы на близлежащих участках в реке Большая, отражает долю в уловах каждого вида. Так, например, чтобы выловить около 40 тонн нерки и 70 тонн кеты придется выловить от 800 до 900 тонн горбуши. И не трудно предположить, что при потребности филиала Главрыбвода в вылове 100 тонн нерки, её работникам придется отсортировать и выпустить (читай выбросить) от 2000 до 2250 тонн горбуши, что, согласитесь, неприемлемо.
Последним доводом со стороны председателя ассоциации добытчиков лососей Камчатки Галицына В.М было то, что за последние несколько лет члены комиссии отказали «уважаемым людям» в числе которых были и аборигены, любители, промышленники в формировании участков из-за того, что река перегружена. Почему для Главрыбвода нужно делать исключение не понятно. Тем более, что на вопрос о целях выпуска молоди заводами Главрыбвода малька «для воспроизводства или для получения прибыли» директором северо-восточного филиала Главрыбвода был выбран вариант «для прибыли».
Почему я делаю акцент на этом ответе? Именно потому, чтобы некоторые фанатики Главрыбвода, тесно связанные с ним трудовыми отношениями, не кричали на всех углах про заботу о восстановлении запасов. Основная цель – получение прибыли! А каким образом, выпуском малька или, например, продажей оплодотворенной икры за пределы края, не важно. Напомним, что выделение подобных участков для промышленников обошлось бы им порядка 700 млн. рублей, а Главрыбвод просит эти участки безвозмездно.
Схожую позицию высказал и и.о. главы Усть-Большерецкого района Квитко Б.Б., который в формировании этих участков не увидел ничего полезного ни для реки, ни для района.
Представителем министерства была также доведена до сведения собравшихся информация о направленной позиции к рассмотрению данного вопроса ассоциаций «Река Большая» и любительского рыболовства «Камчатский лосось». Итогом заседания стало голосование, на котором абсолютно все (кроме заявителей) проголосовали за отклонение заявки.
Собственно говоря, у меня и слов нет, чтобы описать восторг от состоявшегося, наконец, единения в области рационального использования ресурсов и принятия решений между представителями власти, науки, промышленниками, общественности. Молодцы! Даже представителю вечной оппозиции С.А.Мылову не было чего возразить.
Вызывает обоснованные опасения судьба некоторых чиновников, чья деятельность и благополучие зависит от руководства Росрыболовства, которое также курирует и деятельность Главрыбвода и чьи интересы в данный момент вошли в противоречие. Будем пристально наблюдать за их судьбой.
Ну а в целом, огромное спасибо всем, кто прислушался к голосу разума и принял верное решение. И членам комиссии, и сторонним организациям, и министерству рыбного хозяйства за проделанную работу!
Личное мнение и оценочное суждение журналиста, основанное на имеющейся информации и документах изложил. Петрович