ВЕНЕЦ ТВОРЕНЬЯ ПОКОСИЛСЯ

Человеку, возомнившему себя венцом творенья, указали на его место. И сделали это до неприличия бескровно и обидно. От собственного бессилия готовы плакать здоровые мужики, называющие себя рыбаками. И помочь им не в состоянии ни всякого рода министерства, ни комиссии. Лавры победителя не могут себе приписать ни военные ни экологи. Имя победителю – пестрый тюлень или ларга.

Теперь уже толком и не разобраться, кто у кого позаимствовал принцип «мягкой силы», Китай у ларги или наоборот, но трудно не согласиться с его эффективностью. Естественно, что симпатичное животное с широко раскрытыми на мир глазами не проникало на территорию проживания человека и не образовывало ларга-тауны. Просто ларга стала никому не интересной.

Как утверждают ученые широкомасштабный промышленный вылов морских млекопитающих в целом и ларги в частности прекращен по ряду причин — политического и экономического характера. Не стану спорить. Знаю лишь, что меховая промышленность не заинтересована в шкурах ларги.

Никто (в отличие от СССР) шапки из шкуры ларги не шьёт. Охотничьи лыжи шкурой нерпы давно никто не подбивает из-за наличия в свободном доступе синтетических аналогов. В пищу мясо нерпы и её жир употребляют лишь очень малая часть представителей КМНС. Да и то, стоит посмотреть, кто преобладает по численности.
И живёт ларга, интенсивно размножается и особо не претендует на положительные решения комиссии по анадромным видам о выделении ларге объемов того же лосося. С другой стороны на лосося претендуют рыбопромышленники, получившие в пользование рыболовные участки для добычи тихоокеанских лососей и представители коренных народов севера, претендующие на право первоочередного наделения объемами водных биологических ресурсов. И пока промышленники с коренными народами борются за право первоочередного освоения ресурсов, слегка перефразировав можно сказать , что ларга слушает, да ест.
Ест, причем не мало. По оценкам специалистов (Е.И. Соболевский Морские млекопитающие Охотского моря, их распределение, численность и роль как потребителей других животных// Биол. Моря. 1983. №5. С. 13-20) ежегодное потребление биоресурсов ларгой в Охотском море оценивается в 205 тысяч тон! Из которых пять тысяч тонн (5000 тонн) приходится на ценные виды лососей. Для примера, ежегодный объем тихоокеанских лососей, выделяемый для представителей коренных малочисленных народов севера Камчатки составляет порядка 7000 тонн ежегодно. В 2023 году этот суммарный объем лососей, выделенный для физических лиц и общин КМНС Камчатского края составил 6010 тонн. Но это цифры по обоим побережьям. В Охотском море коренным народам в текущем году выделено 2832 тонны лососей.

И хотя прогнозируемый в 2023 году объем добычи (вылова) тихоокеанских лососей на западном побережье Камчатки для нужд промышленности, традиционного и любительского рыболовства составил без малого 210 тысяч тонн, решением комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб в Камчатском крае для промышленного рыболовства было выделено 155816 тонн тихоокеанских лососей. Огласитесь, цифры несравнимые. Суммарное потребление ларги и коренного населения Камчатки составляет лишь 5% от объемов, выделяемых для промышленного рыболовства. То есть о конкуренции речи не идёт. Воздействие ларги на рыбопромышленников скорее носит скорее беспокоящий характер. Тем не менее, рыбопромышленники считают, что ларга наносит непоправимый ущерб их деятельности.  Отодвинем ненадолго интересы коренных народов, а про рыболовов-любителей забудем. Сосредоточимся на основных потребителях, осуществляющих традиционную (с их точки зрения) деятельность – ларга кормится, промышленники тоже. 

Ученые в свою очередь считают конфликт интересов ларги и рыбопромышленников экологической проблемой и уже с 70-х годов прошлого века пытаются найти пути её решения. Проблему ученые видят в возникновении конкуренции между рыболовными компаниями, ведущими промысел ставными неводами тихоокеанских лососей и ларгами. Всё настолько серьёзно, что и тех и других называют сторонами конфликта, который приводит к негативным последствиям в виде утраты устойчивости экосистемы из-за высокой и неконтролируемой смертности лососей и нерп. Что-то в глубине души мне подсказывает, что лососям, чья судьба после нереста предрешена, нет особой разницы, в чьем желудке она окажется. А вот нерпа (она же ларга) искренне не понимает, за что её многие десятилетия нещадно отстреливают в разгар банкета (хода лососей). Ученые между тем видят проблему в том, что в результате отстрела ларги, такой ценный ресурс как мясо, шкуры и жир никем не используется. Оценить масштаб трагедии ученые не в состоянии, поскольку за последние десятилетия полной и качественной оценки численности популяции ларги (и не только её, но и всех ластоногих) не проводилось.

Вернёмся, однако, к причинам раздора между ларгой и промышленниками. Принимая во внимание приведенные выше цифры потребления лососей ларгой, говорить о конкуренции не приходится, согласитесь!? Доводы рыбопромышленников о порче лососей ларгой также не состоятельны. Не нравится лосось со следами укусов – не бери в производство! Как мне кажется, основная претензия к ларге – помехи в работе.

По заверениям ученых, ларги «блокируют вход в невод и препятствуют заходу рыбы в ловушку, чем снижают уловы» (А.А. Майс Воздействие промысла тихоокеанских лососей (Oncorynchus) ставными неводами на ларг (Phoca Largha)  в прибрежных экосистемах дальневосточных морей России: Проблема и пути решения// Материалы V Национальной научно-технической конференции. Владивосток, 2022).

У нас нет особых оснований не доверять ученым. Даже принимая во внимание скудность материалов для исследований, которые принимаются для анализа проблемы.Специалистами МРОО «Экологическая безопасность» подтверждается большое количество ларги вблизи и в самих неводах, способное оказать воздействие на эффективность промысла. Более того, нашими специалистами был отмечен факт воздействия на лососей, в результате которого ларга не пустила горбушу в реку Воровская, в результате чего горбуша ушла в мелководную реку Удова, где шансы на выживание потомства горбуши минимальны.

В этой связи, по нашему мнению, проблема, которая была исключительно у промышленников, плавно перешла на новый уровень – сохранение запасов.

К сожалению, этой проблемой никто из государственных чиновников в серьёз не занимается. Вальяжно рассевшись в креслах, чиновники рассказывают о том, что знают проблему не один десяток лет. К тому же негативное воздействие на промысел оказывает не только ларга. Но и, например касатки, из-за которых ярусный промысел палтуса стал не рентабельным. Причин бездействия чиновников много. Одна из них — боязнь шумихи вокруг проблемы экологической общественности.  Это же не сивучей от угольной пыли защищать!

Поэтому на сегодняшний день промышленники остались один на один с проблемой. Рыбопромышленники в основной своей массе редко когда вкладываются финансово в решение проблем. Так и в случае со ставными неводами я не припомню ни одного финансирования исследований для поиска решений. Поэтому пользуясь тем, что со стороны чиновников и ученых за весь период промысла лососей ставными неводами промышленникам не было предложено путей решения проблемы, работники неводов зачастую используют огнестрельное оружие для ликвидации «шерстяных нахлебников». Ранее Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна запрещалась добыча тюленей на плаву с использованием судов и огнестрельного оружия в период с 1 июля по 15 августа (во время промысла лососей). Могу оказаться не прав, но действующие Правила также содержат данный запрет.

Все остальные способы (акустический, визуальный (с помощью макета косатки), обонятельный, механической защиты орудий лова) ожидаемого эффекта по отпугиванию тюленей не дали. К тому же, по мнению некоторых ученых (Бурканов, 1990) ларги положительно влияют на регулирование численности лососей путем их поедания и, соответственно, спасая нерестилища о переполнения (Я в шоке!). По мнению тех же ученых ларги взяли на себя и функции санитаров леса, «поедая в первую очередь менее жизнеспособных и более зараженных гельминтами рыб, оздоровляя тем самым группировки заходящих на нерест лососей. Даже комментировать не стану. Каждый сам оценит этот тезис.

Пока же промышленникам предлагается вариант гидробионического макета касатки,, разработанного ООО «Гидробионик» оснащенного электродинамическими извещателями биосигналов косаток.

К сожалению, по словам авторов этой разработки эффективность её сохраняется только в течении первых трёх суток непрерывной работы. На четвертые сутки нерпы привыкают к раздражителю и спокойно заходят в ловушки неводов.

Что мы имеем в итоге? Рыбопромышленники у разбитого корыта не остались. Они свою рыбу выловят при любом раскладе. Чиновники радуются уже тому, что никто не пишет официальных запросов в профильные ведомства на регулирование численности млекопитающих. Коренные народы внимания на ларгу не обращают из-за того, что никому она не нужна. То есть все ведут традиционный образ жизни.

А если кого-то всё же беспокоит проблема высокой численности ларги и её влияния на промысел, предлагаю вспомнить способ борьбы с воробьями в Китае. И вообще, если происходит что-то непонятное, то ищите решение в Китае! Они либо освоят, либо съедят, либо пустят в переработку для традиционной медицины.

Свое личное мнение и оценочное суждение журналиста, основанное на имеющихся документах и информации, изложил Петрович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *