Кто кошмарит малый бизнес?


Именно так спросил наш  премьер-министр Владимир Путин и сразу же ответил – государственные и муниципальные контролирующие органы, осуществляющие надзорные действия субъектов малого и среднего бизнеса.

Достаточно динамичное развитие большинства отраслей экономики, существенные изменения в российском  законодательстве требуют совершенствования форм и методов взаимодействия органов государственной власти с субъектами предпринимательской деятельности, точнее  —  с малым и средним бизнесом. Сегодня у нас более тридцати органов государственного контроля (надзора), которыми на предприятиях и в организациях всех форм собственности проводят выездные внеплановые проверки. Представляете, что произойдет, если вдруг все эти надзорные органы одновременно ринутся проверять  деятельность  той или иной фирмы. Можно смело утверждать:  хозяйственная и иная деятельность проверяемой организации застопорится на неопределенный срок.

Предотвратить подобное, упорядочить систему проведения выездных внеплановых проверок и   устанавливает основания  на такие действия государственных контролирующих органов Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон предусматривает дачу согласия прокурором на проведение внеплановых проверок деятельности субъектов предпринимательства контролирующими органами.

Мониторинг исполнения закона находится на постоянном контроле прокуратуры Камчатского края. В 2010 году органами государственного и муниципального контроля проведено более  восьми тысяч проверок, из которых около  шести тысяч внеплановых. При этом половина проверок приходится на субъекты малого и среднего бизнеса. За основанием на их проведение в органы прокуратуры края обратились государственные и муниципальные  организации наделенные контрольными и надзирающими полномочиями  155 раз. Согласовано было лишь 45 проверок, то есть 29 процентов. В остальных случаях прокуратурой отказано в проведении внеплановых выездных  проверок.

Самой прокуратурой проведено  50 проверок законности осуществления контролирующими органами проверок деятельности предприятий  малого и среднего бизнеса. Пять проверок признано незаконными.  Руководителям органов государственного контроля (надзора) вынесено 13 представлений, пять должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, одному объявлено предостережение.  Основанием на такие проверки  служат сообщения, поступающие по телефону «Горячей линии», сверки, проводимые с органами контроля (надзора) по итогам работы за квартал, информация СМИ, обращения граждан.

Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о расширении спектра выявляемых нарушений, наиболее часто допускаемые государственными и муниципальными контролирующими органами при проведении проверок. К несоблюдению требований при оформлении решения о проведении внеплановой выездной проверки и  отсутствию оснований, добавились и неправомерное привлечение сотрудника органа контроля (надзора) к проведению мероприятий в качестве эксперта, проведение проверок без согласования с органами прокуратуры.

Наибольшее количество нарушений  федерального закона выявлено в  государственной жилищной инспекции Камчатского края. Здесь без согласования с органами прокуратуры проведено 76 внеплановых выездных проверок. А ряд юридических лиц (ООО «Дом 21 век», ООО «Силуэт» и другие) проверялись инспекцией в первом квартале 2010 года по четыре и более раз, что является грубым нарушением и влечет недействительность результатов.

Кроме того из 185 материалов о проведении внеплановых выездных проверок, представленных жилищной инспекцией в прокуратуру,  ни один из содержащихся в них приказов не соответствует установленным требованиям. В них не указаны правовые основания проведения проверки, сроки и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения цели и задач.

Установлены факты проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых решения о проведении контрольных мероприятий не принимались. Например, так произошло при осуществлении мероприятий по обращению гражданина М. о том, что индивидуальным предпринимателем Ф. незаконно осуществляется перепланировка квартир, что создает угрозу жизни и здоровья проживающих в доме.

Государственной жилищной инспекцией назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении Муниципального  автономного учреждения «УЖКХ города Петропавловска-Камчатского», объектом проверки являлся жилой дом. В то же время, согласно акту  мероприятиям по контролю подвергнуты квартиры фактически находящиеся во владении и пользовании индивидуального предпринимателя.

Выявлены  в Государственной жилищной инспекции Камчатского края  и другие нарушения федерального закона. Создается впечатление: руководство инспекции не имеет представление об определенных законом  требованиях и злоупотребляет правом при проведении мероприятий по контролю.

Не в полной мере исполняются требования Федерального закона и в Камчатском управлении Ростехнадзора.

С грубым нарушением норм закона и без согласования с прокуратурой проведена выездная внеплановая проверка ООО «Центральные электрические сети». Установлен, например, факт неправомерного проведения мероприятий по контролю без издания соответствующего распоряжения. А при проведении  внеплановой выездной проверки в отношении МАУ «УЖКХ города Петропавловска-Камчатского» в нарушение закона в распоряжение о проведении мероприятий по контролю не указана фамилия, имя, отчество должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, привлеченного в качестве специалиста.

В нарушение Федерального закона инспектором отделом пожарного надзора по Петропавловску истребованы документы, не предусмотренные распоряжением заместителя главного государственного инспектора города. Должностным лицам органов контроля запрещено требовать от юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей документы и иные сведения , представление которых не предусмотрено законодательством.  Фактически была проведена документальная проверка.

Проведение подобных проверок свидетельствует о нарушении принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установленных законом, а также о злоупотреблении правом при проведении мероприятий по контролю.

Прокурорскими проверками на постоянной основе подвергаются региональные и муниципальные нормативные правовые  акты, правовые акты территориальных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. За 2010 год выявлено 43 незаконных нормативных правовых акта в отношении защиты прав субъектов малого и среднего бизнеса. Вынесено 42 протеста, два заявления направлено в суд, Кроме этого, внесено 16 представлений, по результатам  рассмотрения которых 16 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Основанием к оспариванию нормативных правовых актов послужило превышение полномочий органами государственного и муниципального  контроля по регулированию правоотношений при организации проверок юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей.

Камчатским межрайонным природоохранным прокурором принесен протест на отдельные положения административного регламента исполнения министерством природных ресурсов Камчатского края государственной функции по осуществлению госконтроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участков недр местного значения. Изданным регламентом ограничивался перечень оснований для проведений внеплановых выездных проверок юридических ли и индивидуальных предпринимателей, устанавливался приоритет проведения таких проверок и т.д.  По результатам рассмотрения протеста, нормативный правовой акт приведен в соответствие с требованиями Федерального закона.

Результат мониторинга принятых муниципальных правовых актов на территории Усть-Камчатского района – пятью муниципальными образованиями в нарушение Федерального закона не разработаны и не приняты административные регламенты, регулирующие порядок проведения муниципального контроля (надзора). После вмешательства прокуратуры нарушения устранены, два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Аналогичные факты бездействия органов местного самоуправления по принятию административных регламентов проведения проверок установлены Елизовской городской прокуратурой.

Как видим, еще не исключены нарушения законодательства государственными органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями в процессе осуществления ими государственного контроля.  Для исправления положения необходимо активное  взаимодействие представителей общественных организаций, ассоциаций предпринимателей в целях предупреждения и устранения нарушений, допускаемых в отношении субъектов предпринимательства, в том числе — малого и среднего бизнеса.

Для предотвращения правонарушений прокуратурой края, органами государственного и муниципального контроля (надзора) формируют сводный план плановых проверок на 2011 год. Рассмотрено уже более 3400 предложений о проведении таких мероприятий. 334 проверки (10 процентов) исключены как незаконные. Работа по оценке законности предложений о включении в сводный план плановых проверок органов контроля (надзора) продолжается. Органами прокуратуры края сформировано и направлено для рассмотрения 637 предложений о проведении совместных проверок.

Вполне возможно, сводный план поможет органам государственного и муниципального контроля (надзора) избежать нарушений федерального закона, а малый и средний бизнес не никто не станет кошмарить.

С.СЕВЕРНЫЙ.

Один комментарий к “Кто кошмарит малый бизнес?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *