Полуостров сгнивших кораблей ?!? Часть первая вступительная.

Отшумели экологические форумы на Камчатке, встретили Новый год с мандаринками и, казалось бы, отдыхай народ, наслаждайся тишиной, покоем и уютом среди белоснежных сугробов! Но нет. Новый год начинается с очередного скандала, близкого по своему характеру то ли к экологическому, то ли к коррупционному.

Традиционно первыми на проблему обратили внимание граждане, которые также традиционно переадресовали её решение в МРОО «Экологическая безопасность».

Взбудоражила горожан деятельность Камчатского филиала ФГБУ «Морспасслужба» в водоохраной зоне бухты Сероглазка. Из установленного паспорта объекта стало понятно кто этот «праздник» заказывал и кто его организовал и по какому поводу.

По незатейливой логике горожан любая уборка должна способствовать наведению порядка, а генеральная вообще является некой изюминкой, которая выполняется по некому поводу. В нашем случае всё наоборот.

К фонтанирующему выбросу неочищенных канализационных стоков непосредственно в бухту Сероглазка прибавилась очередная «достопримечательность» в виде груды ржавого железа.

Ознакомившись с федеральным проектом «Генеральная уборка» стало понятно, что он является частью государственной программы «Охрана окружающей среды». Постановлением председателя правительства Мишустина №1132 от 24.06.2022 г. фактически было запущено субсидирование специально отобранных экологических проектов. В число этих проектов прошел и камчатский по подъему затонувших судов. Федеральный проект «Генеральная уборка» был утверждён в 2021 году по поручению Михаила Мишустина. Главная цель этого проекта – ликвидация экологически опасных объектов на всей территории России.

В 2022–2024 годах в федеральном бюджете на мероприятия «Генеральной уборки» предусмотрено 20 млрд рублей. За счёт этих средств предполагалось проведение обследование и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде и ликвидация наиболее опасных из них.

Предстояло поднять 68 затопленных судов в Камчатском, Хабаровском и Приморском краях, Сахалинской и Магаданской областях.

Помнится, губернатор камчатского края Солодов искренне радовался переходу к активной фазе реализации поручения премьер-министра. Сразу оговоримся, активной эту реализацию не назовёшь. Уж больно вяло она проходит и в достаточной степени мутно.

Из планов губернатора был реализован только пункт по «цифровой версии карты затопленных судов», который, тем не менее, трудно отнести к онлайн-проектам, поскольку после создания карты, она была успешно заброшена.

Если интересно – зайдите сами по ссылке и убедитесь, что действительность далека от реальности.

На этом этапе с картой инновации, по всей видимости, закончились. Найти что-то о проекте Генеральная уборка» на сайте камчатского правительства не реально. Есть только вялая аналитическая записка без авторства, в которой проект упомянут вскользь.

В ноябре 2022 года губернатор Солодов в очередной раз вспомнил проект, но лишь в связи с тем, что о нем упомянул президент страны.

Постановление правительства от 24 июня 2022 года №1132 (Приложение 26 в котором изложены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации природоохранных проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Генеральная уборка») недвусмысленно указывает на обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить:
а) видеоконтроль путем оснащения территорий, на которых реализуются природоохранные проекты, не менее чем двумя онлайн-камерами видеонаблюдения с 24-часовой трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с техническими требованиями, позволяющими осуществлять наблюдение за реализацией природоохранного проекта в режиме реального времени;
б) размещение на территории, на которой реализуется природоохранный проект, информационного стенда (баннера) или плаката, позволяющего широкому кругу лиц однозначно соотнести проводимые работы с мероприятиями федерального проекта.

            Но, как мы видим, даже участие в судьбе проекта высших должностных лиц страны не уберегло его от экономии. И вместо  круглосуточного видеоконтроля население, а точнее его «широкий круг» удовольствовался информационным стендом. Но и на том спасибо.

            Мы были несколько наивными полагая, что подготовка к реализации подобных проектов происходит серьёзно и под неусыпным контролем компетентных лиц. Рассчитывали, что будут проведены соответствующие исследования, взяты анализы, обеспечено согласование работ всеми заинтересованными ведомствами. Но, как оказалось, никто и не заинтересован.

Нет, конечно, те, кому положено освоили денежные средства. Так, например, судя по докладу РПН в 2022 году на мероприятия, связанные с проектом «Генеральная уборка» было выделено 572,65 млн. рублей.

Суммарно, на лабораторное обеспечение в 2022 году подведомственным                Росприроднадзору учреждениями (ЦЛАТИ и ТМД, имеющим в своем составе лаборатории) на лабораторное сопровождение надзорных мероприятий и экспертное сопровождение было выделено 497,19 млн. руб.

Наверное, для реализации федерального проекта были предусмотрены ещё какие-то финансовые вливания, но мы на данный момент такой информацией не располагаем.

Но, согласитесь, какой-никакой проект для выполнения работ обязан быть. Причем, согласованный как федеральными органами власти так и региональными.

Поговорим о тех, кому на региональном уровне в соответствии с должностными обязанностями было необходимо курировать данный проект.

Первый вопрос, который поневоле возникает в голове у человека при виде свалки в водоохранной зоне – имеется ли согласование с органами Росрыболовства? Аккурат сразу после новогодних праздников главным редактором газеты «Общество и власть .Час Пик»  Сергейм Мыловым в адрес руководства северо-восточного филиала был направлен запрос о выдаче согласований на подъем судов в Авачинской бухте в 2022 году и в период с 2019 года, когда якобы были подняты 35 судов.

Ответом было изложение Административного регламента ФАР и констатация того, что управление не имеет полномочий по согласованию хозяйственной деятельности, осуществляемой во внутренних морских водах. В этом же ответе сочли возможным сообщить, что в отношении юридического лица ФГБУ «Морспасслужба» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.

Забавно в этом ответе то, что ведомство, чье подразделение находится в пределах видимости от места правонарушения и подъезд к которому возможен двумя путями, один из которых непосредственно через место нарушения позиционирует его выявление как результат контрольно-надзорных мероприятий! На то, что работы указанным юридическим лицом были начаты 2 октября 2023 года. Пугает подобный надзор и контроль! Хотя, всему есть свое объяснение. По всей видимости, весь инспекторский состав был задействован на замерзших водоемах, кто знает!?

             Правда видимо на следующий день СВТУ ФАР одумались или на руководителя «снизошло  прозрение» но уже в следующем письме написали ,что организовано проверка информации ,а что делали раньше или не видели всего этого или не хотели в то время видеть???

Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края (заказчик работ в Сероглазке) на подобный запрос сообщило, что 35 объектов затонувшего имущества были подняты исключительно в рамках предпринимательской инициативы «исходившей со стороны хозяйствующих субъектов в сфере заготовки лома черных металлов», в связи с чем государственные контракты на подъем судов не заключались! И вообще, министерство не располагает сведениями о полученных разрешениях и утвержденных проектах судоподъемных работ. Мы, в свою очередь, не располагаем информацией изменилась ли ситуация в настоящее время. Сомневаемся. Как, впрочем, и о каком-либо планировании работ. Ведь согласно информации ТАСС в ДФО в 2023 году планировалось поднятие 87 «кораблей». В силу врожденной скромности министерство также умолчало о наличии государственных контрактов в 2023 и 2024 годах.

Некоторую ясность внесло дальневосточное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования. По их сведениям 11 августа (в пятницу) в управление поступило шесть проектов (не понятно каких) по удалению затонувших объектов. Спустя пять дней в министерство транспорта и дорожного строительства был направлен ответ в котором сообщалось об отсутствии замечаний к проектной документации. Это ж какие монстры (в хорошем смысле) работают у нас на Камчатке! Шесть проектов за пять дней! Нужно полагать, качество экспертизы было на уровне.

Тем не менее, согласитесь, что шесть объектов это не тот объем, который предполагался!

Остается полагать, что остальные (если они были в 2023 году) объекты были подняты без соответствующей разрешительной документации?. Будем рады, если ошибаемся. В любом случае, никто из нашего окружения не слышал о проведении общественных слушаний по предстоящим работам. Нет сведений о конкурсах на заключение государственного контракта и уж тем более не стоит говорить о согласовании хозяйственной деятельности в водоохраной зоне, в которую волокут весь этот поднятый хлам.

Крайне интересно было бы узнать куда пошли средства от реализации металла поднятых судов с 2019 года. Нужно полагать, что в бюджет Российской федерации? Ведь в конечном итоге мы все на него работаем. И сотрудники СВТУ ФАР, которые в ходе контрольно-надзорных мероприятий налагающие штраф за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта и мы простые граждане, отдыхающие у водоемов и вынужденные оплачивать подобные штрафы,        а уж про рыбопромышленные предприятии ,которые  практически каждый год                 получают разные разрешение на хозяйственную деятельность в водоохраной зоне мы и говорить не будем ,как и не будем сколько нужно потратить им денежных средств , чтобы из получить???

Свое личное мнение и оценочное суждение журналиста ,основанное на имеющейся информации и документах изложил .Петрович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *