Операторов техосмотра, половина которых осмотром не занимаются, для начала обяжут ежегодно переаттестовываться
Министерство экономического развития подготовило законопроект, обязывающий пункты техосмотра транспорта ежегодно подтверждать свое соответствие полученному аттестату на проведение таких работ. Сейчас же аккредитация действует бессрочно. Данная мера призвана очистить рынок от недобросовестных игроков, которые просто оформляют техосмотр: по экспертной оценке, каждый второй пункт техосмотра выдает диагностические карты не глядя.
Изменения (копия проекта есть у «Известий») планируется внести в действующий закон о техническом осмотре транспортных средств. В 2012 году право проводить техосмотр (ТО) было предоставлено коммерческим организациям — операторам, аккредитованными Российским союзом автостраховщиков (РСА). РСА ведет реестр таких операторов и контролирует их деятельность. Сейчас в реестре числится более 3,7 тыс. организаций.
По итогам техосмотра автовладельцу выдается диагностическая карта, которая подтверждает соответствие его автомобиля обязательным требованиям безопасности. В частности, в ходе ТО проверяется эффективность тормозов, исправность внешних световых приборов, укомплектованность огнетушителем и знаком аварийной остановки и проч. Стоимость услуги колеблется в диапазоне от 300 до 1,5 тыс. рублей. Сотрудники ГИБДД не требуют талонов ТО, как раньше, зато просят от водителей документы по ОСАГО — а без диагностической карты автовладелец не сможет оформить полис ОСАГО (поставщиков этой услуги тоже объединяет РСА). При этом в техосмотре не нуждаются легковые автомобили, срок эксплуатации которых менее 3 лет. Если от 3 лет до 7, то диагностическая карта выдается на 2 года, свыше 7 лет — на год.
Аккредитацию на проведение ТО может получить компания или частный предприниматель, если они соответствуют ряду требований. В их числе — наличие необходимой производственно-технической базы, включая специальное оборудование, например для диагностики рулевого управления. Также на каждом пункте ТО должно быть не менее одного технического эксперта, обладающего соответствующим образованием, навыками и опытом работы. По оценкам экспертов, полная стоимость необходимого для пункта техосмотра оборудования составляет от 300 тыс. до 1 млн рублей и выше.
Реформа техосмотра была проведена с целью сокращения очередей и снижения коррупции при прохождении ТО — до того сфера находилась под контролем МВД и в стране действовали только государственные пункты техосмотра, на которых состояние автомобиля проверяли инспекторы ГИБДД. Например, по данным «Движения автомобилистов России», в 2006 году более 63% владельцев автомобилей получили талон техосмотра (в ходе реформы заменен на диагностическую карту) неформальным путем, то есть с помощью взяток. В результате реформы число пунктов ТО увеличилось, что привело к сокращению очередей. В то же время в настоящее время на рынке работают такие операторы ТО, которые предлагают за отдельную плату оформить диагностическую карту даже без осмотра автомобиля, так что ситуация улучшилась разве что в смысле очередей.
По оценке гендиректора союза организаций технических экспертов «ТехЭксперт» Сергея Зайцева, примерно половина из аккредитованных сегодня операторов ТО не имеют необходимой производственной базы.
— Некоторые пункты техосмотра представляют собой небольшие помещения с несколькими компьютерами, за которыми сидят сотрудники и оформляют диагностические карты. Отдельные операторы ТО такого уровня умудрялись провести до 98 тыс. осмотров в год, тогда как трехпостовая линия диагностирования при напряженной работе в лучшем случае может провести 10 тыс. технических осмотров в год, — указал Зайцев.
Как указал член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов, введение ежегодно подтверждения аккредитации как раз направлено на борьбу с такими недобросовестными операторами ТО.
— Для получения аккредитации они берут в краткосрочную аренду необходимое оборудование и, получив аттестат, возвращают аппаратуру. После этого цель их работы сводится к тому, чтобы за отдельную плату оформлять диагностические карты автовладельцам, которым даже не обязательно пригонять для этого свой автомобиль. При ежегодном подтверждении аккредитации реализовать такие схемы станет сложнее, — считает Холодов.
Зайцев отметил, что за получение аккредитации оператор ТО платит РСА сумму в районе 30 тыс. рублей. По мнению собеседника, превращения бессрочных разрешений в срочные недостаточно, поскольку необходимо менять саму концепцию системы лицензирования операторов ТО. Он напомнил, что ранее, при государственном техосмотре, аккредитация предполагала обязательный выезд на место экспертной комиссии, которая проверяла наличие производственно-технической базы, необходимого оборудования, технологии выполнения технического осмотра транспортных средств в соответствии с требованиями национальных стандартов, а также квалификацию экспертов и контролеров по техническому контролю и диагностике транспортных средств. Сейчас же законом предусмотрена упрощенная форма получения аттестата — достаточно для этого предоставить необходимый пакет документов, а выездные проверки РСА проводятся точечно.
В Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что предлагаемые изменения подготовлены с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, РСА и представителей профессионального сообщества операторов техосмотра.
— Действие системы аккредитации операторов ТО приводится в соответствие с принципами аккредитации, принятыми в России, предполагающими периодическое подтверждение аккредитованным лицом соответствия требованиям аккредитации, то есть подтверждение компетентности, — сказали в ведомстве.
В РСА указали, что правоприменительная практика, сложившаяся с момента проведения реформы, показывает, что в законодательство о техосмотре необходимо внести некоторые поправки, которые позволят снизить количество недобросовестных операторов и повысить эффективность системы технического осмотра в целом.
По официальной статистике ГИБДД, с каждым годом растет число аварий на дорогах, причиной которых стала техническая неисправность автомобиля. Если за 2013 год количество таких ДТП увеличилось на 25%, то только за 9 месяцев 2014-го — уже на 39%. Всего с начала 2012 года общее число аварий по причине технической неисправности составило более 4 тыс. За этот период в них погибло 974 человека, получили ранения почти 6 тыс.