Общество и Власть. Антикоррупционное издание России

Госдума одобрила закон об изъятии

Новый передел земли — так многие эксперты называют закон, позволяющий изымать у собственников участки сельхозземель, не используемые по назначению более 3-х лет. Есть у закона и сторонники, которые полагают, что заброшенными землями, в том числе и на территории садовых товариществ, давно пора заняться, то есть, передать их обратно государству. К чему приведут, принятые Госдумой, новые правила изъятия земли у собственников, кого это может коснуться, разбиралась корреспондент «Вести ФМ» Ксения Крихели.

Земельный участок с молотка. Новый закон, принятый Госдумой, позволяет изымать сельхозземли у собственников, если они используются не по назначению. Такие наделы станут продавать либо на аукционе, либо вернут государству. Один из разработчиков нового закона, глава комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, говорит, что изъятие земли не коснётся дачников, даже если их участки находятся на сельхозземлях:

«Это принято для тех, кто скупал недорого сельхозземли — десятками и сотнями гектаров для будущей перепродажи, кто на этой земле ничего не пахал, не сеял. Или станут изымать землю у тех, кто её плохо использовал, например, сажал на этих участках какую-то траву, которая плохо может сказаться на плодородии земли. Ни дачников, ни огородников это никак не затронет».

Однако, член президиума Союза садоводов Москвы Людмила Голосова опасается, что дачники — а значительная часть дачных и садовых кооперативов расположены именно на землях сельхозназначения — все же могут пострадать:

«Под эту лавочку начнутся рейдерские захваты, для садовых товариществ это закончится плохо. Ну, например, придет какой-нибудь новый хозяин и увидит, часть земли пустует — её на аукцион, а остальных владельцев на этой территории станут выдавливать с земли — таких случаев много».

А вот главный редактор газеты «6 соток» Андрей Туманов уверен, новый закон изъятия земельных наделов у собственников поможет навести порядок на землях сельхозназначения:

«У нас на землях сельхозназначения сейчас сплошная анархия. Есть садовые товарищества, где брошено около 60% земли, она никак не обрабатывается. А зачастую председатели садовых товариществ продавали эти участки, но так ведь тоже опасно — люди покупали «кота в мешке», а вдруг объявится старый хозяин, тогда как быть? Так что новый закон поможет навести порядок. Другой вопрос, как определить, что земля используется неправильно. По каким критериям станут судить?»

Критериев, по которым будут изымать землю, пока не разработали, зато готов уже сам механизм отъема участков у собственников, говорит другой разработчик закона член Совета Федерации Сергей Лисовский:

«Сначала собственникам рассылают уведомление, потом дело передают в суд, если решение положительное, то землю выставляют на аукцион , а деньги от продажи возвращают владельцу».

Однако тут тоже не до конца все ясно. В законе не сказано, что собственник, который лишился земельного надела, сможет получить деньги от продажи земли в полном объеме.

Новый закон упростит процедуру выделения земельных участков в собственность

Государственная Дума в третьем чтении приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин Денисов, один из авторов закона, поделился своими комментариями: «Принятый закон восполняет имеющиеся пробелы в законодательстве, что позволит в ближайшее время осуществить государственную регистрацию прав на девять миллионов земельных долей, сформировать земельные участки на площади 95 миллионов га, что обеспечит создание залоговой базы для привлечения долгосрочных кредитов в отрасль, вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, наведение порядка в земельных отношениях и повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель».

Валентин Денисов отметил, что сегодня затруднены кадастровый учёт и государственная регистрация прав граждан на земельные участки. Одновременно с выдачей гражданам свидетельств о праве собственности на земельную долю такие же свидетельства о праве общей долевой собственности на эту же землю были выданы и сельскохозяйственным организациям. Это причина, которая сегодня порождает судебные споры о том, кто же настоящий собственник сельскохозяйственных угодий – граждане или сельскохозяйственные организации.

Валентин Денисов добавил, что «в разработке закона участвовал широкий круг учёных и экспертов. Уверен, закон облегчит выделение и оформление земельных участков в собственность.

Кроме того, закон устанавливает чёткий порядок принудительного прекращения прав на неиспользуемые земли сельхозназначения, что сделает непривлекательным скупку таких земель».

Парламентская газета

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 25, 40; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011) следующие изменения:

1) дополнить статьей 24.1 следующего содержания:

«Статья 24.1. Особенности государственной регистрации прав на земельные доли

1. Государственная регистрация прав на земельные доли, предусмотренные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на земельные доли, является кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, находящемся в общей долевой собственности.

3. Если с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от имени участников долевой собственности обращается уполномоченное ими лицо, полномочия данного лица должны быть подтверждены доверенностью, удостоверенной нотариально или удостоверенной главой муниципального образования или специально уполномоченным лицом органа местного самоуправления.»;

4. В случае смерти участника долевой собственности, выдавшего доверенность, при государственной регистрации прав на земельный участок, находящийся в долевой собственности, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним делается запись на основании свидетельства о смерти о том, что обладатель вещных прав на такую земельную долю временно неизвестен. Временный статус регистрационных сведений о правообладателе такой земельной доли аннулируется при подаче наследниками умершего участника долевой собственности заявления о том, что они унаследовали земельную долю на основании свидетельства о вступлении в наследство.».

2) главу IV дополнить статьей 30.3 следующего содержания:

«Статья 30.3. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельную долю вследствие отказа от права собственности на нее

1. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельную долю, предусмотренную Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вследствие отказа от права собственности на нее осуществляется на основании заявления собственника данной земельной доли.

2. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие права собственности на земельную долю. Предоставление документов, удостоверяющих права собственности на земельную долю, не требуется в случае, если право собственности на такую земельную долю ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральном законом порядке. Предоставление кадастрового паспорта земельного участка, находящегося в долевой собственности, в состав которого входит данная земельная доля, также не требуется.

3. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельную долю, которое ранее не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона не применяются.

4. В течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельную долю вследствие отказа от права собственности на нее орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такую земельную долю.

5. Регистрация возникновение права собственности муниципального образования на такую земельную долю осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.».

Статья 2

Статью 53 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880, 2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009) дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:

«1.2. При отказе от права собственности на земельную долю заявление об этом подается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельную долю прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права собственности на эту земельную долю, с момента государственной регистрации прекращения права.».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 758; N 30, ст. 3098; 2007, N 7, ст. 832) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 9 признать утратившим силу;

2) в статье 10:

а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 4 и 7 настоящей статьи, а также случаи, установленные иными федеральными законами.»;

б) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей, предоставляется в аренду без проведения торгов сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использовавшим земельный участок, из которого осуществлен такой выдел, в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим пунктом должно быть представлено в течение трех месяцев со дня получения сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством уведомления органа власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей.»;

в) в пункте 7 цифры «20» заменить цифрами «15» и дополнить предложением следующего содержания: «Несельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 5 процентов кадастровой стоимости несельскохозяйственных угодий.»;

3) статью 12 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Участник долевой собственности на земельный участок вправе отказаться от земельной доли путем подачи заявления об отказе от права собственности на земельную долю в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, без выделения земельного участка в счет земельной доли.»;

4) статью 13 изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Особенности выдела земельных участков в счет земельных долей

1. Выдел земельных участков в счет земельных долей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Выдел земельных участков в счет земельных долей осуществляется в соответствии с принятым в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, решением участников долевой собственности о примерном местоположении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей.

3. В случае если участники долевой собственности не приняли решение о примерном местоположении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в порядке, установленном абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

О предстоящем выделе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения остальные участники долевой собственности оповещаются путем опубликования сообщения о предстоящем выделе земельного участка. Сообщение должно содержать описание примерного местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений участников долевой собственности относительно примерного местоположения этого земельного участка лицу, требующему выдела земельной доли. Сообщение опубликовывается в средствах массовой информации, определенных в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю.

4. В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от участников долевой собственности не поступят возражения относительно примерного местоположения выделяемого земельного участка, предложение о его примерном местоположении считается согласованным.

Возражения подаются в письменной форме лицу, опубликовавшему сообщение о выделе земельного участка в счет земельной доли. Данные возражения должны быть обоснованными.

Споры о примерном местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.

В случае недостижения согласованного решения споры о примерном местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.

5. Признаются невостребованными земельные доли, обладатели прав на которые не известны или которые не распоряжались ими в течение трех и более лет со дня приобретения прав на земельную долю. К невостребованным долям не относятся земельные доли, от которых участник долевой собственности отказался, и земельные доли, признанные выморочным имуществом.

Сообщение о примерном местоположении выделяемого в счет невостребованных земельных долей земельного участка с указанием их известных собственников опубликовывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, — органами местного самоуправления в средствах массовой информации, определенных субъектами Российской Федерации.

Невостребованные земельные доли подлежат выделу в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые и худшие по кадастровой оценке земли. Образование земельных участков, предусмотренных настоящим абзацем, осуществляется по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, — по решению органов местного самоуправления. Согласие участников долевой собственности и иных правообладателей изменяемого земельного участка не требуется.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе направить в суд требование о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок. До государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок его вправе использовать сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, ранее использовавшие земельный участок, из которого были выделены невостребованные земельные доли.»;

5) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком, из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более пяти лиц

1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более пяти лиц, осуществляется в соответствии с решением участников долевой собственности на этот земельный участок.

2. Решение принимается участниками долевой собственности на общем собрании участников долевой собственности или заочным голосованием.

3. Решение считается принятым, если на общем собрании участников долевой собственности или в заочном голосовании приняли участие участники долевой собственности, составляющие не менее чем 20 процентов от их общего числа или владеющие более чем 50 процентами долей в праве долевой собственности на этот земельный участок.

Общее число участников долевой собственности определяется на основании сведений, содержащихся в документах Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.

4. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности, которые владеют в совокупности более чем 50 процентами долей в праве долевой собственности на этот земельный участок от общего числа долей, принадлежащих проголосовавшим участникам долевой собственности.

5. О проведении общего собрания участников долевой собственности или заочного голосования для принятия решения заинтересованные лица уведомляются не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Уведомление осуществляется посредством опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

6. В уведомлении о предстоящем общем собрании участников долевой собственности или заочном голосовании должны быть указаны:

1) вопросы, которые выносятся на общее собрание участников долевой собственности или по которым проводится заочное голосование и предлагаемые решения по ним;

2) лицо, которое проводит общее собрание участников долевой собственности или заочное голосование;

3) сроки окончания приема решений участников долевой собственности по вопросам, которые вынесены на заочное голосование, а также адрес, по которому направляются такие решения;

4) место и время проведения общего собрания участников долевой собственности;

5) порядок ознакомления с имеющимися материалами относительно вопросов, которые выносятся на общее собрание участников долевой собственности или по которым проводится заочное голосование.

7. Принявшими участие в заочном голосовании считаются участники долевой собственности, решения которых получены не позднее даты окончания их приема.

8. В решении участника долевой собственности по вопросам, по которым проводится заочное голосование, должны быть указаны:

1) сведения о лице, участвующем в голосовании (фамилия, имя, отчество, паспортные данные);

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности на земельный участок участвующего в голосовании лица;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, в котором выражено волеизъявление участников долевой собственности словами «за» или «против».

9. Решение участника долевой собственности по вопросам, по которым проводится заочное голосование, направляются лицу, которое проводит заочное голосование, и в орган местного самоуправления.

10. Итоги общего собрания участников долевой собственности и заочного голосования оформляются протоколом, который заверяется органом местного самоуправления в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Приложением к указанному протоколу является список лиц, принявших участие в голосовании.

К протоколу решения участников долевой собственности по вопросу определения примерного местоположения земельного участка, выделяемого в счет земельных долей, также прилагается схема примерного местоположения выделяемого земельного участка, подготовленная на основании кадастрового плана территории, который выдается органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

11. По решению участников долевой собственности может быть назначен представитель, который без выдачи доверенности от имени собственников земельных долей вправе согласовывать местоположение границ данного земельного участка.

12. Полномочия лица, указанного в пункте 11 настоящей статьи, подтверждаются выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, заверенной органом местного самоуправления.

13. Участник долевой собственности может выдать другому участнику долевой собственности или иному лицу доверенность, удостоверенную не только нотариально, но и удостоверенную главой муниципального образования или специально уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, в том числе доверенность на совершения действий по осуществлению кадастрового учета, участию и голосованию на общем собрании, подаче документов для государственной регистрации прав, совершению разрешенных законодательством сделок с земельными долями и земельными участками, выделенными в счет земельных долей, включая передачу земельного участка в аренду.

14. Лицо, действующее на основании доверенности, вправе продолжать действия по формированию, кадастровому учету и государственной регистрации прав на выделяемый земельный участок даже после смерти участника долевой собственности, выдавшего такую доверенность. В этом случае при постановке земельного участка на кадастровый учет и при государственной регистрации прав соответственно в реестре объектов недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество делается запись на основании свидетельства о смерти о том, что обладатель вещных прав на такую земельную долю временно неизвестен. Временный статус кадастровых и регистрационных сведений о правообладателе такой земельной доли аннулируется при подаче наследниками умершего участника долевой собственности заявления о том, что они унаследовали земельную долю на основании свидетельства о вступлении в наследство.»;

6) в статье 15 слово «полученная» заменить словами «права на которую возникли».

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249) следующие изменения:

1) статью 12 дополнить пунктом 8 в следующей редакции:

«8. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены случаи предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без проведения торгов.»;

2) пункт 2 статьи 13 признать утратившим силу.

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2881) следующие изменения:

статью 4 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены случаи предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.».

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

В ходе земельной реформы при реорганизации в 1992 — 1994 годах колхозов и совхозов 115 млн. га сельскохозяйственных угодий было передано в общую долевую собственность 12 млн. граждан в виде земельных долей без определения на местности границ не только этих земельных долей, но и без определения границ земельных массивов, в которых находятся земельные доли.

По этой причине до сих пор затруднен кадастровый учет и государственная регистрация прав граждан на земельные участки.

Приватизация несельскохозяйственных угодий, из земель сельскохозяйственного назначения, площадь которых составляет 205 млн. га, не проводилась, и они были закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за сельскохозяйственными организациями и опять без определения их границ на местности.

При этом 1 января 2010 года истекает срок, до которого сельскохозяйственные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, но не безвозмездно, а за плату, или оформить право аренды. Однако до сих пор в законодательстве не определена цена выкупа несельскохозяйственных угодий в собственность, что не позволяет начать их приватизацию, хотя отпущенный на это срок истекает.

В результате к настоящему времени из 12 млн. собственников земельных долей (115 млн. га сельскохозяйственных угодий) только 1,4 млн. этих собственников (18 млн. га) прошли кадастровый учет и государственную регистрацию своих прав на землю, выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или передали их в уставные фонды (капиталы) сельскохозяйственным организациям.

Остальные земельные доли используются сельскохозяйственными организациями:

1) на правах аренды с государственной регистрацией договоров аренды — 14,3 млн. га;

2) на правах аренды без государственной регистрации договоров аренды, составленных в простой письменной форме, — 54,6 млн. га;

3) на правах представительства без оформления каких-либо документов (фактически самозахват земельных долей) — 24,5 млн. га.

В собственность сельскохозяйственных организаций оформлено всего 2,8 млн. га.

Рассматриваемым законопроектом предлагается внести в законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на упрощение процедуры согласования границ земельного участка, выделяемого (образуемого) в счет земельных долей и постановки его на кадастровый учет:

1) общее собрание участников долевой собственности наделяется правом назначать лицо, которое будет действовать от их имени и совершать необходимые действия для кадастрового учета и регистрации прав на земельный участок, находящийся в долевой собственности, без нотариального удостоверения полномочий этого лица;

2) разрешается проведение общего собрания опросным листом путем заочного голосования;

3) участник долевой собственности наделяется правом выдачи другому участнику долевой собственности (или иному лицу) доверенности, удостоверенной главой местной администрации или специально уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, в том числе доверенности на совершения действий по осуществлению кадастрового учета, участию и голосованию на общем собрании, подаче документов для государственной регистрации прав, совершению разрешенных законодательством сделок с земельными долями и земельными участками, выделенными в счет земельных долей, включая передачу земельного участка в аренду;

4) устанавливается, что лицо, действующее на основании доверенности, вправе продолжать действия по межеванию, кадастровому учету и государственной регистрации прав на выделяемый земельный участок даже после смерти участника долевой собственности, выдавшего такую доверенность.

В этом случае при постановке земельного участка на кадастровый учет в реестре объектов недвижимости и при государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество делается запись на основании свидетельства о смерти о том, что обладатель вещных прав на земельную долю временно неизвестен.

Временный статус кадастровых и регистрационных сведений о правообладателе земельной доли аннулируется при подаче наследниками умершего участника долевой собственности заявления о том, что они унаследовали земельную долю на основании свидетельства о вступлении в наследство.

Это самое принципиальное изменение законодательства, без которого все работы по межеванию, кадастровому учету и государственной регистрации прав (по времени они растягиваются более чем на год) после смерти в этот период одного из участников долевой собственности приходится начинать с нуля, каждый раз формируя новый земельный участок за вычетом земельной доли умершего. Порядок выдачи такой доверенности и случаи ее применения устанавливаются внесением изменения в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Ряд изменений законодательства направлены на упрощение процедуры предоставления земельных участков в аренду или собственность:

1) предоставляется преимущественное право сельскохозяйственной организации на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, право муниципальной собственности на который возникло при прекращении прав на невостребованные земельные доли, при условии, что эта сельскохозяйственная организация надлежаще использовала этот участок в течение не менее 3 лет;

2) устанавливается, что по истечении 3 лет аренды и надлежащего использования такого земельного участка арендатор вправе приобрести его в собственность без торгов по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации для случаев приобретения в собственность сельскохозяйственных угодий при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения (то есть до 20% от кадастровой стоимости);

3) субъекты Российской Федерации наделяются правом устанавливать порядок предоставления земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства без торгов.

Законопроектом также устанавливается порядок добровольного отказа от права собственности на земельную долю по аналогии с порядком добровольного отказа от права собственности на земельный участок, установленным Федеральным законом от 22.07.08 N 141-ФЗ.

Законопроект восполняет имеющийся пробел в законодательстве по цене приобретения в собственность несельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения. Предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать эту цену, в размере не более 5% кадастровой стоимости несельскохозяйственных угодий. Одновременно предлагается снизить цену выкупа из государственной и муниципальной собственности сельскохозяйственных угодий с 20 до 15 процентов их кадастровой стоимости.

http://sotok.net/novosti-kratko/1-news-text/482-gosduma-odobrila-zakon-ob-izyatii.html

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий

Powered by WordPress | Designed by PureID
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru