Бензин в канистрах и странный госконтракт: как работают «скорые» в Северной Осетии

Жители сразу нескольких населенных пунктов в Северной Осетии ждут приезда скорой помощи по несколько часов из-за госконтракта, по которому неотложки ездят на заправки в 65 километрах от станции. NewsTracker разбирался, что это за странный контракт, кому он выгоден и что делается для того, чтобы исправить ситуацию.

Фото: pixabay.com / onf.ru коллаж

Ждать несколько часов приезда скорой помощи в период пика заболеваемости COVID-19 в Северной Осетии, к сожалению, стало нормой. Но одно дело, когда это вызвано большим количеством вызовов и занятостью медиков, а другое — заправками для автомобилей, которые находятся почти в часе езды от станции, и госконтрактом, по условиям которого водители обязаны заправить свои машины именно в этом месте. NewsTracker разбирался, что это за странный контракт, кому он выгоден и что делается для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Бельгийский поселок

Поселок Мизур в Северной Осетии был основан в 1829 году бельгийским ремесленником для добычи серебро-свинцовой руды. А во времена Советского Союза здесь продолжили развивать производство, и даже построили Мизурскую обогатительную фабрику, вошедшую в Садонское горнорудное предприятие. В лучшие свои годы в поселке проживали почти пять тысяч человек, а работникам предприятия предоставляли ведомственное жилье. Мизур расположен в 27 километрах от Алагира и в 65 от Владикавказа. В поселке есть своя школа, детский сад, клуб, амбулатория и даже станция скорой помощи, которая в 2021 году столкнулась с неожиданной проблемой, от которой страдают жители не только самого Мизура, но и окрестных населенных пунктов.

Фото: T.Btemyraty/CC BY-SA 3.0 / wikimedia.org Поселок Мизур

Проверка ОНФ

Местная станция скорой помощи в начале октября 2021 года неожиданно попала в медиа пространство Северной Осетии — сюда приехали телевизионщики. Причиной такого внимания стала проверка Общероссийским народным фронтом (ОНФ) работы амбулатории. Активисты рассказали, что обнаружили недостатки во время мониторинга доступности медицинской помощи в отдаленных горных селах. Один из них — заправки для машин скорой помощи, находящиеся во Владикавказе, из-за которых жители большей части Алагирского района ожидают врачей по четыре часа и более.

«Бензина, как правило, хватает всего на одну смену. Порой заправляться приходится дважды, а в это время может поступить вызов, и больной вынужден ждать, пока мы вернемся в район», — рассказал один из водителей.


После проверки в октябре активисты ОНФ сообщили, что поставили этот вопрос на «карандаш» и будут следить за тем, чтобы ситуация изменилась, пообщались с руководством, персоналом, сделали несколько фото и уехали.

Фото: onf.ru

Контракт без обязательств

В приказе министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 года N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» оговорено время подачи скорой помощи после вызова. Бригада с неотложкой должна приезжать не позднее 20 минут после того, как вызов поступит на пульт дежурного. Однако есть оговорка — время может быть скорректировано с учетом транспортной доступности. То есть, если больной находится на окраине села, и чтобы добраться к нему фельдшер идет пешком по бездорожью, то ни о каких 20 минутах, ясное дело, речи не идет. В Мизуре о таких условиях говорить не приходится. Асфальт или грунтовка средней проходимости — по таким дорогам перемещаются скорые помощи в Алагирском районе. Но дороги не самая главная проблема. Самая главная — заправка бензином.

Контракт на поставку горюче-смазочных материалов для «скорых» был размещен на портале госзакупок 19 марта 2021 года. Его начальная цена составила 15 миллионов 17 тысяч рублей. Уже через 10 дней, то есть 29 марта, появилась первая и, как окажется в дальнейшем, единственная заявка от ООО «Ир-артаг». Оно и стала победителем. Почему больше никто не захотел бороться за бюджетные деньги и не подал заявки для участия в тендере, остается загадкой. На сайте госзакупок можно найти тендеры с примерно такой же суммой на поставку ГСМ в Северной Осетии, в которых принимало участие не менее трех компаний, а в некоторых случаях и до шести.

Фото: pixabay.com

В условиях контракта есть одна важная деталь, несоблюдение которой и стало проблемой для станции «скорой помощи» в Мизуре.

«Поставка товара осуществляется путем выборки на АЗС, расположенных в радиусе 2,5 км от места расположения следующих станций Скорой Медицинской помощи в Республике Северная Осетия — Алания», — говорится в техническом задании к аукционной документации.

Выиграв тендер на поставку горюче-смазочных материалов, ООО «Ир-артаг» должна обеспечить выполнение условий, оговоренных в нем — заправлять машины скорой помощи на заправочных станциях, расположенных не дальше, чем за 2,5 километра от поселка Мизур. Смотрим на карту и видим, что в самом населенном пункте нет АЗС. И за 2,5 километра, обозначенных в условиях контракта, тоже. Ближайшая заправка находится примерно в 10 километрах езды. А в Алагире, который располагается в 27 километрах, можно уже найти не только малоизвестные и с плохим качеством топлива заправочные комплексы, но и сетевые гиганты. Однако водители вынуждены ездить за 68 км за бензином во Владикавказ.

«Дело в том, что водители автомашин вынуждены заправляться во Владикавказе. По этой причине больным приходится ждать фельдшера несколько часов. Раньше машины могли заправлять в Алагире, куда доставляли пациентов, но из-за того, что руководство не продлило контракт с автозаправочной станцией, водители вынуждены проделывать путь 65 километров, чтобы получить топливо. Его, как правило, хватает всего на одну смену. Порой заправляться приходится дважды, а в крайнем случае просить помощи у проезжающих машин», — говорится в репортаже телевизионщиков, которые побывали на станции скорой помощи в Мизуре.

Фото: onf.ru

От Мизура до Владикавказа 68 километров. И заправляться нужно именно во Владикавказе. Этого требуют от водителей скорой помощи. При хороших погодных условиях дорога в один конец займет около часа, а зимой и того больше. Вот и получается, что вместо 20 минут на заправку одной машины уходит в три раза больше. Водители недовольны, больные ждут, активисты грозят проверками, но Минздрав и управление по проведению госзакупок Северной Осетии непреклонны.

Фирма одного человека

ООО «Ир-артаг» состоит всего из одного сотрудника, уставной капитал компании равен 10 тысячам рублей, а еще три года назад чистая прибыль составила минус 5,5 миллиона рублей. Нынешний ее директор еще до конца 2019 года занимался выращиванием овощей и разведением крупного рогатого скота. Офис компании находится во Владикавказе на улице Маяковского 9. И если посмотреть на карту города, то, к своему удивлению, можно увидеть здесь маленький двухэтажный деревянный дом, который и не похож на то место, где располагается фирма-поставщик топлива для Минздрава Северной Осетии.

Фото: yandex.ru/maps Маяковского 9, Владикавказ

После посещения станции скорой помощи в Мизуре активистами ОНФ и журналистами ситуация действительно изменилась. Заправку организовали в Алагире.

«Проблема была взята нами на контроль и озвучена в обращении к руководству станции скорой помощи. Приятно отметить последующую оперативную реакцию профильного ведомства, сегодня машины заправляются в райцентре», — сообщили в пресс-службе ОНФ республики.

NewsTracker связался с республиканской станцией «скорой помощи», где сообщили о том, что «действительно, теперь машины неотложки не ездят во Владикавказ, а заправляются в Алагире, что позволило увеличить число посещений больных и существенно сократить время ожидания». А вот водители скорых не так оптимистичны. Один из них согласился пообщаться с корреспондентом на условиях анонимности.

«После этого шороха, что навели у нас здесь, сразу все забегали. Сказали убрать из машин канистры и что теперь будем заправляться, как раньше, в Алагире. И правда, уже где-то через неделю перестали ездить во Владикавказ. С одной стороны — близко, с другой — бензин алагирский просто ужасного качества. Ощущение, что его водой разбавляют, машина совсем не едет. А в наших горных условиях это очень важно. Да и поговаривать стали, что с нового года опять во Владик будем ездить. Все может быть, поэтому канистру далеко не прячу, возможно пригодится еще», — сообщил собеседник, смеясь.

В Минтрансе Северной Осетии ситуацию никак не прокомментировали. Сначала переадресовали вопрос из одного отдела в другой, а в конце концов вообще заявили, что это информация, которую они не могут разглашать.


Фото: alania.gov.ru Владимир Марзоев, врио Министра промышленности и транспорта РСО-Алания

Проблема с заправкой для скорой помощи в Мизуре — не единственная в республике. В августе этого года подобная ситуация возникла в Ардонском и Ирафском районах. Сергей Меняйло, тогда еще врио главы Северной Осетии, назвал все это «дурью» и потребовал решить ее в кратчайшие сроки. Тогда поставки топлива для неотложек удалось нормализовать, но уже через несколько месяцев ситуация повторилась в соседнем районе. ООО «Ир-артаг», кстати, является поставщиком топлива не только на станции скорой помощи Владикавказа, Пригородного, Моздокского, Ардонского, Дигорского, Алагирского, Правобережного, Кировского, Дигорского, Ирафского районов, но и еще нескольких медучреждений, таких как детская поликлиника № 4 Владикавказа. И не исключено, что проблемы с топливом могут возникнуть вновь.

Источник информации: newstracker

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *