Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые сенаторы Российской Федерации!
Работа прокуроров по обеспечению законности и правопорядка в прошедшем году была направлена на всемерное содействие социально-экономическому развитию России, отстаиванию ее суверенитета, эффективную защиту прав граждан.
В преддверии значимой для страны даты 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, свой доклад хотел бы начать со слов маршала Рокоссовского, руководившего разгромом фашистов под Курском: «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим».
Эти слова сегодня как никогда актуальны. И воины, победившие фашизм, и современные защитники Отечества для нас есть и всегда будут олицетворением героизма и стойкости.
Именно поэтому, значительные усилия прокуроров направлены на соблюдение прав участников специальной военной операции, членов их семей, предоставление им всех необходимых социальных гарантий и льгот. По нашим требованиям тысячам бойцов выплачены надбавки за активные боевые действия, уничтожение и захват военной техники противника.
Совместно с фондом «Защитники Отечества» устраняются сбои в организации их лечения и реабилитации, переобучения и трудоустройства.
По моему поручению, реализуя правотворческую инициативу, прокуроры добивались применения единых мер поддержки для участников специальной военной операции, независимо от их статуса, назначения положенных выплат в беззаявительном порядке. В результате скорректировано почти 3 тыс. правовых актов региональных органов власти.
Но, к сожалению, мы ежедневно продолжаем получать жалобы о проблемах с выплатами, оказанием медицинской помощи, протезированием, доступностью региональных льгот. Каждое такое обращение находится под моим личным контролем до полного восстановления нарушенных прав.
Буквально месяц назад в поручении Главы государства Правительству нашла отражение наша инициатива об определении на федеральном уровне единого минимального стандарта мер поддержки для участников СВО и членов их семей.
Достижение целей специальной военной операции в значительной степени зависит от стабильной работы предприятий оборонно-промышленного комплекса, выпуска ими современной, востребованной продукции.
Прокурорами принимался весь комплекс мер для обеспечения бесперебойных поставок вооружений и боевой экипировки, прозрачного ценообразования на них, а также сокращения сроков ремонта и возвращения в строй средств поражения и техники.
В курском приграничье в круглосуточном режиме проверялось предоставление жителям, вынужденно покинувших свои дома, неотложной помощи, выплат и компенсаций, жилищных сертификатов. Аналогичным образом прокурорский контроль осуществлялся во всех регионах, куда они выехали.
В фокусе особого внимания оставалось содействие социально-экономическому развитию Донбасса и Новороссии. Там по-прежнему сохраняется значительное число нерешенных социальных и экономических проблем. В их числе разграничение и управление объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры, землями сельхозназначения.
Допускались нарушения прав собственников недвижимости путем безосновательного признания объектов безхозяйными. Как следствие, имущество оставалось неучтенным, а в бюджеты не поступали налоговые и арендные платежи.
В Запорожской и Херсонской областях требуются учет месторождений природных ресурсов и их последующая передача недропользователям на законных основаниях.
В числе актуальных вопросов остаются соблюдение трудовых прав граждан, в том числе в части сохраняющейся задолженности по заработной плате, обеспечение надлежащей работы объектов ЖКХ, образовательных и иных социальных учреждений.
Руководители подразделений Генеральной прокуратуры на постоянной основе на месте изучают динамику состояния законности, оказывают коллегам необходимую помощь. О результатах каждого выезда я докладываю Главе государства, в Правительство направляем предложения правового и организационного характера.
В Год семьи проведена проверка порядка оказания государственной поддержки семьям с детьми.
Системные просчеты выявлены в подразделениях Социального фонда России и органах власти субъектов. В республиках Калмыкия, Крым, Забайкальском, Краснодарском краях и других регионах ими неверно исчислялись периоды и размеры выплат, допускались волокита и элементарные ошибки в оценке нуждаемости, истребовались явно ненужные документы.
После принятых прокурорами мер гарантированную законом помощь дополнительно получили почти 110 тыс. семей.
Проверено оказание поддержки малоимущим на основании введенного свыше 12 лет назад института социального контракта. Установлено, что в одних регионах из-за нехватки выделенных из бюджета субсидий гражданам отказывалось в предоставлении мер поддержки, в то время как в других – десятки миллионов рублей оставались неиспользованными.
По нашему требованию Минтрудом России организован мониторинг реализации программы, наведен порядок в ее финансировании. Это позволило тысячам нуждающихся воспользоваться средствами на переобучение, открытие собственного дела, преодоление трудных жизненных ситуаций.
В сфере охраны здоровья надзорным сопровождением охвачен профильный национальный проект. Реагирование было направлено на недопущение срыва строительства поликлиник, ФАПов, иных медучреждений, простоя дорогостоящего оборудования.
Например, принятые меры устранили препятствия для завершения строительства детской больницы в Ярославле, ускорили введение в строй Донецкого республиканского перинатального центра.
В 15 больницах Ивановской области стало наконец использоваться давно закупленное оборудование для проведения телемедицинских консультаций.
Жители новых регионов теперь в беззаявительном порядке учтены в информационной системе для бесплатной медицинской помощи.
Мы предметно разбирались с проблемами доступности врачей первичного звена. Дана оценка полноте и достаточности мер по привлечению молодых специалистов, обеспечению их стимулирующими мерами, особенно в сельской местности.
По результатам проведенных проверок в 62 регионах страны программы по развитию кадровой политики в системе здравоохранения дополнены мероприятиями по повышению уровня материального обеспечения и улучшения бытовых условий медицинских работников.
Под контролем оставалась полнота и своевременность лекарственного обеспечения. В рамках исполнения поручения Главы государства мы предложили Правительству разработать методику оформления решений о применении не зарегистрированных препаратов, предусмотрев приоритет отечественных медикаментов.
Из федеральной системы мониторинга исключены недостоверные данные о наличии в обороте 12 млн упаковок лекарств для льготников. Это препятствовало определению объективной потребности в медикаментах и планированию их закупок.
В результате проведенной работы преодолены проблемы льготного обеспечения лекарствами в Республике Крым, Камчатском крае, Брянской, Московской, Тверской областях и других субъектах.
Вместе с тем в 16 регионах приобретение по государственным контрактам завышенных объемов препаратов, ненадлежащее их распределение по аптекам и списание за негодностью стали основаниями для уголовного преследования.
Проверено обеспечение инвалидов средствами реабилитации. Повсеместно пресекались нарушения при их закупках, в том числе приобретение некачественных устройств, завышение их стоимости, во многих случаях в результате злоупотреблений должностных лиц.
Например, во Владимирской области прокурорами выявлены факты поставок по госконтрактам бракованных протезов нижних конечностей, которые ржавели прямо с начала использования. Ущерб составил почти 11 млн руб. Уголовное дело по данным фактам рассматривается в суде.
Благодаря действующей в Генеральной прокуратуре межведомственной рабочей группе по защите прав инвалидов предотвращены многомиллионные закупки Социальным фондом России средств реабилитации по завышенным ценам, а также невостребованных гражданами.
По результатам надзорных мер изменена структура фонда, налажен еженедельный мониторинг исполнения заявок на снабжение лиц с ограниченными возможностями здоровья положенными изделиями. Правительством дополнительно выделено свыше 22,5 млрд рублей на закупку средств реабилитации, а число обеспеченных ими граждан возросло на 12 %.
Доступность протезирования крайне важна для адаптации получивших увечья участников специальной военной операции. Этот процесс находится под нашим особым контролем.
В рамках компетенции прокуроры включались в решение национальных задач по улучшению демографической ситуации, обеспечивали законность в сфере охраны материнства, отцовства и детства.
По нашему предложению Правительством впервые установлены нормативы затрат для оказания несовершеннолетним паллиативной помощи. Итогом стало выделение более 1,7 млрд рублей на приобретение для них медикаментов, изделий для поддержания функций организма на дому, зондов для организации питания и аппаратов для кислородной поддержки.
Реагирования потребовали факты волокиты при проведении врачебных комиссий, отказов в выдаче рецептов на положенные устройства и расходные материалы, включая тест-полоски для контроля уровня сахара.
По нашему требованию Минздравом России усилен контроль за реализацией федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом». Это позволило бесплатно снабдить системами непрерывного мониторинга глюкозы в крови свыше 53 тыс. детей.
В декабре прошлого года большой интерес сенаторов вызвали результаты нашей проверки сферы общего образования. Принятые меры были направлены на исключение неоднократных в течение года пересмотров федеральных стандартов и требований к выполнению заданий итоговой аттестации. Все это влекло неактуальность учебников, их нехватку и списание.
Об итогах проверки с предложениями по совершенствованию государственной политики в сфере общего образования я проинформировал Президента страны. Министерством просвещения и Рособрнадзором организовано внесение изменений в ведомственные правовые акты, в том числе в части подготовки методических материалов и снижения учебной нагрузки.
Оценивая условия для гармоничного развития детей прокуроры реагировали на нарушения требований к их безопасности, в том числе в цифровой среде, недостатки профилактики деструктивного поведения, организации питания и отдыха, условий для занятия спортом.
В частности, проверка спортивных федераций показала, что их деятельность не была нацелена на развитие массового и детско-юношеского спорта. В условиях недостаточного финансирования профильных школ расходы на тренировочный и соревновательный процессы перекладывались на родителей.
Нередко спортивные объекты использовались в коммерческих целях, при этом молодые спортсмены оплачивали услуги по их использованию. Например, в муниципальном ледовом дворце подмосковного Чехова необходимое для отрабатывания спортивных навыков помещение «бросковой зоны» арендовалось индивидуальным предпринимателем, который за деньги предоставлял его воспитанникам хоккейной школы.
В ходе надзорных мероприятий пресечено более 15 тыс. нарушений законов, включая ненадлежащее расходование и хищение бюджетных средств. К различным видам ответственности привлечено 3,8 тыс. спортивных функционеров.
Об итогах проверки мною проинформирован Глава государства. Им поручено Правительству усилить контроль за деятельностью спортивных федераций, включая использование ими отчислений от азартных игр для повышения доступности физической культуры для детей и взрослых.
Нарушения в сфере ЖКХ остаются предметом максимального числа поступающих обращений граждан. Ежедневно люди сообщают о растущей плате и низком качестве услуг.
Инициированный пересмотр «раздутых» более чем на 7 млрд рублей расходов энергоснабжающих предприятий обусловил снижение тарифов для населения. Например, в Подмосковье более чем на 5 %. А в Республике Саха (Якутия), Кировской области и других регионах в ряде случаев вполовину сокращены расценки на транспортировку газа.
Собранные с граждан взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов нередко расходуются неправомерно, сметы на него завышаются, а работы проводятся некачественно.
В связи с чем, по нашей инициативе Минстроем определена методика формирования оценочной стоимости капремонта, установлено обязательное участие в ходе таких работ строительного контроля.
Во многом состояние жилого фонда зависит от добросовестности управляющих компаний, которые порой представляют из себя лишь стол, стул и два работника. Нередко их бездействие покрывается жилищными инспекциями.
Чтобы повысить уровень их ответственности мы потребовали от Минстроя ввести новые критерии оценки работы жилинспекций. Теперь ее эффективность напрямую зависит от реального восстановления прав граждан.
Модернизация коммунальной инфраструктуры немыслима без применения механизмов государственно-частного партнерства.
Прокуроры в судах добивались заключения концессионных соглашений по сетям и другим объектам ЖКХ, ранее незаконно переданным коммерсантам без обязательств по их реконструкции. В Республике Башкортостан, Ставропольском крае, Архангельской, Амурской, Кемеровской, Ивановской, Свердловской областях это позволило привлечь инвестиции на сумму 4 млрд рублей.
В то же время в 28 регионах ресурсоснабжающие организации не исполнили свои инвестпрограммы. В Забайкальском крае и Тамбовской области с концессионеров, не обеспечивших модернизацию сетей, по искам прокуроров в бюджеты взыскано 900 млн рублей.
Чтобы создаваемые в рамках концессий объекты не оказались брошенными недостроями Правительству предложено установить требования к их участникам об обязательном наличии опыта и деловой репутации.
Во исполнение поручения Главы государства с учетом принятых мер, в том числе законодательного характера, принципиально изменилась ситуация с восстановлением прав дольщиков.
Прокуроры вступили более чем в 100 дел о банкротстве застройщиков, предотвратив неправомерное изъятие десятков уже оплаченных квартир и вывод из отрасли почти 2,5 млрд руб.
За год свыше 23 тыс. дольщиков получили квартиры или возмещение. Проблема окончательно решена в большинстве регионов страны, а в 22 оставшихся носит единичный характер.
К сожалению, практически повсеместно продолжает «буксовать» мусорная реформа. Прокуроры реагировали на сбои на всех этапах обращения с отходами, пресекали использование полигонов, исчерпавших свою мощность. В Республике Бурятия и Чукотском автономном округе чиновники вместо рекультивации согласовали их дальнейшее использование, что стало поводом для возбуждения уголовных дел.
В приоритете оставалась законность оборота чрезвычайно и высокоопасных веществ. За сокрытие сведений о них с марта прошлого года по нашей инициативе введена административная ответственность. Это позволило сделать прозрачной деятельность 60 тыс. предприятий и скорректировать схемы обращения с отходами во многих регионах страны.
Принципиальную оценку получило бездействие органов власти по обезвреживанию отстойников нефтепродуктов, отходов тяжелой и химической промышленности. Правительству предложено ускорить их научное обследование и разработать эффективные механизмы по ликвидации источников экологической угрозы.
В сфере защиты окружающей среды усилия были сосредоточены на соблюдении требований к выбросам вредных веществ в атмосферу, охране вод, сбережению биоресурсов и заповедного фонда. Всего пресечено 295 тыс. нарушений, возбуждено 1 400 уголовных дел.
Дана оценка законности использования сельхозугодий, приняты меры по фактам их незаконной застройки, порчи и деградации. Правительству предложено усилить контроль за реализацией комплексной программы по повышению плодородия почв, содержанию и учету объектов мелиорации.
Совместно с заинтересованными ведомствами приняты комплексные меры по снижению криминальных рубок древесины – их стало меньше на 16,5 %. В Кировской, Тверской, Ульяновской областях и других регионах предъявлены иски о возврате в казну 80 тыс. гектаров земель, неправомерно выбывших из лесного фонда.
В фокусе внимания оставалась борьба с природными пожарами. По нашим требованиям в регионах закуплена недостающая техника, продлены маршруты патрулирования, организованы расчистка леса, устройство противопожарных разрывов.
Но, к сожалению, принятых мер оказалось недостаточно. Площадь выгоревших территорий в Сибири и на Дальнем Востоке увеличилась с 4,5 до 7,7 млн гектар, чему во многом способствовали просчеты, допущенные со стороны региональных органов власти. В Приморском и Хабаровском краях инициировано уголовное преследование проявивших халатность чиновников.
В преддверии пожароопасного периода мною прокурорам поручено активизировать проверки готовности органов лесоохраны.
Комплексно отреагировали на ситуацию, связанную с разливом нефтепродуктов в акватории Азовского и Черного морей. Оперативный выезд на место показал, что к устранению последствий катастрофы первыми приступили волонтеры, а не силы МЧС и других ведомств. Мы добились увеличения группировки сил реагирования до 10 тыс. человек.
Президенту было доложено о необходимости введения режима чрезвычайной ситуации федерального уровня.
В настоящее время контролируем утилизацию загрязненных грунтов и подъем затонувших судов. По поручению Главы государства по всей стране проводятся проверки танкерного флота.
В транспортной сфере усилия прокуроров были направлены прежде всего на обеспечение безопасности перевозок. Пресечена эксплуатация более двухсот плавательных средств. Устранены нарушения правил полетов, обслуживания бортов, содержания аэродромов и смежных территорий.
Особое внимание уделено безопасности железнодорожных переездов. После реагирования прокуроров отремонтированы тысяча двести таких объектов. По нашему требованию Росжелдором обновлен их реестр, доступ к которому предоставлен Ространснадзору и Госавтоинспекции. Минтрансом скорректированы правовые акты в части эксплуатации переездов и их комиссионного обследования.
Развитие транспортных артерий одно из обязательных условий для ведения внешнеторговой деятельности. Прокурорами проверялись функционирование пунктов пропуска, полнота и своевременность взыскания таможенных платежей, соблюдение экспортно-импортных ограничений, пресекался неправомерный оборот стратегически важных ресурсов.
Пресечено свыше 200 тыс. нарушений законодательства, связанных со строительством и реконструкцией автомобильных дорог, включая применение некачественных материалов и хищение выделенных средств. По инициативе прокуроров возбуждено 35 уголовных дел. Обеспечена транспортная доступность более 3 тыс. населенных пунктов.
Экономическая стабильность и достижение национальных целей развития оставались в числе важнейших направлений нашей работы.
Прокуроры способствовали пополнению доходов бюджетов, в том числе в результате возврата дебиторской задолженности на 33 млрд руб. Активизирована претензионно-исковая работа и взыскана плата за землю в размере 350 млн руб.
Обеспечивалась законность расходования бюджетных средств, в том числе в рамках реализации национальных проектов.
В связи с закупками в обход конкурентных процедур, хищениями, коррупцией и иными злоупотреблениями по материалам прокуроров возбуждено 1 158 уголовных дел, а всего правовую оценку получили 216 тыс. нарушений.
Зачастую ради своей победы участники торгов предоставляют госзаказчикам ложные сведения. Мы предложили Правительству определить порядок их внесения в реестр недобросовестных поставщиков.
От руководства Федеральной антимонопольной службы потребовано усилить государственный контроль в сфере закупок.
При комплексном надзорном сопровождении национальных проектов завершены работы на 128 социально значимых объектах в республиках Бурятия, Марий Эл, Саха (Якутия), Алтайском, Красноярском и Ставропольском краях, Брянской, Ивановской, Кировской, Омской, Томской областях.
Новый этап реализации нацпроектов диктует переосмысление надзора. Прокурорам поручено отслеживать финансовые взаиморасчеты между контрагентами от заказчика до конечного исполнителя. Контракты стоимостью в несколько сотен миллионов рублей независимо от поступающих жалоб и сведений о рисках их срыва будут браться под контроль в течение месяца со дня заключения.
Значимый вклад внесен в защиту имущественных интересов государства. По искам прокуроров в 2024 году в казну возвращено свыше 15 тыс. незаконно отчужденных объектов, включая стратегические предприятия, а также 120 тыс. гектаров земель почти на 2,4 трлн рублей.
Ряд имущественных комплексов приносил доход резидентам из недружественных стран, которые они использовали в ущерб интересам нашей страны. В суде мы доказали незаконность их действий и обратили их активы на 56 млрд рублей в федеральную собственность, не допустили вывода за рубеж 25 млрд рублей.
С другой стороны, мы добивались реализации гарантий ведения свободной предпринимательской и инвестиционной деятельности.
С учетом затронутых бизнес-сообществом вопросов инициировали ускорение Правительством законодательных изменений о национальном режиме закупок и разъяснение Минфином порядка исчисления налога на имущество в связи с состоявшейся переоценкой кадастровой стоимости.
В прошлом году прокурорами согласована лишь каждая третья выездная проверка органов власти. При формировании плана контрольно-надзорных мероприятий на текущий год отклонено более 100 тыс. предложений об их проведении.
Предотвращая чрезмерное административное давление на бизнес, мы в каждом случае учитывали необходимость обеспечения безопасности продукции и услуг. Главным принципом оставался баланс интересов предпринимателей и общества.
Итогом работы по противодействию коррупции в 2024 году стало выявление свыше 160 тысяч правонарушений. Большая часть из них касалась предоставления неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
В каждом случае несоответствия расходов чиновников их доходам, а также владения имуществом, приобретенным на средства из сомнительных источников, прокуроры в судебном порядке истребовали их в пользу государства. Общий объем взысканных средств превысил полтриллиона рублей. Такие вот богатые у нас некоторые чиновники.
Например, руководитель одного из межрегиональных управлений Росприродназора не смог объяснить законное происхождение имущества на сумму более 480 млн рублей. Исковое заявление об изъятии этих активов находится в суде, приняты обеспечительные меры.
Благодаря слаженной работе правоохранительных органов в прошлом году увеличилось общее количество выявленных коррупционных преступлений. Существенно возросло число расследованных фактов коррупции, совершенных в организованных формах.
В целом криминогенная ситуация в стране оставалась относительно стабильной. При общей тенденции снижения количества зарегистрированных преступлений в 28 регионах зафиксирован их рост, в первую очередь за счет так называемых виртуальных мошенничеств. Они составляют уже 40 % от всех зарегистрированных преступлений.
По нашей инициативе выработаны комплексные механизмы противодействия цифровой преступности. В их числе внедрение операторами связи антифрод-систем, противодействие использованию подменных номеров и «серых» сим-карт, установление требования об обязательной регистрации карт в государственных информационных системах.
Во взаимодействии с Банком России по нашим требованиям ограничен доступ к 44,5 тыс. сайтов, распространявших ложную информацию о предоставлении финансовых услуг и банковских продуктов.
К лицам, предоставившим свои счета для перечисления на них денег потерпевшими, предъявлено 9,5 тыс. исков на 1,7 млрд рублей.
Вместе с тем считаю необходимым ввести на законодательном уровне лимиты по выпуску банковских карт, а также нормативно урегулировать деятельность риелторов, через которых мошенники ускоренно продают квартиры потерпевших. Соответствующие предложения мы направили в Совет Безопасности, рассчитываю и на вашу поддержку.
Распространенности такого вида преступности способствуют не только доверчивость граждан, но и уязвимость информационной инфраструктуры. В прошлом году прокурорами пресечено 35 тыс. нарушений при защите информации, аттестации и эксплуатации информсистем, обработке персональных данных.
В декабре прошлого года по нашей инициативе в Уголовный кодекс внесены поправки, предусматривающие ответственность за незаконный оборот баз персональных данных, а также за создание электронных площадок для их реализации. Правоприменительная практика уже формируется.
В условиях проведения специальной военной операции количество преступлений террористической направленности увеличилось более чем в полтора раза, включая почти трехкратный рост терактов. Преимущественно они совершались посредством атак беспилотников и артиллерийских обстрелов.
В ходе масштабной проверки при участии ФСБ и Росгвардии дана оценка состоянию антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и иных значимых объектов. Устранено более 204 тыс. нарушений, связанных с несоблюдением пропускного режима, недостатками систем видеонаблюдения и оповещения, средств охраны и противодействия дронам.
Существенное влияние на распространение террористической угрозы продолжает оказывать миграционный фактор. К уголовной ответственности за радикальные посягательства привлечено 179 иностранных граждан и лиц без гражданства.
При этом проверка органов внутренних дел показала значительные упущения при осуществлении миграционного контроля.
Во многом именно по этим причинам отсутствовала актуальная информация о статусе и перемещениях иностранцев, не обеспечивался их выезд из страны. В 1,5 тыс. случаях прокурорами в судебном порядке оспорены фиктивные основания для легализации мигрантов.
По нашему представлению МВД России работа подразделений, выполняющих контрольные функции, скорректирована, о чем, прежде всего, свидетельствует увеличение на 70 % числа выявленных преступлений по организации незаконной миграции. Почти все они расследованы следователями органов внутренних дел.
Более чем на четверть выросли криминальные проявления экстремистской направленности, прежде всего за счет публичных призывов к запрещенным действиям в Интернете, социальных сетях и мессенджерах.
Для пресечения противоправного контента в Роскомнадзор направлено более 1 200 требований, по которым ограничен доступ к 75 тыс. интернет-ресурсов.
Реализованы новые полномочия по приостановлению на 3 месяца деятельности средств массовой информации за трансляцию недостоверных общественно значимых сведений.
Впервые в качестве, подчеркну, ответной меры на ограничение деятельности за рубежом российских СМИ принято решение о запрете работы на территории нашей страны 81 иностранного издания. Доступ к их информационным ресурсам ограничен.
Кроме того, нежелательными признана 71 иностранная и международная организация, запрещены 3 террористических объединения и 172 их подразделения.
Наша страна никогда не забудет о массовом истреблении мирных жителей и других злодеяниях нацистов. В рамках проекта «Без срока давности» по искам прокуроров на основании архивных документов и материалов уголовных дел уже в 33 регионах страны судами подтверждены факты военных преступлений против человечности и геноцида немецко-фашистских захватчиков, повлекших многочисленные жертвы и ущерб свыше 137 трлн руб. Будем продолжать эту работу.
Для укрепления авторитета России расширялось международно-правовое сотрудничество.
Под моим председательством в Санкт-Петербурге проведена шестая встреча генеральных прокуроров стран БРИКС в расширенном составе.
Исключить политизацию деятельности международных организаций и двусторонних отношений я предложил коллегам в ходе первого саммита руководителей прокурорских служб «Группы двадцати» в Рио-де-Жанейро. Расширялись формы и направления нашего взаимодействия в рамках СНГ и ШОС.
Одним из знаковых результатов стало одобрение Генеральной Ассамблеей ООН инициированной нами всеобъемлющей конвенции о противодействии киберпреступности.
Совместно с МИД России и другими компетентными органами нам удалось подготовить сбалансированный документ, который станет прочной основой для защиты от трансграничной преступности в цифровой среде.
В завершение хотел бы подчеркнуть важность нашей работы по рассмотрению обращений граждан. За год их к нам поступило почти 7 млн, проведено 1 млн 206 тыс. личных приемов.
Мы добивались, чтобы результатом рассмотрения каждого поступившего обращения стала действенная помощь людям и фактическое устранение нарушений. Именно так будем действовать и дальше.
Обширная надзорная практика способствовала дальнейшему укреплению единства правового пространства. В законах, актах Правительства нашли отражение наши предложения по необходимой донастройке важнейших государственных механизмов.
Во многом это стало возможным благодаря тесной работе с депутатами и сенаторами, за что хотел бы выразить вам особую признательность.
Позвольте от лица российской прокуратуры поблагодарить лично Вас, уважаемая Валентина Ивановна, за тот уровень доверительного и эффективного сотрудничества, который у нас сложился. Сделаем все для его дальнейшего развития на благо нашей страны и ее граждан.
Спасибо за внимание!
Источник информации: telegra.ph