«Нью – Васюки» Камчатского чиновника Деникеева?

Пару дней назад мне стало известно о намерениях Усть-Большерецкой администрации добывать в своем районе торф. Всё бы ничего, но то, что добывать его собираются для дальнейшей отправки в Китай подвергло меня к написанию небольшой заметки на своей странице в фейсбуке.

Обозвал я эту заметку «Нью-Васюки Деникеева». Её смысл сводился к тому что в своем далеком детстве, когда я читал произведения В. Пикуля, то и подумать не мог, что придётся воочию встретиться с тупыми чиновниками, у которых в голове всё что угодно, но только не мозги. Встретиться, положим, лично и не довелось, а с «плодами» их деятельности приходится регулярно.

Я не поклонник советского или какого-либо ещё строя, но на мой взгляд во времена советского союза то ли  чиновники были пограмотнее, то ли партийная дисциплина была не пустым словом.

Так о чем это я!? В Советском Союзе запасы торфа на Камчатском полуострове были изучены.

В результате выполненной в 60–70-ых гг. геологоразведки крупных месторождений Западной Камчатки, в том числе, Митогинского месторождения, специалистами специализированной партии ПГО «Приморгеология» определено, что до 70% торфа может использоваться для отопительных нужд. Соответственно, были и планы по разработке месторождений торфа в Усть-Большерецком районе и строительстве порта на мысе Левашова. Порт, положим, был нужен для весьма специфических задач, а вот с торфом идею отодвинули, поскольку умные головы призадумались о возможном ущербе хрупкой экосистеме тундры и нерестовым рекам, которые питаются водами из той самой тундры.

Сейчас с умными головами, по всей видимости, стало совсем туго и, насмотревшись на робкие шаги министра природных ресурсов Камчатского края по продаже воды китайцам и поняв, что никому до этого нет дела, глава Усть-Большерецкого района решил замутить с китайцами.

Ну а что? Дальневосточный гектар в этих местах оказался никому не нужен. И вот уже подписано соглашение о намерениях с китайской стороной, которая начнет строить порт в районе мыса Левашова для вывоза камчатского торфа. То, что никаких общественных слушаний не было вообще никого не интересует! Вон, в Соболевском районе газовики пообещали на сходке жильцов игровые площадки в селе построить и все дружно проголосовали «За». И тут проканает.

Из комментариев к своей заметке понял, что мало кто вообще знает о проблеме добычи торфа (если её можно так назвать).

Решил покопаться на просторах интернета и обнаружил заметку Игоря Кравчука в «Камчатском времени» от 2 августа 2013 года под названием «Камчатский торф против «Газпрома»».  В публикации рассказывалось об исследованиях камчатских ученых, которые ещё в 2003 году «увлеклись» идеей торфоразработок и даже издали в связи с этим свой труд под названием «Минерально-сырьевой потенциал Камчатской области». Выражаясь языком Игоря Кравчука «активным проводником идеи добычи торфа и использования этого сырья является зам. главы Усть-Большерецкого района Константин ДЕНИКЕЕВ». Заметьте! Тогда ещё зам.главы района. Потому что главой района тогда был Игорь Бондарь, который «плавно» влился в беседу и приволок иллюстрированный журнал «Дальний восток» со статьей про богатство их района – торф. Извиняюсь за обилие воды, но это просто необходимо, чтобы осознать каким образом формировалось сообщество единомышленников. Так пока это назовём.

Суть статьи в «Камчатском времени» в том, что существует альтернатива добыче газа на камчатском шельфе и есть реальная возможность перевести котельные района с дорогого и экологически небезопасного угля и мазута на практически «безвредный» торф. В связи с этим активные жители района даже написали письмо президенту России Путину, которому, по уверению авторов письма, «единственному по силам решить этот вопрос». В той же статье президента оповестили, что уже «есть деловые люди, которые хотят начать им заниматься и на этом зарабатывать, поскольку к газу и нефти никого уже не подпустят…». На сайте правительства Камчатского края И. Кравчук наткнулся на «Паспорт инвестиционного проекта №A1010046 «Термическая переработка торфа и отходов производства и быта в Камчатском крае» инновационной компании «Чистый мир». Акционеры (В.Трибуц — 50 %,  А. Матюшин — 50 %)  предлагают переработку торфа и ТБО в Усть-Большерецком и Елизовском районах.

Вкратце о проекте. Он, кстати, опубликован на инвестиционном портале Камчатского края и любой желающий может его рассмотреть хоть вдоль, хоть поперек. Проект датирован 2011 годом. Акционеры компании инициатора проекта были озвучены выше —  Трибуц и Матюшин с равными долями. Цель проекта – исключение антропогенного воздействия отходов производства и быта на окружающую среду….» Стоимость проекта – 767 млн. рублей, из которых почти 652 млн. – запрашиваемые инвестиции.

Не знаю что потом пошло не так, но в декабре 2015 года, а точнее 18-го числа был заключен договор между Краевым государственным бюджетным учреждением «Региональный центр развития энергетики и энергосбережения» и федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Научно-исследовательский геотехнологический центр Дальневосточного отделения Российской академии наук (НИГТЦ ДВА РАН) на выполнение научно-исследовательской работы «Разработка технического задания на выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на тему «Переработка торфа Митогинского месторождения, расположенного в Усть-Большерецком районе Камчатского края, с организацией производства топливных пеллет».

Почему эти работы были заказаны не инициатором проекта, а государственным учреждением я доподлинно не знаю, но общая стоимость НИОКР в соответствии с Техническим заданием составила 4 000 000 руб. И, о чудо! За каких-то пять дней родился и был утвержден 23 декабря 2015 года на заседании ученого совета НИГТЦ ДВА РАН отчет об этой работе. Вот что рубль животворящий делает! 800 тысяч рублей в день и научный труд готов.

Наверное, подобная спешка была кому-то нужна. Скорее всего, данная работа делалась (или сказать лепилась) в противовес докладу аналитического центра при Правительстве Российской федерации «Оценка перспектив и целесообразности перехода субъектов Российской Федерации, использующих нефтепродукты с целью теплоснабжения, на местные и возобновляемые виды топлива».

В данном докладе, на 18-й странице черным по белому написано следующее : «Запасы торфа всех категорий изученности Камчатского края составляют 1352,8 млн т. Балансовый промышленный фонд — 773,9 млн т. Тем не менее добыча торфа в регионе не ведется и не планируется ввиду экономической нецелесообразности.»

Так или иначе, в спор вступили Российская академия наук и аналитический центр при правительстве. Уж не знаю кто в конечном итоге выиграл или выиграет, но к труду «академиков» у меня лично очень много вопросов. Я в данной области не специалист, скажу лишь, что в период моего обучения ни один преподаватель не принял бы работу (курсовую или дипломную) в перечне использованной литературы которой из 26 источников 6 прямых ссылок на интернет-страницы, из которых 3 просто отсутствуют, а ещё три на справочную информацию из разряда Википедии. Хотя нет. На Википедии всё гораздо серьёзнее. Понимаете, да? С таким же успехом можно было сослаться на чат в WhatsAp. О серьёзности труда можно судить также по следующему утверждению «Мониторинг лососевых рыб, проводившийся сотрудниками ТИНРО на мелиоративной станции в районе пос. Апача в начале 90-х гг., показал, что видовое разнообразие и количество лососей, идущих на нерест по р. Плотниковой, не зависит от масштабов и интенсивности осушения прилегающих к реке болот, а также от объемов извлекаемого торфа». Ссылки на труд сотрудников ТИНРО в списке использованной литературы я не нашел, но и без этого с большим сомнением отношусь к утверждениям об отсутствии воздействия добычи торфа в период, когда самой добычи ещё не было.

Чтобы вы понимали, добыча торфа предполагается путем осушения болот и сброса воды из них в находящиеся поблизости водные объекты т.е. реки. Конечно, в одном из Приложений предполагается что «В целях уменьшения влияния осушения торфяного массива на окружающую среду, и в первую очередь на режим водных объектов, строятся отстойники, защитные валы, дамбы, шлюзы и другие сооружения», но как здравомыслящий россиянин я в это не верю. Тем более, если заниматься добычей будут наши соседи, которые и в своей стране не особо заморачиваются вопросами экологии. Про другие научные работы в данном направлении я не слышал. И найти их не смог. Почему? Может потому что их нет? Это не странно. Странно, что не было никаких слушаний по этому вопросу.

Уж не знаю зачем, но наверное для пущей убедительности в серьёзности намерений уже 13 января 2016 года  заключен договор № 01 от 13.01.2016 г.  с Тверским государственным техническим университетом на экспертизу материалов по инновационному проекту «Создание торфомусороперерабатывающего предприятия ООО «МИТОГАТОРФ» в Усть-Большерецком муниципальном районе» (2016 г.). По всей видимости, кто-то даже протрезветь не смог после новогодних праздников, но так было невтерпеж, что пересилив себя, договор заключили. Кем был заключен договор и на какую сумму я не знаю, но в свободном доступе я результаты этой экспертизы также не нашел.

Что за предприятие «Митогаторф» и откуда оно взялось? В соответствии с паспортом инвестиционного проекта № А140128, инициатором является администрация Усть-Большерецкого муниципального района. Разрабатывался проект в период с 2009 по 2014 год. Согласно Паспорта сроки реализации проекта были следующими:

2015 год — Договора, ТЭО, ПСД – 7,8 млн. рублей.

2016 год – Строительство и ввод в эксплуатацию – 611,12 млн. рублей.

2017 – 2021 года – эксплуатация (расчётный период)

До сих пор я не могу найти информацию о зарегистрированном предприятии с таким названием. Зато нашел другое – ООО «МЭП», зарегистрированное 28 января 2010 года, основной вид деятельности которой — Добыча и агломерация торфа. Данное общество с очень ограниченной ответственностью оказывается владеет лицензией  ПТР 05030 ТЭ от 01.12.2010 на добычу торфа на участке недр «Западный» Митогинского месторождения в Камчатском крае на срок отработки. То есть все проекты и НИОКРы делались для него? Утверждать не стану, но что-то меня в этом сильно пытается убедить перечень учредителей:

Наименование                                                             Дата           ИНН            Доля в тыс.руб.

БОНДАРЬ ВИТАЛИЙ ИГОРЕВИЧ                     28.01.2010 410117280928          2

ДЕНИКЕЕВА ЮЛИЯ КОНСТАНИТИНОВНА 28.01.2010 410101044795          2

МАТЮШИН АНДРЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ               03.08.2012 410106905832         2

МУРАВЬЕВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ     28.01.2010 410101805295         2

ТРИБУЦ ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ                      28.01.2010 410101001784         2

 

Если я не ошибаюсь, то Виталий Игоревич – сын бывшего главы района, Юлия Константиновна – дочь нынешнего главы района. Кто остальные я не знаю и даже не догадываюсь. Наверное, те самые активные граждане, которые писали президенту!

Напомню, статья Игоря Кравчука в «Камчатском времени» датирована августом 2013 года. А предприятие ООО «МЭП» зарегистрировано в 2010 г.  Я может чего-то не понимаю, но весь этот одесский шум с проектами и НИОКРами был для удовлетворения интересов активных граждан или устойчивого сообщества!? Причем за государственный счет! С этим общество (сообществом) столько вопросов возникает! При нынешнем статусе «ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА В СВЯЗИ С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИЗ ЕГРЮЛ НА ОСНОВАНИИ П.2 СТ.21.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 08.08.2001 №129-ФЗ», т.е. из-за отсутствия какой-либо деятельности, юридическое лицо уже дважды было исключено из государственного реестра и затем вновь оживало. По крайней мере так следует из информации, приведенной ниже.

Мои знакомые успокаивают меня – мол не всё так плохо. Просто «активные» граждане, тонко чувствующие конъектуру рынка, хотят облагодетельствовать наш полуостров, неся ответственность при разработке торфа на многие миллионы рублей всего на 10 тысяч рублей уставного капитала.

Не знаю. Как-то не спокойно мне.

Свое личное мнение ,оценочное суждение журналиста,

основанное на собранных материалах изложил Петрович

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *